Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение позволяет повысить эффективность охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Система охлаждения содержит контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий последовательно соединенные рубашку охлаждения двигателя 1, четырехходовой распределитель 2 жидкости с термочувствительным приводом , радиатор 3 и циркуляционный насос 5, испаритель 6. подключенный к выходу рубашки охлаждения двигателя 1 и к распределителю 2, нагнетатель 9, всасывающий патрубок которого сообщен с испарителем 6, а напорный - с радиатором 3, два запорных органа 4 и 15, первый из которых установлен на выходе из радиатора 3, а второй - в емкости 11, снабженной воздушным клапаном 12, подключенной к входу циркуляционного насоса 5 и сообщенной с верхней частью радиатора з. При холодном двигателе жидкость перепускается мимо испарителя 6 и радиатора 3, после прогрева двигателя охлаждающая жидкость направляется в радиатор 3, а при перегреве - в испаритель 6, где за счет интенсивного испарения благодаря создаваемому нагнетателем 9 разрежению охлаждается, а пары поступают в радиатор 3, увеличивая в нем перепад температур. 1 ил. (А

С0103 СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5!)5 F 01 Р 3/22ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4481809/06 (22) 12.09,88 (46) 23.02.91, Бюл, N. 7 (71) Челябинский филиал Государственного союзного научно-исследовательского тракторного института (72) В.А, Будим (53) 621,43 — 714.74 (088,8) (56) Авторское свидетельство СССР

N 1537845, кл. F 01 P 3/20, 21.03.88. (54) СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ ДВИГАТЕЛЯ

ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ (57) Изобретение позволяет повысить эффективность охлаждения двигателя внутреннего сгорания. Система охлаждения содержит контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий последовательно соединенные рубашку охлаждения двигателя 1, четырехходовой распределитель 2 жидкости с термочувствительным приво„„5 /„„1о29578 Al дом, радиатор 3 и циркуляционный насос 5, испаритель 6, подключенный к выходу рубашки охлаждения двигателя 1 и к распределителю 2. нагнетатель 9, всасывающий патрубок которого сообщен с испарителем

6, а напорный — с радиатором 3, два запорных органа 4 и 15, первый из которых установлен на выходе из радиатора 3, а второй — в емкости 11, снабженной воздушным клапаном 12, подключенной к входу циркуляционного насоса 5 и сообщенной с верхней частью радиатора 3. При холодном двигателе жидкость перепускается мимо испарителя 6 и радиатора 3, после прогрева двигателя охлаждающая жидкость направляется в радиатор 3, а при перегреве — в испаритель 6, где за счет интенсивного испарения благодаря создаваемому нагнетателем 9 разрежению охлаждается, а пары поступают в радиатор 3, увеличивая в нем перепад температур, 1 ил.

1629578

20

Изобретение относится к машиностроению, а именно к двигателестроению, в частности к системам охлаждения двигателей внутреннего сгорания.

Цель изобретения — повышение эффективности работы системы охлаждения путем уменьшения затрат на его работу.

На чертеже приведена схема системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания.

Система содержит последовательно включенные в контур рубашку охлаждения двигателя 1, четырехходовой распределитель 2 жидкости с термочувствительным приводом, радиатор 3 с запорным органом

4, циркуляционный насос 5, испаритель 6, соединенный при помощи трубопровода 7 с рубашкой охлаждения двигателя 1 и посредством трубопровода 8 с распределителем 2, нагнетатель 9, всасывающий патрубок которого подключен к испарителю 6, а напорный— к радиатору 3 при помощи трубопровода 10, емкость 11 с воздушным клапаном 12, соединенную трубопроводом 13 с распределителем 2, трубопроводом 14 с радиатором 3 и через запорный орган 15 емкость 11 соединена с входом в насос 5. Как вариант конструктивного исполнения схема может содержать масляный охладитель 16 и охладитель 17 наддувочного воздуха.

