Превентор
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и предназначено для герметизации устья при бурении нефтяных и газовых скважин. Цель изобретения - повышение надежности фиксации плашек при одновременном уменьшении металлоемкости превентора. Он состоит из корпуса и связанных с ним гидроцилиндров 7. В каждом из них установлен основной поршень (ПУ 9 со штоком 10, связанным с плашкой и имеющим коническую проточку 11, стопор 12 и дополнительный П 13 с разрезным хвостовиком 14. Внутреннее
.,Я0„, 1629475
СОНИ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУ6ЛИН (gg)g Е 21 В 33/06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ к двтсн скомм саидатильстам
K cmanuuu годооупра3леноя
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО И306РЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4652981/03 (22) 03,02,89 (46) 23.02.91. Нюл. 0- .7 (71) Украинская военизированная часть по йредупреждению возникновения и ло ликвидации открытых газовых и нефтя:ных фонтанов (72) А.3, Субаев, В.Р. Радковский, Д.В. Рымчук, А,В. Дитковский и И.A. Власов (53) 622.245.7 (088.8) (56) Авторское свьц етельство СССР
В 1240866, кл. E 21 В 33/06, 1985.
Авторское свидетельство СССР
И 1160006, кл. E 21 В 33/06, 1983. (54) ПРЕВЕНТОР (57) Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и предназначено для герметизации устья при бурении нефтяных и газовых скважин.
Цель изобретения - повышение надежности фиксации плашек при одновременном уменьшении металлоемкости превентора.
Он состоит из корпуса и связанных с ним гидроцилиндров 7. В каждом из них установлен основной поршень (П) 9
1 0 > CBR 3BHHblM C IIJIBIOKOH и имеющим коническую проточку 11, стопор 12 и дополнительный П 13 с разрезным хвостовиком 14, Внутреннее
1629475!
2, который зажимает своей коничес кой поверхностью коническую проточку
11 штока 10, фиксируя таким образом
5 . плашки в закрытом положении. При подаче жидкости под давлением в полость В открытия îíà действует на П 13, который л к бурту 16, Стопоры
12 под действием пружины 17 расфикси" руются. При упоре П 13 в бурт 16 давление в полости В возрастает, открывая при этом регулируемый обратный клапан 22. Рабочая жидкость поступает в полость А и, действуя на П 9, перемещает его с плашками. Превентор открыт. 2 ил.
Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и предназначено для герметизации устья лри наземном и подводном бурении нефтяных 25 и газовых скважин;
Цель изобретения - повышение надежности фиксации плашек путем возможности снижения износа рабочих поверхностей стопоров при одновремен- 30 ном уменьшейяи металлоемкости конструкции.
На фиг.1 показан превентор, проp,îëüHbé разрез; на фиг ° 2 - привод превентора, продольный разрез (верхняя половина в открытом положении, нижняя половина в закрытом положении превентopa).
Превентор состоит иэ корпуса 1, в котором установлены плашки 2, зак" 40 рытые крышками 3 и 4, на которых симметрично один другому жестко прикреплены гидроприводы 5,6. Каждый гидропривод выполнен в виде гндронялиндра
7, закрьггого с торца крышкой 8. Внутри гидроцнлиндра 7 установлены основной .поршень 9 со штоком 10, имеющим проточку с конической поверхностью
11, . стороны 12 и дополнительный поршень 13 с разрезным вдоль оси цилннд- 50 ра 7 хвостовиком 14, внутренняя коническая поверхность которого взаимодействует со стопорами 12, а наружная цилиндрическая - с внутренней поверхностью гндроцнлиндра 7 ° 5< под 55 жатия в фиксированном положении дополнительного поршня 13 к стопору 12 установлена пружина 15, Основной 9 и до) полнительный 13 поршни разъединены пространство гидроцнлиндра. 7 разделено П 9 и 13 на три полости А, Б, В.
Полости А и В связаны между собой двумя гидравлическими линиями 20 и
21, одна из которых выполнена с регулируемым обратным клапаном 22, а другая — с двумя обратными клапанами
23 и 24 ° Жидкость под давлением подается в полость Б. Основной П 9 перемещает шток 10 с плашкой на закрьлие превентора. При достижении П 9 конеч-. ного положения давление в полости В возрастает, открывая при этом регулируемый обратный клапан 22. Дополнительный П 13 перемещается к стопору
1 ур™ 16, размещенным в гидроцилинд ре 7.
Стопоры 12 поджаты пружиной 17 к внутр ен ней поверхности гидроцилиндра
7 и выполнены с пазами для размещения в них направляющих шпонок 18 и колонок 19, закрепленных на крышке 8.
