Панорамный аэрофотоаппарат прямого сканирования

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано при разработке панорамных аэрофотоаппаратов . Цель изобретения состоит в повышении точности компенсации скорости изображения за счет обеспечения возможности вращения объектива 1 совместно с компенсационным приводом 8 вокруг оси, параллельной оптической оси объектива 1. Аэрофотоапппарат содержит вращающуюся платформу 10 с приводом 13, на которой установлены объектив 1 и компенсационный привод 8. Угловые скорости вращения платформы 10 и компенсационного вращения объектива равны по модулю и направлены встречно. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСН0МУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЦТИЯМ

APH ГКНТ СССР (61 ) 39882 0 (21) 4681166/10 (22) 01. 02. 89 (46) 28.02.91. Бюл. В 8 (72) А. Ф.Мельканович и В. И.Шейко (53) 771.3(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Н- 398820, кл. G 01 С 11/02, 1972. (54) ПАНОРАМНЫЙ АЭРОФОТОАППАРАТ ПРЯМОГО СКАНИРОВАНИЯ (57) Изобретение относится к приборостроению и может быть использовано

„Я0„„1631274 А 2 (51) 5 G 01 С 11/02, G 03 В 37/00

2 при разработке панорамных аэрофотоаппаратов. Цель изобретения состоит в повышении точности компенсации скорости изображения за счет обеспечения возможности вращения объектива 1 совместно с компенсационным приводом 8 вокруг оси, параллельной оптической оси объектива 1. Аэрофотоапппарат содержит вращающуюся платформу 10 с приводом 13, на которой установлены объектив 1 и компенсационный привод 8.

Угловые скорости вращения платформы

10 и компенсационного вращения объектива равны по модулю и направлены встречно. t ил.

1631274

Изобретение относится к фатотехнике.

Целью изобре те ния являе тся повышение точности компенсации скорости изображения при плановом фотографировании.

На чертеже изображена схема аэрофотоаппарата.

Панорамный аэрофотоаппарат содержит10 объектив 1, тубус 2, обойму 3 объектива 1, экспозиционную щель 4, аэрофотопленку 5, привод пленка-протяжного механизма 6, микровыключатель 7, привод компенсатора 8, подшипник 9, 15 платформу 10 с отверстием для объектива 1, подшипник 11, привод 12 панорамирования, привод 13 платформы 10, микровыключатель 14, кулачок 15 платформы 10, микровыключатель 16, подаю- 20 щую 17 и приемную 18 катушки аэрофотопленки 5, корпус 19 аэрофотоаппарата.

Расстояние между оптической осью ( объектива 00 и компенсационной осью

ВВ, служащей осью вращения в подшипнике 9 обоймы 3 объектива 1, равно эксцентриситету Е, Объектив 1 в объеме 3 и привод компенсатора 8 установлены на платформе 10. Последняя центрирована в требуемом положении на тубусе 2 с помощью подшипника 11.

Привод 13 платформы 10 установлен на . трубе 2, Ось вращения платформы 10 параллельна оптической оси объектива 1 и совпадает с ней в момент, когда оптическая ось в процессе панорамирования принимает вертикальное положение, т.е. при нулевом значении угла панорамирования. При этом (т.е. 40 при 0 = О) кулачок 15 платформы 10 размыкает микровыключатель 16, установленный на тубусе 2. Микровыключатели 7 и 14, расположенные на корпусе 19 аэрофотоаппарата, срабатывают 45 при крайних положениях тубуса 2 (т.е. при предельных значениях угла панорамирования off).

Панорамный аэрофотоаппарат работает следующим образом.

Панорамирование осуществляется поворотом с помощью привода 12 относительно оси АА тубуса 2 с установлен1 ными на нем объективом 1 и элементами

3,8 — 11,13,15 и 16, обеспечивающими компенсацию скорости изображения. Эк55 спозиционная щель 4 перемещается вдоль аэрофотопленки 5 синхронно с панорамирующим поворотом объектива 1, для чеro она механически соединена с тубусом 2. После каждого цикла панорамирования аэрофотопленка перематывается на один кадр с подающей катушки 17 на приемную катушку 18 с помощью привода 6.

