Способ определения противоизносных и противозадирных свойств масел

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к методам определения эксплуатационных свойств масел и может быть использовано в авиационной, автомобильной и нефтехимической отраслях промышленности. Цель изобретения - повышение достоверности определения противоизносных и противозадирных свойств масел и создание условий испытаний , приближенных к условиям эксплуата13 U Фиг 2 ции масел в реальных двигателях путем осуществления нагрева масла в две стадии. С помощью гидравлической системы устанавливают нормальную нагрузку 40 кг/мм в зоне контакта вала 1 и ролика 2. Предварительно подогрев масло до 150° С в теплообменнике , затем включают нагреватель 12 для нагрева вала 1. При достижении на поверхности вала 1 200 - 250° С испытуемое масло подается через трубку в зазор между роликом 2 и валом 1 со скоростью 3 мл/мин. Включают электропривод вала 1. Измеряют металлические контакты вала 1 с роликом 2. В качестве критерия оценки противоизносных свойств масла служит нормированное интегральное время металлического контакта , а противозадирных свойств масла - нагрузка , при которой нормированное интегральное время металлического контакта близко к единице. 4 ил. 18 (Л С 19 о со ел о о 00

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4458704/28 (22) 11.07.88 (46) 15.03.91. Бюл. ¹ 10 (72) В.А.Степанов, В.В.Пантелеев, А.Ф.Финашов и В.Н,Захаров (53) 620.178.16 (088.8) (56) Патент США № 2337414, кл. 73-10. 1943. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПРОТИВОИЗНОСНЫХ И ПРОТИВОЗАДИРНЫХ

СВОЙСТВ МАСЕЛ (57) Изобретение относится к методам определения эксплуатационных свойств масел и может быть использовано в авиационной, автомобильной и нефтехимической отраслях промышленности, Цель изобретения— повышение достоверности определения противоизносных и противозадирных свойств масел и создание условий испытаний. приближенных к условиям эксплуата„„Я ÄÄ 1635068 А1 ции масел в реальных двигателях путем осуществления нагрева масла в две стадии. С помощью гидравлической системы устанавливают нормальную нагрузку 40 кг/мм в

2 зоне контакта вала 1 и ролика 2. Предварительно подогрев масло до 150 С в теплообменнике, затем включают нагреватель 12 для нагрева вала 1. При достижении на поверхности вала 1 200 — 250 С испытуемое масло подается через трубку в зазор между роликом 2 и валом 1 со скоростью 3 мл/мин.

Включают электропривод вала 1. Измеряют металлические контакты вала 1 с роликом 2.

В качестве критерия оценки противоизносных свойств масла служит нормированное интегральное время металлического контакта, а противозадирных свойств масла — нагрузка, при которой нормированное интегральное время металлического контакта близко к единице. 4 ип.

1635068

Изобретение относится к методам определения эксплуатационных свойств масел и может быть использовано в авиационной, автомобильной и нефтехимической отраслях промышленности, Цель изобретения — повышение достоверности определения противоиэносных и противозадирных свойств масел и создание условий испытаний, приближенных к условиям эксплуатации масел в реальных двигателях путем осуществления нагрева масла в две стадии, На фиг. 1 дана схема устройства для реализации предлагаемого способа; на фиг.

2 — то å, вид сверху; на фиг. 3 — результаты экспериментальных исследований эксплуа, тационных свойств масел; на фиг. 4 — зависимость образующегося в масле осадка от температуры нагрева.

Устройство состоит из полого вращающегося вала 1 (электропривод не показан), с которым контактирует ролик 2, закрепленный в обойме 3, посаженной на оси 4. С по лощью шарикоподшипников 5 и текстолитовой втулки 6 ось 4 закреплена в суппорте 7. Ролик 2 представляет собой шайбу, изготовленную из стали P-9-К-5, твердость которой на 10 — 20 единиц превышает твердость вала. Теплообменник 8 служит для предварительного нагрева масла до 150 С.

Через трубку 9 осуществляют подачу масла на вал 1. Последний крепится в центрах 10 и 11. Для нагрева служит неподвижный электроподогреватель 12, который вводится через центр задней бабки 13 внутрь вала 1.

Температура поверхности вала 1 измеряется термоэлектрическими термометрами 14, соединенными с электронным регулирующим потенциометром КСП-4. Термопары 14 прижимаются к валу 1 с помощью магнитного привода 15.

