Быстросборная передвижная дождевальная система

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано для орошения сельскохозяйственных культур. Цель изобретения - повышение универсальности и мобильности . Быстроразъемная передвижная оросительная система включает магистральный трубопровод 4, передвижные основные 9 и дополнительные распределительные 13 трубопроводы. Дождевальные шлейфы 17 расположены перпендикулярно , на основных распределительных 9 и магистральном 4 трубопроводах. Дополнительные распределительные трубопроводы 13 размещены перпендикулярно магистральному трубопроводу 4. Основные распределительные трубопроводы 9 соединены с дополнительными распределительными трубопроводами 13 и ра змещены перпендикулярно магистральному трубопроводу 4. Трубы-переезды 10 снабжены обечайками с подшипниками-катками и направляющими. Снабжение быстрсразъемной передвижной оросительной системы дополнительными распределительными трубопроводами 13 позволяет повысить универсальность и мобильность системы. 2 з.п. ф-лы, 20 ил. в (Л

„„SU „„1630689

СОЮЗ СОВЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИН

А1 (g))g А 01 G 25/02

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСНОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4496665/15 ! (22) 19. 10.88 (46) 28.02.91. Бюл. ? .- 8 (71) Московская сельскохозяйственная академия им. К.А.Тимирязева (72) З.И.Метельский, И.В.Кобозев и И.К.Хейдорф (53) 631.347. 1(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

У 1204154, кл. А 01 С 25/09, 1983.

Авторское свидетельство СССР

В 1371630, кл. А 01 G 25/09, 1986. (54) БЫСТРОСБОРНАЧ ПЕРЕДВИЖНАЯ PORДЕВАЛЬНАЯ СИСТЕМА (57) Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано для орошения сельскохозяйственных культур. Цель изобретения— повышение универсальности и мобильности. Быстроразъемная передвижная оросительная система включает маги2 стральный трубопровод 4, передвижные основные 9 и дополнительные распределительные 13 трубопроводы. Дождевальные шлейфы 17 расположены перпендикулярно, на основных распределительных

9 и магистральном 4 трубопроводах.

Дополнительные распределительные трубопроводы 13 размещены перпендикулярно магистральному трубопроводу 4. Основные распределительные трубопроводы 9 соединены с дополнительными распределительными трубопроводами 13 и размещены перпендикулярно магистральному трубопроводу 4. Трубы-переезды 10 снабжены обечайками сподшипниками-катками и направляющими, Снабжение быстроразъемной передвижной оросительной системы дополнительными распределительными трубопроводами 13 позволяет повысить универсальность и мобильность системы. 2 з.п. A-лы, 20 ил.

1630689

Изобретение относится к сельскому хозяйству и может быть использовано для орошения сельскохозяйственных культур.

Цель изобретения — повышение универсальности и мобильности.

На фиг,1 показана общая схема быстросборной передвижной дождевальной системы; на фиг . 2 — конструкция и с о- 10 единение быстросборных труб;на фиг.3— крепление к трубам опор;на фиг.4 конструкция опор трубопроводов; на фиг.5 — конструкция трубы-переезда, частичный разрез, вид в профиль, íà 15 фиг.6 — то же, вид с торца;на фиг.7 то же, вид сверху; на фиг.8 — схема работы и крепления подшипников-катков на трубе-переезде ; на фиг.9 мостик на трубе-переезде;на фиг. 10 и 20

11 — схемы подшипников-катков на трубе-переезде магистрального трубопровода в местах проезда дополнительного распределительного трубопровода; на фиг.12 — схема магистрального тру- 25 .бопровода; на фиг.13 — схема дополнительного распределительного трубопровода и его соединение с магистральным трубопроводом; на фиг.14 — схема соединения основных распределительных шлейфов-трубопроводов дополнительным трубопроводом; на фиг.15 — шарнирное сочленение в транспортном положении; на фиг.16 — устройство для крепления шарнирных сочленений в транспортном положении, вид с торца; на фиг.1? — схема основного распределительного трубопровода, вид в профиль; на фиг.18 — то же, вид сверху; на фиг ° 19 — крепление подшипников-катков 40 на трубе-переезде основного распределительного трубопровода; на фиг. 20— схема мостика на трубе-переезде основного распределительного трубопровбда. 45