Внутреннее пространство гидроцилиндра 7 разделено основным 9 и дополнительным 13 поршнямн на трн полости А, Б, В. Полости открьггия A и В связаны между собой двумя гидравлическими линиями 20 и 21, причем одна из ннх выполнена с регулируемым обратным клапаном 22, а другая — с двумя обратньпы клапанами 23, 24 и связана со станцией гидроуправления (не показана) .
Превентор работает следующим образом.
При подаче кома.щы "Закрьгго" гидравлическая жидкость под давлением подается в полость закрытия Б по гидролинии 25 и действует на поршни 9 и 13. Рабочий поршень 9 перемещается в направлении к осн скважины и перемещает шток 10 с плашкой 2 на закрытис превентора. При этом слив рабочей жидкости из полости А осуществляется по гидролинии 21 через открытый в этом направлении обратный клапан 24.
Дополнительный поршень 13 при этом не перемещается, так как слив из полое.ти В по этой гидролинии закрыт обрат.ным клапаном 23, а по гидролинии
20 слив закрыт регулируемым обратным клапаном. 22, так как Разница давления недостаточна для его открйтия. При
16 29 5 l0
20
5 достижении поршнем 13 конечного положения (плашки 2 превентора закрыты) давление в полости В возрастает, открывая при этом регулируемый обратный клапан 22. Дополнительный поршень 13 перемещается к стопору 12, а рабочая жидкость из полости В по гидролинии 20 поступает в полость А, откуда осуществляется ее слив по гидролинии 21 через обратный клапан 24.
При этом внутренняя коническая поверхность хвостовика 14 скользит по наружной конической поверхности стопоров 12, в результате чего последние, преодолевая усилие пружины 17 и скользя основаниями по торцу крышки 8 и пазами по направляющим шпонками 18 и колонкам 19, перемещаются в направлении к оси гидроцилиндра 7 и зажимают своей внутренней конической поверхностью коническую поверхность 14 кольцевой проточки штока 10, стопоря тем самым его от обратного хода.
Таким образдм снижается износ рабочих поверхностей стопоров 12.
В процессе взаимодействия конических поверхностей дополнительного поршня 13 и стопоров 12 последние расклинивают разрезной хвостовик 14 и прижимают наружную цилиндрическую поверхность его лепестков к внутренней поверхности гидроцилиндра 7, создавая этим дополнительную поверхность трения между дополнительным п ор шнем 13 и гидр оцили ндр ом 7 для компенсации осевого усилия, возникающего при разложении сил на конической поверхности контакта стопоров 12 и дополнительного поршня 13 при обрат-. ном ходе штока 10 что позволяет увеличить угол упомянутой конической поверхности и тем самым сократить осевой габарит гидроцилиндра 7, Пружина
15 поднимает дополнительный поршень
14 в фиксированном положении для исключения его обратного хода.
При подаче команды "Открыто" гидравлическая жидкость под давлением подается.а полость открытия В по гидролинии 21, открывая обратный клапан 23
475 6 и закрывая обратный кпапан 24, и действует на дополнитепьный поршень 13, который перемещается в направлении к оси скважины. Слив рабочей жидкости из полости 6 осуществляется по гидролинии 25. Стопоры 12 расфиксируются и под действием усилия пружины 17 перемещаются к стенке гидроцилиндра
7, скользя своими пазами по направляющим шпонкам 18 и колонкам 19. При достижении дополнительным поршнем 13 исходного положения (упор в бурт 16) давление в полости В возрастает, открывая при этом регулируемый обратный клапан 22, при этом рабочая жидкость по гидролинии 20 поступает в полость А и действует на основной поршень 9, перемещая его в направленни к крышке 8. до упора в бурт 16.
Поршень 9 перемещает шток 10 с плашкой 2 и превентор открывается, Формула изобретения
Лревентор, содержащий плашки, гидроцилиндры привода плашек с крышками открытия и закрытия, связанными со станцией гидроуправления, установленные в каждом гидроцилиндре основной поршень со штоком, образующий с крышкой полость, дополнительный пор— шень с хвостовиком и стопоры, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью повышения надежности фиксация плашск путем возможности снижения износа рабочих поверхностей стопоров при одновременном уменьшении металлемкостн превентора, он снабжен двумя гидрав40 лическими линиями, связывающими полость открыти с полостью, образованной осиовным поршнем и крышкой, причем одна из них выполнена с регулируемым обратным клапаном, а другая — с
45 двумя обратными клапанами и связана со станцией гидроуправлею.я, при этом
1 хвостовик выполнен разрезным вдоль. оси гидроцилнндра и установлен с возможностью взаимодействия его наруж50 ной поверхности с внутренней поверхностью гидроцилиндра.
1629475
Составитель А. Трубихин
Редактор А. Мотыль Техред А. Кравчук
Корректор Н. Король
Заказ 418 Тираж 358 Подпис ное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4!5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101