Композиция для нанесения покрытия на поршни из алюминиевого сплава

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к созданию антифрикционных покрытий на деталях двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для получения приработочного слоя на поверхности алюминиевых поршней.Изобретение обеспечивает повышение адгезии покрытия к алюминиевому сплаву, его износостойкости и снижение коэффициента трения. Эффект достигается благодаря тому, что композиция для нанесения покрытия на поршни из алюминиевого сплава, включающая, мае.ч.: водорастворимая фенолформальдегидная смола (по сухому остатку) 35-45; коллоидный графит (по сухому остатку) 15-20; вода 100, дополнительно содержит продукт взаимодействия меди муравьинокислой и смеси сульфокислот - контакта Петрова,взятых в массовом соотношении 1:(5,2 - 14,8) соответственно, 1-4. 1 табл. S (Л

СОЮЗ СОЕЕТСНИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (И) (5))5 С 08 J 5/16, С 09 D

161/10//F 02 Е 3/10

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСНОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

:. ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTWFbITHRM

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4437884/05 (22) 08.06.88 (46) 23.03.91. Бюл. N 11 (71) Ийститут механики металлополимерных систем АН БССР (72) В.Н.Дробышевский, B.À.Ñòðóê, А.Э.Юницкий, А.A.Ðûñêóëîâ, Ю.Ч.Закревский, А.Н Шалай и А.А.Гудзь (53) 621.893 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

II 615246, кл. F 02 F 3/06, 1976. (54) КОМПОЗИЦИЯ ДПЯ НАНЕСЕНИЯ ПОКРЫТИЯ НА ПОРШНИ ИЗ АЛЮМИНИЕВОГО

СПЛАВА (57) Изобретение относится к созда— нию антифрикционных покрытий на деталях двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для

Изобретение относится к созданию антифрикционных покрытий на деталях двигателей внутреннего сгорания и может быть использовано для получения приработочного слоя на поверхности алюминиевых поршней, Цель изобретения — повышение адгезии покрытия иэ данной композиции к алюминиевому сплаву, его износостойкости и снижение коэффициента трения.

Технологический режим приготовления композиции и получения покрытия на ее основе заключается в следующем.

Фенолформальдегидную водорастворимую смолу растворяют в воде. Муравьинокислую медь смешивают с сульфокислотами. Сульфокислоты (торговое

2 получения приработочного слоя на поверхности алюминиевых поршней.Изобретение обеспечивает повышение адгезии покрытия к алюминиевому сплаву, его износостойкости и снижение коэффициента трения. Эффект достигается благодаря тому, что композиция для нанесения покрытия на поршни иэ алюминиевого сплава, включающая, мас.ч.: водорастворимая фенолформальдегидная смола (по сухому остатку)

35 — 45; коллоидный графит (по сухому остатку) 15-20; вода 100, дополнительно содержит продукт взаимодействия меди муравьинокислой и смеси сульфокислот — контакта Петрова,взятых в массовом соотношении 1:(5,2

14,8) соответственно, 1-4. 1 табл. название — контакт Петрова) представляют собой продукт, получаемый при обработке керосинового дистиллята серным ангидридом. Муравьинокислую медь смешивают с сульфокислотами в предлarаемом соотношении 1:(5,2-14,8) при комнатной температуре в течение 5 — 10 мин, при этом образуется продукт коричнево-зеленого цвета с температурой разложения 208 — 210 С о (стадия интенсивного разложения), которую определяют по данным дифференциально-термического анализа (ДТА). Синтезированный продукт взаимодействия муравьинокислой меди и сульфокислот добавляют в водныи раствор фенолформальдегидной смолы. В полученн ю смесь добавляют коллоид.ный графит,в качестве которого воэз 1бЗ

/ можно использование мелкодисперсного графита любой марки по стандарту.

Состав тщательно перемешивают в течение 10 — 20 мин. Образцы для определения адгезионной прочности покрытия из предлагаемого и известного составов готовят и оценивают по известной методике. В качестве подложки используют фольгу толщиной

200 мкм из алюминиевого сплава. Давление склеивания 2,5 МПа, время .склеивания 20 мин при 190"С.

Образцы для определения износостойкости покрытия готовят и испытывают по известной методике, используя образцы из алюминиевого сплава (сплав, из которого изготавливают поршни).