Быстросборная передвижная дожде- . вальная система состоит из насосной станции 1, к которой с помощью шарнирного сочленения 2 и водорегулирующей колонки-гидранта 3 подсоединен маги50 стральный трубопровод 4, оснащенный трубами-переездами 5, гидрантами-водовыпусками 6, которые с помощью шарнирного сочленения 7 гндранта-нодовыпуска 8 сообщены с передвижными основными распределительными трубопро55 водами 9. Трубопроводы 9 оснащены трубами-переездами 10, регулируемь«миi гидрантами-водовыпусками .11, к кото 1 рым с помощью шарнирных сочленений 12 подсоединены дополнительные распределительные трубопроводы 13 с трубамнп ер ее зд ами 14 и р ег улир у еж«ми гидра нтами-водовыпусками 15, которые сосдииены через шарнирные сочленения 16 с дополнительными шлейфами 17.

Трубопроводы 9 и дождевальные шлейфы 17 расположены перпендикулярно магистральному трубопроводу 4, а трубопроводы 13 параллельно ему.

Распределительные трубопроводы 9 и 13 и дождевальные шлейфы 17 скомпонованы в модули-передвижные оросительные комплекты I и II, которые размещены по обе стороны магистрального трубопровода 4 в шахматном порядке. Водопроводящие элементы — трубопроводы 9 и 13 и дождевальные шнейфы 17 — выполнены.и связаны друг с другом со свободой челночного прод ол ьног о и ер ем еще ния (фиг . 1 ) .

На магистральном трубопроводе 4 также установлены трубы-переезды и гидранты для проезда и подсоединения дождевальных шнейфов. К магистральному трубопроводу 4 соосно подсоединен концевой трубопровод 18, диаметр и длина которого равны диаметру распределительного трубопровода 13 (фиг . 1) .

Трубопроводы 9, 13 и 4 уложены на поверхности земли и выполнены из быстросборных труб 19, оснащенных коническими раструбными муфтами 20 с манжетой (не показано), в которую вводится цилиндрический конец труб

19 с помощью хомутов 21, удерживаемых жестко закрепленными упорами 22, закреплены опоры 23. Хомуть« 21 соединены ме««сцу собой с помощью гибкой связи — аммортизатора рывков, выполненного в виде многожильного троса 24 с упорами 25 на концах. Хомуты 21 и упоры 22 на концах труб 19 необходимы для зацепления ключа или гидравлического, устройства 26 для сборки трубопроводов 4 и 13. Крепление опор

23 на хомутах 21 необходимо для обеспечения поворота труб 19 в процессе эксплуатации с целью достижения их равномерного износа.

Опоры 23 выполнены линзообразными, т,е. в виде двояковыпуклых сферических линз и закреплены на наклонных осях 27, установленнь«х эксцентрично на хомутах 21. Ось снабжена шаровой пятой .28, которая помещена в корпус

163068

29 со сферической поверхностью, за" крынаемой крышкой 30. Корпус 29, пята 28 и ось 27 покрьггы антифрикционным некорродирующим материалом (оцин5 кованы, анодированы, покрыты бронзой, ATopoIIJIBcTQM и т.д.) . Радиус корпуса 29 больше радиуса шаровой пяты 26. Крышка 28 снабжена масленкой 3 1 для заполнения полости корпуса 27 смазкой. Таким образом, крышка 20 и корпус 29 образуют линзообразную полость.

Магистральный трубопровод 4 и распределительный трубопровод 9 снабжены подпружиненными вешками-указателями 32. Каждая труба-переезд 5 и

10 выполнена в виде основания 33, сверху которой выполнены вырезы (не обозначено}, торцы которой заглуше- 2О ны. Кромки вырезов (не обозначены} выполнены параллельно оси и жестко коаксиально внахлестку соединены с кромками таких же вырезов концевых отрезков 34 труб, на которых выполнены 25 муфты 20 и патрубки 35. Торцы отрезков 34 и основания 33. выполнены под углом к оси, параллельны друг другу и заглушены днищами 36 и 37. В днищах 37 в нижней части выполнены нодо- 30 выпускные устройства 38 (водослинные пробки), которые защищены торцовыми лыками 39 (фиг.5-7) .

