Коробка передач транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к автотракторостроению , в частности к устройствам трансмиссии транспортных средств. Цель изобретения - повышение надежности и долговечности при упрощении конструкции. Цель достигается тем, что над диском 3 с полусферическими пазами размещают приводной механизм, устройство управления в приводном механизме выполняют в виде расположенных в ряд торов 8 с шариками 9. 1 з. п. ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„. 1632809 А 1 (51)5 В 60 К 17/08

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А8ТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

3

-0

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4645098/11 (22) 03,02.89 (46) 07.03.91. Бюл. № 9 (71) Казанский сельскохозяйственный институт им. M. Горького (72) А. Х. Зимагулов, К. Н. Штубов и P. P. Камалиев (53) 629.113-585.2 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1168438, кл. В 60 К 17/Об, 1984. (54) КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к устройствам трансмиссии транспортных средств. Цель изобретения — повышение надежности и долговечности при упрощении конструкции.

Цель достигается тем, что над диском 3 с полусферическими пазами размещают приводной механизм, устройство управления в приводном механизме выполняют в виде расположенных в ряд торов 8 с шариками 9.

1 з. п. ф-лы, 5 ил.

1632809

Изобретение относится к автотракторостроению, в частности к устройствам коробок передач.

Цель изобретения — повышение надежности и долговечности при упрощении конструкции.

На фиг. 1 представлена кинематическая схема коробки передач в момент, когда транспортное средство движется вперед, в момент переключения с I íà II передачу рабочий агент передает шарики по тору; 10 на фиг. 2 — разрез А — А на фиг. 1; на фиг. 3 — разрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4— вид В на фиг. 3; на фиг. 5 — вид Г на фиг. 3.

В корпусе 1 коробки перемены передач в нижней его части на подшипниках 2 размещен диск 3, жестко соединенный с выходным валом 4. Над диском 3 с одной стороны в корпусе 1 размещен механизм 5 привода диска 3 различных передач. Над механизмом привода размещено распределительное золотниковое устройство 6, жестко 20 соединенное с рычагом 7 управления переключения передач. Приводной механизм 5 выполнен в виде тора 8. Внутри тора располагаются герметично шарики 9, в нижней части тора 8 выполнен вырез 10 для ра.- 25 бочих шариков, входящих в зацепление со сферическими пазами 11 диска 3. В верхней части тора на некотором расстоянии от оси выполнены каналы 12 подвода сжатого агента в зависимости от направления переключения передач. Между торами 8 в корпусе верхней части имеются каналы 13 нейтральных положений. Каналы поочередно соединяются с нагнетательной магистралью 14 при помощи золотникового устройства 6.

Золотниковое устройство размещено над приводным механизмом и выполнено в виде полого штока 15 с боковым отверстием

16 на некотором расстоянии от левого торца. Полый конец штока соединен с источником 17 сжатого агента с приводом от двигателя.

Коробка передач работает следующим образом.

В нейтральном положении рычага 7 отверстие 16 штока распределительного золотника находится над каналом 13. При этом агент от источника 17 по магистрали

14 через полость 15 золотника 6 и боковое отверстие 16 проходит на слив через отверстия, образованные между диском 3 и корпусом. При трогании с места золотник

6 плавно перемещают от канала 13 в канал тора, 12, в котором расположены герметично шарики, входящие в зацепление с диском. Диаметр канала при входе рабочего агента в торы меньше, чем диаметр шариков, тем самым предохраняет выход шариков от тора. Направленное движение агента и разность давления при входе и выходе из тора дают возможность вращения шариков, как, например, рабочее колесо турбины, но в отличие от этого создается

55 большое тяговое усилие за счет герметичности шариков, расположенных в торе.

В нейтральном положении рычага гидромеханической трансмиссии отверстие штока распределительного золотника находится над каналом 13, расположенным между двумя торами. При этом агент от источника 17 по магистрали 14 подается через отверстие

16 в канал 13 и через вырез 10 тора

8 на слив. В случае; если транспортное средство не движется, шарики в торе не перемещаются, а в случае движения накатом шарики свободно вращаются по тору.

Такое движение осуществляется из-за вращения диска.

Для переключения передач и тем самым, например, при трогании с места золотник перемещают по каналу (корпусу) в сторону центра диска. При этом совмещается отверстие золотника с каналом тора. Тогда рабочий агент под давлением, ударяясь в шарик поочередно по ходу вращается, заставляет шарики входить в зацепление с диском. Шарики в свою очередь передают усилие к своим сферическим пазам в диске, т. е. передают момент согласно включенной передаче и давления агента. Шарики выполняют роль поршня в торе и зубьев в передаче, т. е. в зацеплении с пазами диска.

Предлагаемая гидромеханическая трансмиссия позволяет транспортному средству плавно трогаться с места без муфты сцепления.

При переключении передач золотник перемещают относительно центра и перекрывают нейтральный канал с перепуском частично агента на слив. При этом плавно совмещаются отверстие золотника с отверстиями торов и тем самым включаются следующие передачи.

Для перехода на заднюю передачу золотник поворачивают относительно своей оси на 90 и направляют агент через его отверстие в противоположную полость тора, заставляя шарики вращаться в другую сторону. Переключение передачи назад осуществляется аналогично, что и вперед. В случае движения транспортного средства накатом вперед золотник устанавливают в нейтральное положение и до 90 повернутым относительно положения движения вперед. Шарики, зацепленные через полусферические пазы диска 3, вращаются в своих торах свободно за счет наката транспортного средства. При торможении золотник перемещают в канал полости тора, создавая давление, в противоположную сторону вращения шариков. Таким образом, возможно получить остановку транспортного средства и даже его движение назад. Трансмиссия позволяет получить дополнительное торможение транспортного средства с двигателем и дает возможность полной замены тормозов.

1632809

Экономический эффект достигается за счет снижения металлоемкости, упрощения конструкции, улучшения энергономических показателей транспортного средства.

Формула изобретения

1. Коробка передач транспортного средства, содержащая установленный в корпусе с возможностью вращения и связанный с выходным валом диск, на поверхности которого по эквидистантным окружностям выполнены полусферические лунки в виде дорожек, тела качения в виде шариков, источник давления рабочего агента, сообщенный с распределителем и баком, и орган управления в виде шарнирно связанного с корпусом двуплечего рычага, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности и долговечности при упрощении конструкции, в корпусе напротив каждой дорожки выполнены торовые камеры, заполненные шариками, диаметр которых равен поперечному диаметру торовой полости камеры, а распределитель представляет собой золотник, кинематически связанный с одним плечом двуплечего рычага для осевого - перемещения вдоль входных отверстий и углового поворота для подачи рабочего агента в соответствующую ветвь торовой полости камеры, при этом ширина выходной прорези торовой камеры в зоне контакта по крайней мере одного шарика с лункой диска выполнена меньше диаметра шарика.

2. Коробка по п. 1, отличающаяся тем, что для получения нейтрального положения между торовыми камерами выполнены сквозные отверстия для связи источника давления с баком непосредственно.

1632809

Составитель Н. Белоусько

Редактор Л. Зайцева Техред А. Кравчук Корректор О. Кравцова

Заказ 588 Тираж 338 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, )К вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат «Патент», r. Ужгород, ул. Гагарина, 101