Шестеренный насос
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к шестеренным насосам, является усовершенствованием устройства по а0с0 СССР № 1546710 и может быть использовано И в гидроприводах с сильно загрязненной рабочей жидкостью,, Цель изобретения - повышение надежности в работе путем предотвращения заклинивания шестерен Шестеренный насос содержит корпус 1 с каналами нагнетания и всасывания (на чертежах не показаны), в расточках 2 которого размещены шестерни 3 внешнего зацепления и торцовые компенсаторы 4 и 5, сопряженные с торцами 6 и 7 шестерен 3, причем радиальные поверхности 8 шестерен 3 и сопряженные с ними поверхности 9 расточек 2 выполнены коническими, установленную между дном 10 корпуса 1 и компенсаторами 5 нажимную пластину 11, сопряженную через сферический опорный сегмент 12 с регулировочным винтом (Л в 3 5 13 к 17 с& со О5 О1 СО оо Ы 2451 3 9 7 5 11 П 10 Фие
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (g1)g P. 04 С 2/08
Ц ВЬЮ;!
/;
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCH0MV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
19
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPbfTHSlM
ПРИ ГКНТ СССР (61) 1546710 (21) 4667753/29 (22) 27. 03. 89 (46) 23.03.91. Бюп. Р 11 (71) Криворожский горнорудный институт (72) И.Н.Позняков, В.П.Нечаев, В. В.Виноградов .и О.А.Познякова (53) 621.664(088.8) (56} Авторское свидетельство СССР
Ф 1546710, кл. Г 04 С 1/08, 1988. (54) ШЕСТЕРЕННЫЙ НАСОС (57) Изобретение относится к области машиностроения, в частности к шестеренным насосам, является усовершенствованием устройства по а.с. СССР
9 1546710 и может быть использовано
„„SU„„1636598 А 2 в гидроприводах с сильно загрязненной рабочей жидкостью. Цель изобретения— повышение надежности в работе путем предотвращения з аклинивания шестерен.
Шестеренный насос содержит корпус 1 с каналами нагнетания и всасывания (на чертежах не показаны), в расточках 2 которого размещены шестерни 3 внешнего зацепления и торцовые компенсаторы 4 и 5, сопряженные с торцами 6 и 7 шестерен 3, причем радиапьные поверхности 8 шестерен 3 и сопряженные с ними поверхности 9 расточек
2 выполнены коническими, установленную между дном 10 корпуса 1 и компенсаторами 5 нажимную пластину 11, сопряженную через сферический опорный сегмент 1? с регулировочным винтом
1636598
13, расположенным в гайке 14, закрепленной в дне 10 корпуса 1, датчик скорости потока (на чертежах не показан) рабочей жидкости, расположенный в канале нагнетания, и предохранительный механизм с электроприводом
t выполненный в виде поворотного диска
15 с поводком, установленным на гайке
14 с возможностью углового движения, жестко соединенное с регулировочным винтом. 13 храповое колесо 17, установленный на поводке подпружиненный Ч храповик и подпружиненный толкатель с упорами, один конец которого устаИзобретение относится к машиностроению, в частности к шестеренным насосам, и является усовершенствованием изобретения по авт.св. N- 1546710.
Цель изобретения — повышение надежности работы путем предотвращения заклинивания шестерен.
На фиг.1 поедставлен шестевенный насос, пропольный разрез; на фиг.2разрез А-А ня фиг,1; ня фиг.3 — электрическая схема. подключения электромагнитной катушки к источнику питания.
Шестеренный насос содержит корпус
1 с каналами нагнетания и всасывания
35 (не показаны), в расточках 2 которого размещены шестерни 3 внешнего. зацепления и,торцовые компенсаторы 4 и 5, сопряженные с торцами 6 и 7 шестер н 40
3, причем радиальные поверхности 8 шестерен 3 и сопряженные с ними поверхности 9 расточек 2 выполнены коническими, установленную между дном
10 корпуса 1 и компенсаторами 5 на 45 жимную пластину 11, сопряженную через сферический опорный сегмент 12 с ре-. гулировочным винтом 13, расположенным в гайке 14, закрепленной в дне
10 корпуса 1, датчик скорости потока (не показан). рабочей жидкости, расположенный в канале нагнетания, и предохранительный механизм с электро-.. приводом„выполненный в виде поворотного диска 15 с поводком 16, установленным на гайке 14 с возможностью уг55 лового движения, жестко соединенное с регулировочным винтом 13 храповое колесо 17, установленный на поводке 16 новлен в электромагнитной катушке
У соединенной с источником питания (на чертежах не показан) через последовательно соединенные размыкающие контакты концевого выключателя, расположенного со стороны подпружиненного конца толкателя, замыкающие контакты с выдержкой времени срабатывания и размыкающие контакты датчика скорости потока рабочей жидкости. Одно плечо храповика сопряжено с храповым колесом 17, а другое расположено меж" ду упорами толкателя. 3 ил. подпружиненный храповик 18 и подпру жиненный толкатель 19 с упорами 20 и
21, один конец которого установлен в электромагнитной катушке 22, соединенной с источником питания (не показан) через последовательно соединенные размыкающие контакты 23 концевого выключателя 24, расположенного со стороны подпружиненного конца толкателя 19, замыкающие контакты 25 с выдержкой времени срабатывания и размыкающие контакты 26 датчика скорости потока рабочей жидкости, при этом одно плечо храповика 18 сопряжено с храповым колесом 17, а другое плечо расположено между упорами 20 и 21 толкателя 19.