На основаниях 33 труб-переездов

5 и 10 выполнены толстостенные обечайки 40 и арочные мостики 41, а по центру выполнены роликовые подшипники-катки 42 и направляюшие устройства 43.

На магистральном трубопроводе 4 4О в местах прохода дождевальных шлейфов 17 и на распределительных трубопроводах 9 роликовые подшипники-катки 42 снабжены осью 44, закрепленной в проушинах 45, приваренных к обечай- 4 ке 40 на нижнем основании 33 трубы переезда 5. Подшипники-катки 42 соединены между собой в цепь с помощьв. осей 44 и пластин 46. Эта цепь обрамляет обечайку 40. Трубы-переезды

5 и 10 присоединены к основной части магистрального трубопровода 4 и трубопровода 9 с помощью гибких сочленений, выполненных н виде связанных многожильными тросами 24 цилиндрических муфт 47 с манжетами на торцах (не показано), и патрубков 48.

Шарнирное сочленение 7, соединен ное с помощью водозаборной съемной

6 поворотной колонки 49, соединено с гидрантом-нодоныпуском 8 vvIeAAa-трубопровода 9. Гидранты-водовыпуски 8 установлены по обоим концам лытейфатрубопровода 9. На одном конце шлейфа-трубопровода выполнен нодосбросной клапан 50, а на другом — заглушка 51, снабженная серьгой 52, такая же серьга 52 установлена и на первом конце. Заглушка 51 может быть снабжена водосбросным клапаном (не обозначено, фиг.i2 и 13).

На каждом гидранте-нодоныпуске 11 установлена съемная водозаборная колонка 53, каждая иэ которых с помощьв шарнирного сочленения 12 соединена с такой же водозаборной колонкой 54 установленной на гидранте-водовыпуске

15 первой концевой трубы 55 распределительного трубопровода 13 (фиг.4) .

Шарнирные сочленения 12 в транспортном положении закреплены на трубопроводе 9 с помощью крепежных захватов 56 и 57 (фиг.15 и 16).

Трубы-переезды 14 выполнены в ниде жестко закрепленного, скомпонованного с откосами пакета труб 58 и 59, торцы которых сообщены с муфтой 60 и патрубком 61.

Трубы 58 и 59 могут быть одинакового диаметра, но могут быть и разного, т.е. диаметр труб н пакете уменьшается от центра к периферии.

На трубах 58 и 59 выполнены арочные мостики 62 с подпружиненными концевыми пластинами 63 и опорами-лыками

64, выполненными из труб (фиг.17, 18 и 20) °

Для уменьшения трения при перемещении и коррозии в межполивной период концы пластин 63 соединены пружиной

65 с трубами 59 с помощью кронштейнов 66. Пластины 63 соединены с мостиками 62 через посредство осей и петель.

Быстросборная передвижная дождевальная система работает следующим образом.

Модули системы — оросительные комплекты I u II расположены по обе стороны магистрального трубопровода 4 в шахматном порядке и производят полин участков А и В. Произведя полив участков А и В,все шарнирные сочленения 7 12 и 16 приводятся в транспортное положение. Затем каждый трубопровод 9 и 13 и дожденальный шлейф 17 поочередно перемешаются пропмтьно

1630689 трактором-буксировщиком на новую позицию. При этом трубопроводы 3 оросительного комплекта II перемещаются с участка В на участок А (показано стрелкой), а оросительного комплекта I — с участка А на участок В. Трубопроводы 9 оросительного комплекта

II продольно через трубы переезды 5 магистрального трубопровода 4 переме- 1О щаются с участка В на участок В, а трубопроводы 9 — с участка А на участок А, таким же образом перемещаются и дождевальные шлейфы 17. Причем перемещение можно производить по отдельным фрагментам, не прекращая полива.

