Способ чистовой обработки зубчатых колес
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в производстве зубчатых колес. Цель изобретения - расширение технологических возможностей за счет получения продольной модификации зубьев. Для получения модифицированных (бочкообразных) зубьев при чистовой обработке колеса дисковым шевером, в исходном положении угол скрещивания осей инструмента и колеса назначают равным S arctg- tgS-a/(a+AS/sinan), где X - номинальный угол скрещивания осей инструмента и отрабатываемого колеса, град; а - межосевое расстояние, мм; AS - заданная величина бочкообразности (модификации ), мм; а.п - угол зацепления в нормальном сечении, град. Затем корректируют угол установки оси колеса к направлению подачи, а при достижении центром скрещивания осей середины ширины обрабатываемого зубчатого венца направление подачи меняют на. противоположное. Поскольку в процессе обработки изменяется угол скрещивания осей, происходит необходимое для получения модификации зубьев изменение межосевого расстояния 2 ил. с Ј (Л
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51) 5 В 23 F 19 06
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
Х =arctg tgZ
sinu„
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4414278/08 (22) 25.04.88 (46) 15.03.91. Бюл. № 10 (71) Одесский политехнический институт (72) Ю. Н. Сухоруков, С. М. Уминский и А. Ю. Сухорукова (53) 621.833.621.7 (088.8) (56) Мильштейн М. 3. Чистовая обработка зубчатых колес. Киев: Техника, 1971, с. 27, 29 — 33. (54) СПОСОБ ЧИСТОВОЙ ОБРАБОТКИ
ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к металлообработке и может быть использовано в производстве зубчатых колес. Цель изобретения — расширение технологических возможностей за счет получения продольной модификации зубьев. Для получения модифицированных (бочкообразных) зубьев при чисИзобретение относится к металлообработке и может быть использовано в производстве зубчатых колес.
Цель изобретения расширение технологических возможностей за счет получения продольной модификации зубьев.
На фиг. 1 показана схема исходного положения инструмента и обрабатываемого колеса; на фиг. 2 схема изменения межосевого расстояния при обработке модифицированных зубьев.
При обработке инструментом-шевером 1 с размещением оси обрабатываемого колеса 2 под утлом Х к направлению подачи наибольшиЙ съем припуска происходит в точках Рь которые соответствуют врезанию и выходу шевера.
Угол Х определяют по следующей зависи мости:
„„SU„„1634403 A 1
2 товой обработке колеса дисковым шевером, в исходном положении угол скрещивания осей инструмента и колеса назначают равным Х =arctg (tgZ а/(а+ЛЯ/япа„)), где номинальный угол скрещивания осей инструмента и отрабатываемого колеса, град; а — межосевое расстояние, мм; AS — заданная величина бочкообразности (модификации), мм; а. — угол зацепления в нормальном сечении, град. Затем корректируют угол установки оси колеса к направлению подачи, а при достижении центром скрещивания осей середины ширины обрабатываемого зубчатого венца направление подачи меняют на. противоположное.
Поскольку в процессе обработки изменяется угол скрещивания осей, происходит необходимое для получения модификации зубьев изменение межосевого расстояния. 2 ил. где Х вЂ” номинальный угол скрещивания осей инструмента и обрабатываемого колеса, град; а межосевое расстояние, мм;
AS заданная величина модификации, мм;
uÄ вЂ” угол зацепления в нормальном сечении, град.
В точке Р2 величина удаляемого припуска уменьшается за счет увеличения межосевого расстояния. В начале цикла обработки шевер 2 и колесо 1 устанавливают таким образом, чтобы центр скрещивания осей шевера и колеса размегцался за торцом колеса и у торца инструмента (шевера) .
Затем обрабатываемому колесу сообщают подачу 5Р вдоль его оси и подачу
S, нормально к своей оси. При этом центр скрещивания осей шевера и колеса перемещается по линии 3!
634403
Формула изобретения
a=-(— g(— (= I 75 мм; о
2 ° 3,47
b, Фо
=0,2678;
Для осуществления повторных проходов шеверу сообщают подачу вдоль его оси до тех пор, пока центр скрещивания осей не смещается к противоположному торцу инструмента, при этом центр скрещивания осей перемещается по линии 4. Поскольку в процессе обработки изменяется угол скрещивания осей, происходит необходимое для получения модификации (бочкообразности) зубьев изменение межосевого расстояния (а ) ао) .
Пример. Производят обработку прямозубого зубчатого колеса с параметрами
m=4; z(— — 35; b(— — 40 мм; шевером z((=53;
go=15 и вел ичи ной бочкообразности AS=
=0,015 мм.
Определяем межосевое расстояние а, и величину с: с=а1а(асссос(=у )) =
g+ Ь
ЯЛал
Рб
=17512(асссос(ос )) =547 я л20
Определяем угол диагональной подачи:
Затем определяем угол скрещивания осей шевера и обрабатываемого колеса
1ЯХ =12Х(д)=-1215 ((75+ 2м7 )» яла„с(л20
Х =14 5 .
Для получения бочкообразной модификации
AS=0,015 угол скрещивания осей шевера и колеса в исходном положении устанавливают Х =14 5, а колесу или инструменту сообщают подачи S, и S или диагональную подачу под углом в=10 до тех пор, пока центр скрещивания осей не достигает середины ширины обрабатываемого венца
b(/2=20 мм и угол скрещивания не принимает значение, равное расчетной величине
Z= l5, после этого направление тангенциальной подачи изменяют на противоположное.
Способ чистовой обработки зубчатых колес методом свободного обката с размещением оси колеса под углом к направлению подачи при изменении положения центра скрещивания осей инструмента и колеса, отличающийся тем, что, с целью расширения технологических возможностей за счет получения продольной модификации зубьев, в исходном положении угол Х
20 скрещивания осеи инструмента и колеса определяют по зависимости
Х =осclg(lgZ — дХ вЂ” )), sinu, 242 где Х вЂ” номинальный угол скрещивания осей инструмента и колеса, град; а — межосевое расстояние, мм;
AS — заданная величина модификации, мм; а„— угол зацепления в нормальном сеЗ0 чении, град, а угол установки оси колеса к направлению подачи определяют по зависимости где b(— ширина обрабатываемого зубчатого венца, мм, при этом при достижении центром скре40 щивания осей середины ширины обрабатываемого зубчатого венца направление подачи меняют на противоположное.
1634403
Фиг.2
Составитель И. Кузнецова
Редактор С. Лнсина Техред А. Кравчук Корректор А. Обручар
Заказ 718 Тираж 418 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям н открытиям прн ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат <Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101