Шестеренный насос работает следующим образом.
При вращении шестерен 3 сильно загрязненная жидкость захватывается зубьями шестерен 3 и в межзубовых впадинах переносится из полости всасывания в полость нагнетания, Одновременно торцовые компенсаторы 4 давлением рабочей жидкости поджимаются к торцам 6 шестерен 3, а те, в свою очередь, торцами 7 поджимаются к торцовым компенсаторам 5, что исключает возможность утечек рабочей жидкости по торцам 6 и 7 из полости нагнетания в полость всасывания. При этом износ торцовых поверхностей шестерен
3 и торцовых компенсаторов 4 и 5 приводит к их осевому перемещению в расточках 2 в направлении дна 10 корпуса 1, что позволяет компенсировать износ радиальных поверхностей шесте" рен 3 и расточек 2. Ксли компенсация
25
5 16 износа радиальных поверхностей 8 и
9 шестерен 3 и расточек 2 не полная
То восполнить ее можно путем вывинчивания регулировочного винта 13 из гайки 14, что приводит к осевому перемещению опорного сферического сегмента 12 и пластины 11 совместно с шестернями 3 и торцовыми компенсаторами 4 и 5 в направлении дна 10 и уменьшению радиальных зазоров до номинальной величины. В этом случае храповик 18 не связан с храповым колесом 17 и не препятствует вращению регулировочного винта 13. Если компенсация радиальных зазоров больше, чем величина износа радиальных поверхностей 9 и 8, то это приводит к уменьшению радиальных зазоров, увеличению трения и уменьшению угловой скорости вращения шестерни 3, следовательно, к уменьшению скорости потока рабочей жидкости в канале нагнетания и автоматическому включению в работу электропривода предохранительного механизма. 11ри разгоне насоса в процессе пуска, когда скорость потока рабочей жидкости меньше номинальной величины, контакты 25 датчика скорости потока разомкнуты, а контакты 26 замкнуты. Цель электромаг.— нитной катушки 22 обесточена, что исключает возможность срабатывания предохранительного механизма в момент разгона насоса. 11о достижению номинальной величины скорости потока контакты 26 датчика скорости потока размыкаются и с выдержкой времешл замыкаются контакты 25. В этом состоянии электропривод предохранительного механизма находится при номинальном режиме работы насоса. При уменьшении угловой скорости вращения шестерен (при существенном уменьшении радиальных зазоров) скорость потока рабочей жл1дкости уменьшается, контакты 26 датчика скорости потока замыкаются и в цепь катушки 22 подается напряжение. Толкатель 19 перемещается в на правлении электромагнитной катушки
22 и упором 20 воздействует .на одно плечо храповика 18, при этом второе плечо храповика 18 входит в зацепление с храповым колесом 17. При дальнейшем движении упор 20 воздействует на поводок 16 и передает движение от
36598 6 толкателя 22 на храповое колесо 17, которое вращает регулировочный винт
13, в результате чего шестерни 3 перемещаются в сторону крышки корпуса
1, а радиальный зазор между шестернями 3 и расточками 2 увеличивается.
В конце хода толкатель 19 размыкает контакты 23 концевого выключателя 24 и под действием своей пружины возвращается в исходное состояние. 11ри этом упором 21 поворачивается поворотный диск 15, а контакты 23 концевого выключателя замыкаются и возвратно-поступательные движения толкателя 19 повторяются до тех пор, пока скорость потока рабочей жидкости не достигнет номинальной величины, а контакты 26 датчика скорости потока не разомкнутся. Выдержка времени срабатывания контактов 25 обеспечивает нахождение их в замкнутом состоянии при возвратнопоступательных движениях толкателя 19.
Формула изобретения
Шестеренный насос по авт. св.
Р 1546710, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности работы путем предотвращения заклинивания шестерни, он снабжен датчиком скорости потока рабочей жидкости, расIIoJIoRpIIHbIM B канале нагнетания, и предохранительным механизмом с электроприводом, выполненным в виде поворотного диска с поводком, установленным на гайке с воэможностью углового движения, жестко соединенного с регулировочным винтом храпового колеса, установленного на поводке подпружиненного храповика и подпружинепноro толкателя с упорами, один конец которого установлен в электромагнитной катушке, соединенной с источником питания через последовательно соединенные размыкающие контакты концевого выключателя, расположенного со стороны подпружиненного конца толкателя, замыкающие контакты с выдержкой времени срабатывания и размыкающие контакты датчика скорости потока рабочей жидкос- . ти, при этом одно плечо храповика сопряжено с храповым колесом, а другое плечо расположено между упорами толкателя.
1636598 бил
Составитель. В.Шарыпов
Редактор О.Головач Техред Л.Олийнык Корректор H.Ревская
Заказ 804 Тираж 365 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР !
13035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/) Производственно-издательский комбинат "Патент", r Ужгород, ул. Гагарина, 101
13
18