Шаровой кран
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к армзтуростроению и может быть использовано в магистралях с агрессивными рабочими средами в различных отраслях промышленности Цель изобретения - повышение надежности путем восстановлений герметичности крана в ЮП АИ 13 763 I 7 Фиг процессе эксплуатации. Регулирование расхода рабочей среды производится поворотом шарового затвора 2 По мере износа поверхностей седел 3 и 4 и затвора 2 восстановление герметичности осуществляется вращением гайки 9, размещенной на наружной оезьбовой поверхности входного патрубка 6. Это вращение преобразуется в поступательное перемещение втулки 11, размещенной в кольнечой проточке 10, выполненной в стенке входного патрубка. Перемещение втулки 11 1еоедаетсч на отбортовку футеровки 5 и седло 3 Втулка 11 зафиксирована от проворота зыступами 12, размещенными в пазах 13, сообщающихся с проточкой 10 Осевое перемещение футеровки 5 возможно благодаря кольцево канавке 14, образующей зазор между входным патрубком 6 и отборТовкой футеровки 5 2 ил /7 20
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
К АВТОРСКОМУ СРИДЕТЕЛЬСТЕ У (21) 4662109/29 (22) 14.03,89 (46) 23.02.91. Бюл. М 7 (71) Научно-производственное обьединение
"Нефтехимавтоматика" (72) М.Н.Бокшицкий, B.А.Рябцев и В.И.Пиманкин (53) 621.646(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 318768, кл, F 16 К 5/20, 1971.
Авторское свидетельство СССР
М 543802, кл. F 16 К 5/06, 1977. (54) ШАРОВОЙ КРАН (57) Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в магистралях с агрессивными рабочими средами в различных отраслях промышленности. Цель изобретения — повышение надежности путем восстановления герметичности крана в процессе зксплуатации. Регулирование расхода рабочей среды производится поворотом шарового затвора 2. По мере износа поверхностей седел 3 и 4 и затвора 2 восстановление герметичности осуществляется вра.цением гайки 9, размещенной на наружной оезьбовой поверхности входного патрубка 6. Это вращение преобразуется в поступательное перемещение втулки 11, размещенной в кольцевой проточке 10, выполненной в стенке входного патрубка. Перемещение втулки 11 передается на отбортовку футеровки 5 и седло 3. Втулка 11 зафиксирована от npoeopoòÿ выступами 12, размещенными в пазах 13, сообщающихся с проточкой 10, Осевое перемещение футеровки 5 возможно благодаря кольцево-; канавке 14, образующей зазор между входным патрубком 6 и отбортовкой футеровки 5,2 ил.
20
Изобретение относится к арматуростроению и может быть использовано в магистралях с агрессивными рабочими средами в различных отраслях промышленности.
Цель изобре гения — повышение надежности путем восстановления герметичности крана s процессе эксплуатации.
На фиг. 1 представлено устройство, общий вид; на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1, Шаровой кран содержит футерованный корпус 1, внутри которого размещен футерованный шаровой затвор 2, взаимодействующий с седлами 3 и 4. Седло 3 установлено в отбортовке футеровки 5 входного патрубка 6, а седло 4 вЂ, в отбортовке футеровки 7 выходного патрубка 8. Наружная поверхность входного патрубка 6 выполнена резьбовой и на ней установлена гайка 9, а в кольцевой проточке 10, выполненной в стенке входного патрубка 6, установлена втулка 11 с выступами 12 на ее наружной поверхности. На реэьбовой поверхности входного патрубка 6 выполнены пазы 13, сообщающиеся с кольцевой проточкой 10. В пазах 13 размещены выступы 12 втулки 11, прижатой к отбортовке футеровки 5, в которой установлено седло 3, В торце входного патрубка 6, противоположном торцу, прилегающему к корпусу
1, выполнена кольцевая канавка 14, образующая зазор между входным патрубком 6 и отбортовкой футеровки 5, которая установлена по ходовой посадке внутри входного патрубка 6, чем обеспечивается воэможность перемещения футеровки 5 вдоль продольной оси входного патрубка 6. Входной патрубок 6 прикреплен к корпусу 1 разъемным соединением, представляющим собой центрируемый относительно корпуса 1 фланец 15, навернутый на резьбовую поверхность входного патрубка 6, при этом фланец
15 крепится к корпусу 1 болтами 16. Шток
17 затвора 2 уплотнен сальником 18, размещенным в крышке 19. Сальник 18 подтянут втулкой 20, Шаровой кран работает следующим образом.
Перед началом работы вращением гай-, ки 9 поджимают седло 3 к шаровому затвору
2, обеспечивая необходимую для эксплуатационных условий герметичность крана. В процессе работы поток рабочей среды в направлении от входного патрубка 6 к выходному патрубку 7 перемещается через проходное отверстие в шаровом затворе 2.
Поворотом шарового затвора 2 достигается регулирование расхода рабочей среды до полного перекрытия потока, По мере износа трущихся рабочих поверхностей седел 3 и 4 и шарового затвора 2 нарушается герметичность крана. Восстановление герметичности крана без его демонтажа и разборки осуществляют врашением гайки 9. Это вращение преобразуется в поступательное перемещение втулки 11, зафиксированной от проворота выступами 12.
В результате перемещения втулки 11 футеровка 5 с седлом 3 также начинает перемещаться вдоль оси входного патрубка 6.
Перемещение футеровки 5 сопровождается прогибом ее отбортовки, возможность которого обусловлена наличием кольцевой канавки 14.
Таким образом, выбираются зазоры на изношенных рабочих поверхностях седел 3 и 4 и шарового эа-:вора 2, осуществляя требуемый по условиям герметичности натяг пары седло — затвор.
Формула изобретения
Шаровой кран, содержащий корпус, в котором размещен шаровой затвор, взаимодействующий с двумя седлами, выходной и входной патрубки и седло, расположенное со стороны входного патрубка и поджатое к затвору гайкой, отл ич а ющи и с я тем, что, с целью повышения надежности, в стенке входного патрубка выполнены пазы и сообщающаяся с ними кольцевая проточка, в которой установлена втулка с выступами, размещенными в пазах, внутренняя поверхность крана снабжена футеровкой с отбортовками по торцам патрубков. причем втулка прижата к отбортовке футеровки расположенной со стороны седла гайкой, размещенной на наружной поверхности патрубка и упирающейся в выступы втулки, а в торце патрубка, противоположном торцу, прилегающему к корпусу, выполнена кольцевая канавка, образующая зазор между патрубком и отбортовкой футеровки, установленной с возможностью осевого перемещения.
1629667
Составитель Ю.Нилов Техред M.Ìîðãåíòàë
Корректор А.Осауленко
Редактор M.Áëàíàð
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 427 Тираж 432 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5