Система работает следующим образом, При запуске и разогреве двигателя 1 трубопроводы, соединяющие распределитель 2 жидкости с рубашкой охлаждения и емкостью 11, сообщаются между собой, Трубопроводы, отходящие от распределителя 2 к испарителю 6 и радиатору 3, перекрыты, Охлаждающая жидкость циркулирует от циркуляционного насоса 5 через охладители 16 и 17, рубашку охлаждения двигателя

1, четырехходовой распределитель 2 жидкости, емкость 11 и вновь поступает в насос

5. При достижении заданной температуры охлаждающей жидкости термочувствительный привод распределителя 2 перекроет трубопровод 13 и направит жидкость в радиатор 3, Жидкость через охладители 16 и

17, рубашку двигателя 1, распределитель 2 поступает в радиатор 3, вытесняет из него через трубопровод 14 воздух в емкость 11, охлаждается в радиаторе 3 и поступает в насос 5, Жидкость из емкости 11 давлением воздуха вытесняется и по достижению определенного минимального уровня запорный орган 15 разобщает емкость 11 с входом в насос 5, При больших нагрузках двигателя и высоких окружающих температурах радиатор

3 не обеспечивает требуемой теплоотдачи и температура жидкости возрастает. В распределителе 2 перекрываются трубопроводы, идущие к рубашке двигателя 1 и радиатору 3, и соединяются между собой трубопроводы 8 и 13, идущие от испарителя

6 и емкости 11, При этом включается привод нагнетателя 9. Жидкость через охладители

16 и 17 и рубашку двигателя 1 поступает в испаритель 6 и частично испаряется там за счет низкого давления, в резульгате чего она охлаждается. Из испарителя 6 через распределитель 2 вода поступает в емкость

11, из которой вытесняется воздух через воздушный клапан 12, При достижени . гч-,ределенного уровня воды запорный орган

15 открывается и вода поступает к насосу 5.

Пар из испарителя 6 поступает в нагнетатель 9, там сжимается и поступает в радиатор 3 с более высокой температурой, чем охлаждающая жидкость, Благодаря этому теплоотдача радиатора 3 возрастает, При конденсации пара уровень жидкости в нижней части радиатора 3 повышается, запорный орган 4 открывается и пропускает ее к насосу 5, При остановке двигателя I весь пар конденсируется и в системе создается разрежение, воздуш H6I и клапан отк ры вается и впускает в систему воздух. Система приходит в первоначальное состояние.

Сечение трубопровода ",4, соединяющего радиатор 3 и емкость 11, выбирается таким образом, чтобы перетечки жидкости и пара по нему были минимальны и не оказывали

1 существенного влияния на работу системы.

Затраты энергии на привод нагнетателя при максимальной нагрузке системы охлаждения в предлагаемой схеме снижаются благодаря уменьшению количества сжимаемого пара.

Формула изобретения

Система охлаждения двигателя внутреннего сгорания, содержащая контур циркуляции охлаждающей жидкости, включающий последовательно соединенные циркуляционный насос, рубашку охлаждения двигателя и радиатор, испаритель, подсоединенный к контуру циркуляции, нагнетатель, сообщенный всасывающим патрубком с испарителем. а напорным — с радиатором и снабженный автономным приводом, и два запорных органа, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения эффективности охлаждения, она снабжена четырехходовым распределителем жидкости с термочувствительным приводом и емкостью с воздушным клапаном, причем четырехходовой распределитель установлен в контуре циркуляции охлаждаюшей жидкости между рубашкой охлаждения двигателя и радиатором и сообщен с испаритеl

1629578

Составитель Л. Черный

Техред М.Моргентал Корректор Н.Король

Редактор Е, Папп

Заказ 423 Тираж 325 Подписное .

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 лем и емкостью, последняя подсоединена нижней частью к циркуляционному насосу, а верхней — к верхней части радиатора, испаритель подключен к контуру циркуляции между рубашкой охлаждения двигателя и - четырехходовым распределителем, а запорные органы размещены на выходе из емкости и радиатора.