Шпоночное соединение

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение отногигсч машпноп н г нию и может быть применено в узла гм шин имеющих шпоночное соединенш Цель изобретения состоит в повншении на дежности работы и технологичности изго товления при обеспечении высокой нагрузочной способности а также р упро щении конструкции путем ис ключения кр пежных элементов в yMeHbUjemnJ ч т пит о п т м| о ч и и not i иле1 ми г с1 14 и in ючомного г i HPniq гого т F ттупс шчдрнмеско ° грр к i 1. uif OHM- иотор р idi-рсгленз в ради аи но i гтш 1 детали 1 выполнен г,Г|П ия пчрчлл1 и1 (- пазов 10 с обра зо i i i и т 1 1 тпьнич выступов вча I Г О 4 ИГ /i ЩИ С COOT PPTi ТВ .РЩЧМ 1 т in т i о11 if позитно rarnrio4PHHL -, ен f ГУ п и J i В11птирнныхгздг1тэли2 и / ( i10 Maivoan Horo ряда К| )ч г с гп ia Bbfivne цилиндрического 1тпг)1чч I по РТ быть выполнено m групп пс1|пп ( их пязов ч выступов причем т r-iirp нпо и PI Tvnon располохе i j пит i том ц) г i- гфугу в плоскости торца i rjiinir-T- q п мп-пм нчемо11 где m 2 3 I 13Н)Т,(Л 1Ч11 -РЛ П ПИ 47 ОМ J (/I v-

СОК1З Г 0!IF 1(I,L1:.

СО(1ИЛ (II I(: I LI I; (К ИХ

РF(II/Г,Л,1к

1633168 /<.1.I !

>(>1,, 16 f3:3/00

ГОСУДЛРСТНЕГ!Н> IЙ КО>11 ITF-

ПО ИЗОЕ;Р!.1 Е>>ИЯМ И ОткГ! TIH I>1

ПРИ ГКН Г СОЛАР

ОПИСАНИ F 1 =I . !, " >

К ABTOPC(F05. СВ 1ДЕ Г>=.".Ь. .,,".

/ (— 1 . /

/ l t 6 > Г1!

1 j

Г,.

> (? 1) 4704065/27 (22) 12,06 89 (46) 07.03.91. Бюл. ЛК 9 (71) Горьковский автомобильн!.и =.:>f;(,ä (72) В.Я..>">еменков (53) 621.88.886 (088.8) (56) Авторское свидетельстг>о СССР

M 1460442, кл. F 16 Б 3!00, 1987. (54) ШПОНОЧНОЕ СОЕДИНЕНИЕ (57) Изобретение отногигся к машиноГ1ро(:. нию и может быть применено в узлах и,>шин, имеющих шпоночное соединени».

Цель изобретения состоит в повышении надежности работы и технологичности изготовления при обеспечении высокой нагрузочной способности. а также v, упро щении конструкции путем исклlочения кр;— пежных элементов. в уменьшеHLli, ;-: заритов >:: т риа 1 >р 1>.ости L", повышен,>и

1,,;; О> Е! I (1--!1 1 >;>Г> >О 1>>Г1ГО (-(;Pi)L»IP>I,>Я i ; > т о Г и I! >з fl I Г T /! 1 с I! L 1 л 11 I д р 11 ч р с > о о Г г е рз

:..iI;i " Ц>(nF>К! КптПРаЯ ЗаКРЕПЛЕНа В РаДИал>:>!о;.1 (,:f вп "lГти! 3 детаRL1 1, выполHенd г„уппл >>з и паралл(.л»,;-.Iх пазов 10 с образг>-з С1;» и 1 и >Палл(1> I-HL>x выступов. взаL1л1о,;I1Г1 вуi(>Llew 1Х С СГ>nтвPТСТ(11 >оIfI!I>1

> о I!1 !,. Ро оf по !1т >>о Г1аспо,1оже нных вы(.(у>1(1(! . в inn(;HO>I>iых в детали 2, где

; ..<..:;; >1çòI,ðëë!.>fîãî ряда чисел.

KI,(»1.- г(;го, >а вь.(.тупе цилиндрического ст г»;: >я -1 >1(!;"<г т быть выполнено гп групп

f1араллпл->:ых пазов !1 выступов. причем

y,ä,, л л г р; Г> и а и а з о в L l F> i, с т у г1 а >1 р а с и о л о ж она гiî/L глол1 дрк г >(другу в плоскости торца

; >HI!.,f(.n"1 f H".ìnçä>fåHÿP>1îL1, где f11 =-2, 3.