Система сигнализации замыканий состоит из ртутных токосьемников 16 и 17, универсального измерителя 18 параметров электрического контакта и частотомера 19.

Ртутный токосъемник 16 находится на торце вала 1, ртутный токосъемник 17 — на оси 4 ролика 2. Нормальная нагрузка величиной

40 кг/мм в зоне контакта ролика 2 с валом

1 создается с помощью гидравлической системы, имеющей плунжер 20, который перемещает подвижную часть суппорта 7.

Контроль давления осуществляется по манометру 21, Суппорт 7 перемещается на оси

22.

Способ осуществляют следующим образом.

С помощью гидравлической системы устанавливают нормальную нагрузку 40 кг/мм

2 в зоне контакта вала 1 с роликом 2. Включа5

35 ют теплообменник 8 для предварительного нагрева масла до 150" С, включают электронагреватель 12 для нагрева вала 1. При достижении температуры вала 200 — 250 C испытуемое масло подается через трубку 9 в зазор между роликом 2 и валом 1 со скоростью 3 мл/мин. Включают электропривод вала 1.

Измерение металлических контактов вала 1 с роликом 2 осуществляется посредством системы сигнализации замыканий, состоящей иэ ртутных токосьемников 16 и

17, универсального измерителя 18 параметров электрического контакта и частотомера

19. Анализ временных параметров металлических контактов ролика 2 с валом 1 служит информацией о смазывающей способности масла. В качестве критерия оценки противоиэносных свойств масла служит нормированное интегральное время леталлического контакта, равное отношению времени осуществления электрического контакта между трущимися поверхностями к общему времени работы узла после прохождения периода приработки, когда значение нормированного интегрального времени металлического контакта становится постоя IHblM. Критерием оценки противозадирных свойств масла является такая нагрузка, при которой нормированное интегральное время металлического контакта близко к единице.

Экспериментальные данные по определению смазывающей способности масел приведены на фиг. 3, где кривая 1 — масло

АСВ-5 (основа) при 200 С; кривая 2 — масло

l4M-10 при 250 С; кривая 3 — масло АСВ-5 с присадкой 1 LZ1395 при 200 С.

Правая шкала предназначена для оценки смазывающей способности масла ACB-5 с присадкой 1 LZ1395, левая шкала — для масла АСВ-5 и lilM-10, Из данных, представленных на фиг. 3 следует, что лучшими смаэывающими своиствами из исследованных масел обладает масло АСВ-5 с присадкой 1 LZ1395, Температурные режимы испытаний масла выбраны исходя из того, что термоокислительная стабильность масла определяется окислением масла в тонкой пленке и характеризуется количеством образовавшегося осадка. На фиг, 4 приведена зависимость образующегося осадка в масле от температуры нагрева. До температуры нагрева 150 С физико-химические свойства масла не меняются, и количество осадка при этом равно нулю. При температуре нагрева

200 С количество осадка в ласлах растет и при 250 С существенно увеличивается, Из полученных данных следует, что нагрев мас1635068 ла одноступенчато в теплообменнике до .200 С и выше приводит к его окислению с образованием недопустимого количества осадка. Максимальная температура нагрева масла 250 С взята исходя из ее значений в реальных узлах трения.

Формула изобретения

Способ определения противоиэносных и противоэадирных свойств масел, заключающийся в том, что приводят во взаимодействие при трении ролик с валом, в зону их контакта подают предварительно нагретое в теплообменнике испытуемое масло и иэмеряют электрическим методом время металлического контакта вала с роликом, по которому судят о противоизносных и противозадирных свойствах масла, о т л и ч а ю5 шийся тем, что, с целью повышения достоверности определения свойств масел путем приближения испытаний к условиям эксплуатации реальных двигателей внутреннего сгорания, нагрев масла в теплооб10 меннике осуществляют до 150 С, а в зоне контакта его дополнительно нагревают до

200 — 300 С путем нагрева вала до этой температуры.

1635068

fнив гО нов +

70

l0 аа

0 10 70 И 40 50 Ю Тгьм

Фцг Я

1 75

6 ь 15 а

%э fg

4 5

О

00 f70 NO т fN 700 770 гИ 7И

Фиг. 4 Ъюпература, >0

Составитель Д.Пичугин

Тех ред М. Мо р ге н тал Корректор С.Шекмар

Редактор M,Ïåòðîâà

Заказ 751 Тираж 393 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101