Начальное состояние определяется следующими условиями: угол панорамирования фп = 0 оптическая ось 00 и ось

f вращения обоймы объектива ВВ лежат в одной плоскости, перпендикулярной оси панорамирования (причем ось 00 совI падает с осью вращения платформы

10 001, а кулачок 15 платформы 10 ааходится в положении, при котором он механически размыкает микровыключатель 16.

При подаче команды на подготовку к работе замыкается цепь привода тубуса 2 и привода 8 обоймы объектива

1. Тубус 2 перемещается в крайнее правое положение до размыкания микровыключателя 7. Одновременно с помощью привода 6 осуществляется перемотка аэрофотопленки на один панорамный кадр. При этом, если продольный угол наклона панорамного аэрофотоаппарата между оптической осью объектива 1 и вертикалью не равен нулю (т.е. 0 =О), то цепь микровыключателя 1Ь и привода 13 платформы 10 обесточены.

В случае плавно-панорамного фотографирования (т.е. при 9=0) одновременно с подачей команды на подготовку к работе подается питание также в цепь привода 13. При этом одновременно с движением тубуса 2 в крайнее правое положение на угол 0 = О(до разП мыкания микровыключателя 7 происходит поворот платформы 10 с помощью привода 13 на угол (=(П, а также обоймы

3 объектива на угол(1 = -ф . Таким обll разом, аэрофо.:-оаппарат приведен в исходное для съемки состояние.

При подаче команды на экспонирование очередного участка аэрофотопленки привод 12 перемещает тубус 2 в крайнее левое положение с угловой скоростью (11)„. При этом через экспозиционную щель 4 производится экспонирование аэрофотопленки 5. В процессе панорамирования работают элементы 3,813, обеспечивающие компенсацию скорости изображения, Причем привод 8 вращает относительно компенсационной оси

ВВ обойму 3 и объектив 1 с угловой скоростью /4)f, (= (Яд (. Одновременна платформа 10 приводится во вращение

74 6 рат вновь готов к работе. Съемка последующих кадров производится аналогично по командам.

После съемки последнего кадра в момент возвратного прохождения оптической оси объектив через вертикаль, кулачок 15 размыкает микровыключатель 16 и обеспечивает цепь приводов

8,12 и 13. В результате тубус 3 аэрофотоаппарата приходит в начальное состояние, при котором оптическая ось 00 объектива 1 и компенсационная.ось ВВ находятся в одной плоскости, перпендикулярной оси панорамирования.

Формула изобретения

Составитель|А. Коренивский

Редактор Е. Копча Техред Л. Сердюкова Корректор М. Кучерявая

Заказ 533 Тираж 304 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101

5 16312 с угловой скоростью И (= /Сдзl приводом

13, установленным на тубусе 2. Привод компенсатора 8 вращает обойму 3 с фотообъективом 1 с указанной угло5 вой скоростью в одну сторону (например, против часовой стрелки), а привод 13 вращает платформу 10 с установленными на ней объективом 1, обоймой 3 объектива и приводом 8 в противоположную сторону (например, по часовой стрелке). В результате объектив 1 совершает возвратно-поступательное перемещение вдоль оси панорамирования по тре буемому ко синусоидаль- 15 ному закону. При этом в момент прохождения оптической оси 00 через ( вертикаль (т.е. при 0 в = О) кулачок

15 периодически размыкает микровыключатель 16. 20

Подойдя к крайнему левому положению, тубус нажимает на микровыключатель 14, который переключает приводы 8,12 и 13 на вращение в противоположном направлении. При этом тубус 25

2, обойма 3 объектива и платформа 10 возвращаются в исходное положение.

Одновременно с началом движения тубуса 2 в исходное положение подается команда на перемотку аэрофотопленки.

В момент прихода тубуса 3 в исходное положение заканчивается один цикл работы панорамного аэрофотоаппарата.

Таким образом, съемка очередного кадра закончена, панорамный аэрофотоаппаПанорамный аэрофотоаппарат прямого сканирования по авт. св.Ф 398820, отличающийся тем, что, с целью повышения точности компенсации скорости изображения при плановом фотографировании, в него введена вращающаяся платформа с приводом, на которой размещены компенсационный привод и в выполненном в ней отверстии объектив, при этом ось вращения платформы параллельна оптической оси объектива, а угловая скорость ее вращения равна по модулю и направление встречно угловой скорости компенсационного вращения объектива.