I: 3 H LT /ПP " I: >!Of O >, 11;""1 >!>Сеlf, Г>п> эт о>1 ((/>

j(6ä

Сд

СО

1633168

45 средство крепления цилиндрического стержня 4 может быть выполнено в виде замкового соединения типа "ласточкин хвост", образованного сочетанием пазов и выступов соответственно, шпонки и детали 2, или в виде фланца с резьбовыми крепежными элементами, расположенного с одного из торцов цилиндрического стержня 4 шпонки.

Изобретение относится к машиностроI llL1)o и может быть применено в узлах маГПИ;1, ИМЕЮГЦИХ ШПОНОЧНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ.

Цель изобретения — повышение на, ежности работы и технологичности изготовления при обеспечении высокой

1лгруэо п1ой способности, а также упрощен.1е констру !,,1и путем исключения крепеж,, ых з,—,е fgl TAg, уменьшения габаритов, .1а ериалое .;, .сти и повышение долговечIIоcò. I шпоночllого соединения.

Па фиг.1 изображена шпонка с двумя параллельными пазами и тремя выступами; на фиг.2 — разрез А-А на фиг,1; на фиг.3— шпонка с двумя группами пересекающихся под прямым углом пазов и выступов, разрез по выступам; на фиг,4 — шпонка с тремя группами пересекающихся под углом 60 пазов и выступов, разрез по выступам; на фиг." — шпонка с одним пазом, двумя выступами и тремя группами пересекающихся пазов и выступов, разрез по выступам; на фиг,6- шпоночное соединение со шпонкой, общий вид; на фиг,7 — шпоночное соединение с взаимозаменяемыми группами пазов и выступов, выполненных с обоих концов стержня, в котором сочетание двух пазов и выступов образует замковое соединение ласточкин хвост; на фиг.8 — то же. сочетание одного паза и выступа образует замковое соединение ласточкин хвост, Шпоночное соединение состоит из охватывающей 1 и охватываемой 2 деталей, установленны ° с возможностью поступательного перемещения одна относительно дгугой. В детали 1 выполнено отверстие 3, в которое входит цилиндрический стержень 4 шпонки. На одном конце стержня (фиг,1 — 6) расположен фланец 5 с выполненными B нем отверстиями 6 под крепежные элементы 7, С помощью этих средств креплен1". в!понка фиксируется в радиальном отвсрсгии детали 1. На другом конце стер.+.ня выполнено и параллельных между собой пазов 8 с образованием п+1 г1ПРаЛЛЕЛЬНЫХ ВЫСТУПОВ 9, КОТОРЫЕ ВзаИМОдействуют с соответствующим количеством

3llII<). тно располо;кеннь х выступов и па5

При выполнении средств крепления шпонки по первому из указанных вариантов пазы и выступы, а соответственно и средства крепления, расположены с обоих торцов цилиндрического стержня 4 шпонки, а все группы пазов и выступов расположенных с обоих концов цилиндрического стержня 4 являются взаимозаменяемыми. 2 з.п. ф-лы, 8 ил. зов, выполненных в детали 2 Кроме то о. на конце цилиндрического стержня 4 может быть выполнено m групп параллельных пазов и выступов, причем каждая группа пазов и выступов расположена под углом друг к другу и является взаимозаменяемой, что позволяет делать соогветствующее количество переустановок шпанки (фиг.3-5).

При этом выбирается необходимое количество отверстий 6 и их расположение под крепежные винты 7. Вместе с тем, средство крепления цилиндрического стержня 4 может быть выполнено в виде замкового соединения типа ласточкин хвост, которое образовано сочетаниеM двух любых пазов

10 шпонки и выступов 11 детали 2 (фиг.7) или по крайней мере в виде одного замкового соединения ласточкин хвост, которое образовано сочетанием одного паза 12 шпонки и выступа 13 детали 2 (фиг.8). При этом пазы и выступы расположены с обоих концов цилиндрического стержня и являются взаимозаменяемыми, В этом случае, как и на фиг,3 — 5, с обоих концов стержня 4 могут быть выполнены группы пазов и выступов. что, кроме переустановок противоположных концов стержня, предусматривает несколько переустановок с одного конца стержня, и тем самым повышает долговечность шпоночного соединения. Воз ложность переустановок предусматривает выполнение ширины выступов с учетом припуска на износ шпоночных пазов при эксплуатации других выступов в этих пазах. B шпонке с одного (фиг.1) или с обоих концов (фиг.7 и 8) могут быть выполнены реэьбовые отверстия 14 для удобства ее демонтажа, Ширину пазов шпанки целесообразно выбирать минимально возможной, исходя изд механических свойств магериала внутренней детали, благодаря чему увеличивается суммарная протяженность рабочих поверхностей шпонки, что ведет к высокой нагруэочной способности и долгове1ности соединения.

