Клиноременная передача м.и.царенко
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве элемента приводов различных машин и механизмов Цель изобретения - расширение кинематических возможностей путем увели чения диапазона регулирования передаточного отношение При вращении шкивов нагревательные элементы обеспечивают нагрев кольцевых участков дисков 6,7 и 10.11 до температуры не ниже критической, в результате чего кольцевые участки приобретают коническую форму, что обусловлено свойством обратимого эффекта памяти которым обладает ма рриал шкивов При смещении narpeeaTent пых элементов в радиальном направлении происходит перемещение конических кольцевых участков и расположенного на них ремня 5, что приводит к изменению передаточного отношения. 2 з п ф-лы, 6 ил LO С О СО со ю О СП Фиг
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я) F 16 Н 9/00
1 ОСУДАРСТВЕННЫИ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4638987/28 (22) 17,10.88 (46) 07.03,91. Бюл. М 9 (71) Днепродзержинское специализированное производственное управление Треста
"Оргхим" (72)М.И.Царенко (53) 621.852(088.8) (56) Кожевников С.Н., Есипенко Я.И., Раскин Я.M.
Механизмы. — M. Машиностроение, 1978, с.351 — 353, рис.5.54.
Есипенко й.и. механические вариаторы скорости. — Киев: Гос.изд-во техн. лит-ры, 1961, с.117, рис.8. (54) КЛИНОРЕМЕННАЯ ПЕРЕДАЧА
М.И.ЦАРЕ Н КО (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве
„„Я „„1633205 А1 элемента приводов различных машин и механизмов. Цель изобретения — расширение кинематических возможностей путем увеличения диапазона регулирования передаточного отношения. При вращении шкивов нагревательные элементы обеспечивают нагрев кольцевых участков дисков 6,7 и
10,11 до температуры не ниже критической, в результате чего кольцевые участки приобретают коническую форму, что обусловлено свойством обратимого эффекта "памяти". которым обладаег ма;ериал шкивов. При смещении нагревательных элементов в радиальном направлении происходит перемещение конических кольцевых участков и расположенного на них ремня 5, что приводит к изменению передаточного отношения.
2 з,п. ф-лы, 6 ил. ,,7 !
1633205
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в качестве элемента приводов транспортных средств, станков, сельскохозяйственных и тому подобных машин и механизмов.
Цель изобретения — расширение кинематических возможностей путем увеличения диапазона регулирования передаточного отношения.
На фиг.1 представлена клиноременная передача, общий вид; на фиг.2 — вид А на фиг.1; на фиг,3 — клиноременная передача в процессе регулирования, общий вид; на фиг.4 — шкив клиноременной передачи, нагретый до критической температуры; на фиг.5 — узел I на фиг.3; на фиг,б — клиноременная передача с фрикционными нагревательными элементами, общий вид, Клиноременнэя передача содержит ведущий 1 и ведомый 2 валы, установленные на них пары ведущих 3 и ведомых 4 шкивов, охваченных клиновыми ремнями 5. Ведущий шкив 3 состоит из двух дисков б и 7 подпружиненных один к другому посредством пружин 8 и установленных на шлицах ведущего вала 1. Пружины 8 фиксируются на валу стопорными кольцами 9, Ведомый шкив 4 состоит из двух дисков 10 и 11, жестко закрепленных на ступице 12, размещенной на шлицах ведомого вала 2, Ступицы 12 зафиксированы от смещения посредством стопорных колец 13 и распорных колец 14.
Клиноременная передача имеет также механизм регулирования. Диски 6,7 и 10,11 выполнены коническими из материала с обратным эффектом "памяти" (например, никелида титана). Исходная форма дисков показана на фиг.4. Затем в закрытом объеме детали в течение часа отжигают с поддержанием этой формы при 500 С. После завершения отжига детали охлаждают до температуры ниже 40 С и при этой температуре их подеергают пластической деформации (например, холодной штамповке) для придания формы (фиг.1), т.е. а ненагретом состоянии диски 6 и 7 имеют плоскую форму на периферии и коническую при переходе к ступице, а диски 10 и 11 — на периферии коническую и в центральной части плоскую.
Если диски полностью нагреть выше критической температуры, то они принимают исходную коническую форму. Механизм регулирования выполнен в виде нагревательного элемента 15 для взаимодействия с дисками шкивов 3 и 4, установленного с возможностью смещения в радиальном направлении относительно шкивов. Нагревательный элемент может быть выполнен в виде сопла 16, которое представляет собой отверстие на конце трубки 17, прикреплен25
55 ной к поперечной трубке 18, установленной на стержнях 19 в направляющих 10. Концы трубок 17 расположены между дисками 6,7 и 10,11, а сопла 16 выполнены с обоих сторон трубок 17, направлены на поверхность дисков и служат для подачи на них газа с температурой не ниже критической, Нагревательный элемент может быть выполнен в виде фрикционных колодок 21, прижатых к внутренним поверхностям дисков 6,7 и 10,11 с помощью упругих стержней
22, закрепленных на поперечной планке 23, размещенной на стержнях 19, Клиноременная передача работает следующим образом.
В исходном положении клиновой ремень 5 охватывает шив 3 по наименьшему, а шкив 4 — по наибольшему диаметру. Вращение от ведущего вала 1 передается посредством клинового ремня 5 ведомому валу 2 при наибольшем передаточном отношении, частота вращения последнего наименьшая. При подаче через трубки 17 и 18 и сопла 16 горячего газа на боковые поверхности дисков 6,7 и 10,11, вследствие их вращения нагревается кольцевая поверхность с шириной, соответствующей диаметру струи газа. Когда температура нагреваемых участков становится равной критической или превышает ее, они принимают коническую форму, а на ненагретых частях дисков 6,7 и 10. 11 их поверхность плоская, Перемещая стержни 19 в направляющих 20 в ту или другую сторону можно синхронно изменять диаметр расположения нагреваемых соплами 16 кольцевых участков дисков. тем самым перемещая ремень
5 на больший или меньший диаметр. Натяжение ремня 5 и его смещение в первоначальный момент с минимального диаметра ведущего шкива 3 осуществляется посредством пружины 8.
При использовании в качестве нагревательных элементов фрикционных колодок
21 передача работать аналогично, В этом случае тепло, необходимое для нагрева материала дисков до критической температуры, выделяется за счет трения фрикционных колодок 21 о поверхности дисков 6,7 и 10,11.
Формула изобретения
1. Клиноременная передача, содержащая ведущий и ведомый валы, установленную на них по крайней мере одну пару охваченных клиновым ремнем шкивов, каждый из которых выполнен в виде пары дисков, и механизм регулирования передаточного отношения, отличающаяся тем, что. с целью расширения кинематических воэможностей путем увеличения диапазона регулирования передаточного отношения, по
1633205
Фиг2 крайней мере один иэ дисков по крайней мере одного из шкивов выполнен иэ материала с обратимым эффектом "памяти", а механизм регулирования — в виде нагревательного элемента. установленного с воэможностью смещения в радиальном направлении относительно последнего для взаимодействия с ним.
2. Передача по п.1, отличающаяся тем, что нагревательный элемент выполнен в виде сопла для подачи газа с температурой, равной или выше критической.
3. Передача по п.1, о т л и ч а ю щ а ч с я тем. что нагревательный элемент выполнен в виде фрикционной колодки, 1633205
1б
Составитель В.Карасев
Техред М.Моргентал Корректор М.Самборская
Редактор Н.Бобкова
Заказ 608 Тираж 389 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101