Образцы для определения коэффициента трения готовят и испытывают по системе вал — частичный вкладыш.Ско рость скольжения образцов по плоскости контртела 1,0+0,05 м/с. Нагрузка изменяется в диапазоне 0,5

2,0 MIIa. Испытания проводят на машине 2070 CMT-1 1Ф 45, В.качестве частичного вкладыша используют образцы из алюминиевого сплава, а в качестве контртела — образцы из чугуна (материал для изготовления цилиндровой втулки двигателей внутреннего сгорания). В качестве среды используется дизельное масло марки ДЛ.

Предлагаемый и известный составы наносят на предварительно нагретый до 200415ОС образец методом напыления при механическом перемешивании смеси, причем перед нагревом для нанесения известного состава образец обезжиривают бензином и ацетоном посредством протирания. Образцы с использованием предлагаемого состава обезжириванию не подвергают. После остывания в течение 5 — 10 мин обраКомпозиция для нанесения покрытия на поршни из алюминиевого сплава, 20 включающая водорастворимую фенолформальдегидную смолу, коллоидный графит и воду,.о т л и.ч а ю щ а я с я тем, что, с целью повышения адгезии покрытия к алюминиевому сплаву, его

25 износостойкости и снижения коэффициента трения, композиция дополнительно содержит продукт взаимодействия меди муравьинокислой и смеси сульфокислот. — контакта Петрова,взятых в массовом соотношении 1:(5,2

14 8) соответственно, при следующем соотношении ингредиентов композиции, мас.ч.:

Вода 100

Водораство- . римая фенолформальдегидная смола (по сухому остатку)

40 Коллоидныи графит (по сухому остатку) 15-20

Указанный продукт взаимо45 действия

35-45

1-4

6422 Ю зец дополнительно сушат при 170+10 С в течение 20 - 30 мин.

Примеры известного и предлагаемого составов и их характеристики приведены в таблице.

Применение предлагаемой композиции исключает необходимость специальной подготовки поверхности поршня под покрытие (обезжиривание, механическая очистка или фосфатированиЕ).

Антифрикционный слой (покрытие) из предлагаемой композиции обеспечивает эффективную защиту трущихся nof5 верхностей от задиров.

Формула изобретения

1636422 йзякие параметров состава

100 1 00 100

100 100

100 100

39,О

37 О

46 O

34,0

45 ° О

43,0

41,0

35,0

43,0 43,0 43 0

22,9

i5,0

14,0

49 ° 0

19,0

21,0

22,9 .

19,0

209 0

19,0

l7 Î

16 ° О

18,0 З,8

o,8 l,o 2,о

4,0

3,6

2,8

l О ° О ЗО

14,8 15,0

1,0

13,12

1,О

iOi54

1,0

6>56

1,0

8,58

l 0 . 1О

2 ° 5 5 ° 2

3,О

6 6

S>82 662 66 862

5,8

5 ° 83

6,6 6,6 5,82 5,84 5,81

0,39 0,22 0,22

0,36 0,4

0,21

0,24

022 02 035 041

0,38

О,2

O,28

0,15

О,1е

0,26

0 l7

О ° 07

0,1

О, 075

0,О8

0,09

0,08

0,07 О,!9 0,2

0,1 О ° 22 0,24

0,08 О,!2 0,18

0,18

0,2!

О, l l

0,06 O 06

0,09 О ° 09

О;075 . 0 075

0,07

0,1

0,08

О, 18

0,21

0,11

Редактор И.Дербак

Заказ 795 Тираж 322 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r.Óæãîðîä, ул. Гагарина,101

Состав, нас.ч. i вода феволфорнапздегнднея смола мерки

А

Б колпондинй графит марки

В

C-1

8-2 продукт взамнпдей» стана нураэзввокнслой меди н сулзфокислот звзятнк

° массовом соотнонении

1t(5,2-!4,8)

Содериаяне нураэзивой кислой нади и сулзфокнспот при получевви продукта ик взаимодействия недз мураззииопнслая сулъфокислотм

Свойства покрытия: интенсивность кзианнвання ° нг-ч к 10 адгезия к аюнппп иевому сплаву прн отсламваини, кй/N козффищ епт трения при Р, Иоа:

0,5

l,о

2,0

Извесь- i 2 . 3 4 S 6 7 8 9 10 11

Составитель Н.Лузина

Техред Л, Олийнык Корректор С.Шекмар