Способ определения параметров износостойкости материалов узлов трения

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к испытательной технике, а именно к способам оценки прочностных свойств твердых материалов, определяющих их износостойкость и прогнозирование ресурса узлов трения по фрикционным характеристикам материалов. Цель изобретения - повышение достоверности за счет повышения адекватности модели узла трения натуре. Способ включает периодическое изнашивание узла трения до допустимого зазора в условиях изменения режима трения за счет последовательного снятия слоев изнашиваемого материала с регистрацией коэффициента трения и параметров изнашивания. После съема материала производят технологическую приработку новерхнос и. I з.п.ф-лы. § (У) с:

СОЮЭ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1627910 А1 щ)5 ь О1 " 3/56

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

flP ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНЯТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4486111/28 (22) 14.07.88 (46) 15.02.91. Бюл. Р 6 (71) Институт машиноведения им. А. А. Благонранов а (72) В, С. Комбалов, Т.Л. Вишнякова и П.П.Усов (53) 620. 178. 16 (088.8) (56) Трение и износ н машинах. — Сб.

XV, И., 1956, с, 165-172. (54 ) СПОСОБ ОПР ЕДЕЛЕ Н11Я ПАР АИЕТ РО В

ИЗНОСОСТОЙКОСТ11 MATEA1ASIOB УЗЛОВ

TP ЕНИЯ (5 7) Изобретение относится к испыт ательной технике, а именно к способам оценки прочностных свойств твердых

Иэ обр ет ени е относит ся к три боло гии и может быть использовано для прогнозирования ресурса сопряжений типа

"в an- втул к а".

Цель изобретения — повышение достоверности эа счет повышения адекватности модели узла трения натуре.

Для определения параметров износостойкости материала, входящих в элементный закон изнашивания, необходимо сопоставление экспериментальных данных с данными, соответствующими некоторой расчетной модели иэнашиваемого узла трения. При это м досто верность найденных параметров существенно зависит от адекватности расчетной модели натуре.

Для соблюдения укаэанной адекватности, после измерения износа сопровождакщегося для большей точности остановкой и разборкой узла трения, нематериалов, определяющих их износостойкость и прогнозирование ресурса узлов трения Ito фрикционным характеристикам материалов. Цель изобретения — повышение достоверности эа счет повышеHHA адекватности модели узла трения натуре, Способ включает периодическое изнашивание узла тгения до допустимого зазора в условиях изменения режима тре нпя з а счет посл едовательного снятия слоев из наши ваемо го материала с регистрацией коэффициента трения и параметрон изнашивания.

После съема материcUJB произ водят технологическую приработку понерхно . ; и, 1 э, и. ф-лы, 1 обходимо привести последний в состояние, имеющее место перед его остановкой, что представляется весьма затруднительным иэ-эа неравномерности износа и погрешностей сборки узла тре ни я. 3

Снятие материапа с поверхности трения эквидистантно исходной понегх9ааа ности до ликвидации следов износа позволяет вернуть узел трения в состояние с детерминиронаннгй геометрией и обеспечить тем самым адек знатность расчетной модели натуре, Ввиду того что износостойкость существенно зависит от состояния поверхности трения, целесообразно проводить техно" огическую приработку поверхности после съема материала.

Для подшипника скольжения (прямая пара трения) способ реализуют следующим образом, 1627910

2ю Ь 1)))+й

+2 эГссоэ (- — )J при д.ь J

RL = акк (2) ° ° ° ехр (-1. 75+0. 83 (m+4 ° 18) (а rcco ю

Составитель И. Солдатенков

Техред M.дидык

Корректор Н. РевскаЯ

P ед а кто р А. Доли нич

3 ак аэ 334 Тираж 387 Подписное

ВПИИПИ Государственного комитета ио изобретениям и открытиям при ГКНТ ССС

113035, 11с)сква, Ж-35» Раушская наб., л. 4/5

II 11

Производственно-издатель<лий комбинат Патент, г.ужгород» ул. Гагарина,101

Известно» что при заданной скорос ти скольжения элементный закон изнашивания втулки подшипника можно представить в виде пl

I „=Мр (1)

gh где 1 — — — — интенсивность линейб т ного износа; где В " радиус вала; 13

L - длина и одшипника;

Д вЂ” р ади ал ыый з аэ ор; нагрузка на подшипник;

Я вЂ” угловая скорость вращения вала. 20

Для определения параметров k u m

I проводят два испытания на износ с измерением t u h н каждом из них, При этом перед вторым испытанием производят рассточку втулки на глубину, пре- 25 нышающую максимальный износ в первом испыт анни.

Измеренные значения t<, h f v tg, 6 подставляют н равенстно и из полученной системы двух уравнений находят 30

1си m.

Пример. Исследовался подшипник скольжения, втулка которого была изготовлена из материала БрОЦС-5-5-5 и имела диаметр ф 20+ I мм и длину

L 20 мм. Вал был выполнен из Ст. 45 и имел радиус R=10 мм. Частота вращения вала Q =15 рад/с» нагрузка Q=

= 1000 Н, трение при граничной смазке.

Каждое из испытаний проводилось в 40 течение 5 ч. При первом испытании радиальн")й зазор составлял Д, =О, I мм, р - контактное давление;

m - параметры износостойкости

C другой стороны имеет место расчетная зависимость времени t изнашивания от величины h максимального износа втулки

0.305

s(- )-0.61)J при 0.305 <-g- (2 85

)»+ ll. ° Д °

Н> нос hl -0» 03 мм» при втором д

=0,.4 мм, hg-0,064 мм.

Значения параметров иэносостойкости и законе (1) составили k 1.6 .10

m=2,8 при (р)=Па. формул а изобретения

У

1. Способ определения пар аметров из носостойкости матери алон узлов трения, заключающийся в том, что периодически осуществляют изнашивание узла трения, после каждого периода разбирают узел трения и измеряют износ его элементов, а о параметрах иэносостойкости судят по полученным данным в соответствии с математической моделью узла трения, о т л и ч а ю— шийся тем, что, с целью повышения достоверности, перед каждым периодом изнашивания формируют понерхность» эквидистантную исходной поверхности до начала изнашивания путем съема ма) териала с поверхности трения.

2. Способ по и. 1, о тл и ч аюшийся тем, что после съема материала пронзнодят технологическую приработку поверхности.