После перемещения шарнирные сочленения 7, 12 и 16 приводятся в рабочее положение, в результате на участках

В и А можно начать полив ороситепь- 20 ными комплектами, сформированными без демонтажа, погрузки, разгрузки и повторного монтажа трубопроводов 9 и 13 и дождевальных шпейфов 17 (фиг.1) . 25

При прекращении полива вода из распределительного шлейфа-трубопровода

13 сбрасывается через дождевальные шпейфы 17 и водосбросные клапаны (не показано), при этом пружина 65 сжи- 30 мается, подтягивая конец пластины 63, благодаря гибкому соединению трубопровода 13 трубы-переезды 14, состоящие из труб 58 и 59, приподнимаются над почвой, что позволяет снизить их коррозию и трение о почву при перемещении, IIGJIHocTblo слить воду из труб

58 и 59 °

При перемещении через трубопровод

13 в дождевальных шлейфах 17 трактор 40 буксировщик наезжает на концевую пластину 63, а затем на мостик 62, пружина 65 растягивается, труба-переезд

14 опускается (фиг.19). При этом трубопровод дождевального шлейфа 17 передвигается по роликовым подшипникамкаткам 42, которые опираются на обечайки 40 и вращаются, уменьшая истирание поверхностей и снижая тяговое сопротивление и затраты горючего и

50 труда.

Таким же образом происходит перемещение распределительных трубопроводов 9 через магистральный трубопровод 4 (фиг.10 11) или трубопроводов 13 через трубопровод 9 (фиг.8 и9) 55

При движении трубопроводов 9 и 13 происходит следующее. В начале движения благодаря тому, что трубы 19 соединены между собой гибким многожильным тросом 24, обладающим определенной эластичностью, с места срывается сначала первая труба 19, затем вторая, третья и т.д.,что обеспечивает относительно плавное начало движения и уменьшение силы, необходимой для обеспечения перемещения трубопроводов 9 и 13.

При движении толчки, возникающие при наездах на кочки и камни, амортизируются тросами 24. Трение же о почну резко снижается благодаря тому,что опоры 23 вращаются, что обеспечено их линзообразной формой, наклоном и креплением на оси 27 с шаровой пятой 28, помещенной в шарообразную, заполненную смазкой камеру, образованную корпусом 29 и крышкой 30, т.е. опоры 23 работают подобно подшипнику качения с очень большой удельной площадью опоры и низким давлением на . почву.

Трубопроводы 9 могут перемещаться так же как трубопроводы 13 совместно. с трубами-переездами 10, так как благодаря своей конструкции последние практически не заглублены в почву и засыпаны ею.

В процессе эксплуатации трубы 19 для обеспечения равномерности износа и коррозии можно повернуть вокруг своей оси.

Формула. изобретения, I

1. Быстросборная передвижная дождевальная система, включающая магистральный трубопровод, передвижные распределительные трубопроводы и расположенные перпендикулярно к ним дождевальные шлейфы и трубы-переезды с основаниями, концевыми отрезками и патрубками, отличающаяся тем, что, с целью повышения универсальности и мобильности, система снабжена дополнительными распределительными трубопроводами, размещенньпя перпендикулярно магистральному трубопроводу, при этом основные распределительные трубопроводы соединены с дополнительными трубопроводами и размещены параллельно магистральному трубопроводу.

2. Система по п ° 1, о т л и ч а— ю щ а я с я тем, что трубы-переезды снабжены обечайками с подшипникамикатками и направляющими, при этом концевые отрезки и патрубки соеди. хлестку.

3. Система по пп.1 и 2, о т л и— ч а ю щ а я с я тем что трубы-пеЭ

Фиг.2

Zf

9 1630689

10 иены с основанием коаксиально вна- реезды соединены с трубопроводами посредством цилиндрических мат и патрубков, кинематически связанных между собой с помощью троса.

1 ьзоьа

Фиг. S

l 630639! ()-ЪОФ.69! С306Ь 9

57

J6

Щ. 18

Iuz. б

Фиг. 18

1630689

Составитель В.Цуканов

Редактор Н.Киштулинец Техред Л.Олийнык

Корректор M,Êó÷åðÿâàÿ

Заказ 504 Тираж 372 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101