Сборка шпоночного соединения осугдeствляется следующим образом

1633 168

В вариантах выполнения (фиг.1-6) после установки детали 2 в наружную деталь 1 шпонку вставляют цилиндрическим стержнем 4 в отверстие 3 детали 1 так, что пазы 8 и выступы 9 шпонки входят в выс-гупы и 5 пазы детали 2, после чего шпонку посредством фланца 5 крепят средствами крепления — винтами 7 к детали 1. Разборка производится в обратной последовательности, после чего, если это необходимо, 10 делают переустановку. Количество переустановок соответствует количеству групп пазов и выступов, выполненных на выступе цилиндрического стержня 4 шпонки.

В вариантах исполнения (фиг.7 и 8) 15 сборка производится в иной последовательности. Сначала в отверстие 3 детали 1 вставляют цилиндрический стержень 4 шпанки, причем так, что ее пазы и выступы располагаются в направлении перемещения детали 20

2, после чего устанавливают саму внутреннюю деталь. Фиксирование шпонки происходит благодаря выполнению по крайней мере одного сочетания выступа и паза, соответственно шпонки и внутренней детали. 25 например, паза 12 и выступа 13 (фиг.8) в виде замкового соединения типа ласточкин хвост. Чтобы при переустановке полностью не вынимать деталь 2, в последней на конце может быть сделано освобождение в виде 30 круглой цековки по диаметру шпонки, что позволяет упростить сборку-разборку и сделать их аналогичными укаэанной (не показано).

Применение предлагаемого шпоноч- 35 ного соединения позволяет повысить надежность его работы и обеспечить техHîëîãè÷ность изготовления при сохранении высокой нагрузочной способности благодаря тому, что в габаритах стержня выполнены 40 пазы и выступы по типу шлиц и соединение работает как шлицевое, и. кроме того, упростить его конструкцию, исключив крепежные элементы, уменьшить габариты, снизить материалоемкость и повысить долговечность шпоночного соединения за счет большего числа переустановок.

Формула изобретения

1. Шпоночное соединение, содержащее концентрично установленные с возможностью относительного осевого перемещения охватываемую деталь со шпоночным пазом и охватывающую деталь, в радиальном отверстии которой размещена шпонка, выполненная в виде цилиндрического стержня с по меньшей мере одним рабочим хвостовиком, а также средства крепления ее в отверстии охватывающеи детали, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения надежности, технологичности изготовления при обеспечении высокой нагруэочной способности на торцовой поверхности хвостовика, на шпонке выполнена группа из и параллельных между собой пазов с образованием и+1 выступов, где и = 1, 2, 3... из ряда натуральных чисел, а шпоночный паэ на охватываемой детали выполнен в виде соответствующего количества продольных проточек, оппозитно расположенных, ответных выступам шпонки и находящихся в зацеплении с последними.

2. Соединение по п.1, о т л и ч а ю щ е ес я тем, что на хвостовике шпонки выполнено m групп параллельных пазов и выступов, каждая группа расположена в плоскости торца под углом друг к другу и является взаимозаменяемой, при этом

m 2, 3, 4... из натурального ряда чисел.

3. Соединение по пп 1 и 2, о т л и ч а ющ е е с я тем, что средства крепления шпанки в отверстии охватывающей детали Bblполнены в виде по меньшей мере одного механического зацепления типа "ласточкин хвост", образованного сочетанием паза или выступа шпонки и соответственно выступа или проточки охватываемой детали.

1633168

А-А

16331Я

Составитель B.Иванов

Гекpед Г,1.3ЛОрге!iтал

Редактор О.Головач

>,с>рр<..тор С 01ек ар

Прсизводс- .-!ii.ë- здатгльг ий коь бинат "Патент, г. "жгооод,,;, Гагарина. 101

Заказ 606 Ти ра. к 128 Г1о,1п;1о, ое

ВНИИПИ Государственного ко;ии ега по изобретениям и от ретив .. при Г К 1Т СССР

113035, 1о.,к а. Ж-35, Раушскав наб., i/5