Роторный экскаватор

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в горно-добывающей промышленности. Цель изобретения - повышение надежности л производительности при защите экскаватора и его рабочего органа от статических и динамических перегрузок . Для этого роторное колесо на приводном валу смонтировано на фланцах (Ф) 9 с возможностью свободного вращения. Между Ф 9 на валу жестко

союз советских

СОЦИАЛ ИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК (!9) (!!) (51)5 Е 02 F 3 18

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

Н АВТОРСКОМ У СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ по изои етенияц и отнецтиям пРи пют сссР (21) 4447348/03 (22) 27,06,88 (46) 30,03,91. Бюп, ¹ 12 (71) Киевский автомобильно-дорожный институт им.60-летия Beïèêîé Октябрьской социалистической революции (72) В,Н,Опарин и М,И.Хрисанов (53) 62 1.879,48(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

¹ 941471, кл, E 02 F 3/18, 1980, Авторское свидетельство СССР № 171803, кл. Е 02 Р 3/18, 1964.

2 (54) РОТОРНЫЙ ЭКСКАВАТОР (57) Изобретение относится к машиностроению и может найти применение в горно-добывающей промышленности, Цель изобретения — повышение надежности и производительности при защите экс каватора и его рабочего органа от статических и динамических перегрузок, Для этого роторное колесо на приводном валу смонтировано на фланцах (Ф) 9 с возможностью свободного вращения. Между Ф 9 на валу жестко

1638259 4 закреплены два ведущих барабана (ВБ)

13 и обойма 14 с внешним кольцом,. фрикционным тормозом 15 с рычажным приводом и внутренней втулкой 16, .при этом Ф 9 соединены с обоймой 14 уп5 ругими звеньями 17, На внешних торцовых частях ВВ 13 выполнены цанговые зажимы, в которых размещены упругие разреэные кольца 18 с подвижными кли- 10 новыми элементами, которые через рычажную систему. могут воздействовать

Изобретение относится к машиностроению, в частности к роторным экс- 20 каваторам, и может быть. использовано в горно-добывающей промышленности.

Цель изобретения — повышение надежности и производительности при .защите экскаватора и его рабочего 25 органа от статических и динамических перегрузок, На фиг,, 1 изображена схема роторного экскаватора, на фиг. 2 — сечение .А-А на фиг. 1; на фиг. 3 — схема сис- 30 тЕмы управления с нулевой и линейной цепью привода поворота, на фиг. 4— разрез Б-Б на фиг, 2, на фиг, 5— то же,.вариант выполнения, на фиг.6— сечение В-В на фиг. 4, Роторный экскаватор (фиг, 1) состоит из ходовой части с опорной базой 1, поворотной платформы 2 с механизмом 3 привода поворота верхнего строения 4, роторной стрелы 5 с ме- 40. ханизмом привода вращения ротора б, муфт 7, соединяющих быстроходные валы редуктора с электродвигателем 8 и системы управления и блокировки .электродвигателями. Узел установки роторного колеса на валу (фиг. 2) содержит фланцы 9, установленные на валу 10 на подшипниках скольжения 11 с возможностью свободного вращения.

Фланцы 9 жестко соединены с ротор- ным колесом 12 и являются несущими опорами роторного колеса, Между фланцами 9 размещены два ведущих барабана 13, установленные на валу 10 на шпицах. Со стороны смежных торцов . 55 ведущих барабанов 13 установлена обойма с внешним кольцом 14, соединенным внутренней поверхностью с колодками фрикционного тормоза 15, который с на тормоз обоймы 14. При встрече ротора с препятствием он OcTGHkBJIHBRBT ся и Ф 9 перестает вращаться, а упругие звенья ВБ 13 стягивают цанговые зажимы и за счет деформации упругих разрезных колец клиновые элементы перемещаются и отсоединяют обойму 14 от внутренней втулки. Система сравнения при остановке ротора отключает привод поворота ротора. 6 ил. помощью втулки 16 соединен с валом

10, На наружной поверхности ведущих барабанов 13 и обоймы 14 установлено упругое звено 17, выполненное с расходящимися от середины ветвями, концы которых закреплены к фланцам 9, а середина закреплена к обойме 14.

Упругое звено может быть выполнено соединением двух пружин разного направления навивки, при этом закрепление внутренних концов пружин осуществляют к наружной поверхности обоймы

14, а внешние концы пружин жестко присоединяют каждый к своему фланцу 9.

На торцовой части ведущего барабана

13 (со стороны фланца 9) выполнен внутренний кольцевой паз (в цанге) для размещения разрезного упругого кольца 18, имеющего клинообразный осевой вырез (см. фиг, 4), -для подсоединения к нему клинорычажной системы 19, которая в свою очередь соединена с кулачком 20. Вал 10 и фланец 9 каждый через зубчатую передачу 21 соединены с генераторами 22 сигналов вращения, например, с тахогенераторами.

Система управления (фиг, 3), помимо стандартной электрической цепи, включающей: КЛ,2,1; КЛ,2,2 ° — контакты включения с плавкими предохранителями; КК 1.1; КК 2.1; КК. 3.1;

КК 4,1; КК 5 ° 1 — контакты командконтролера; КМ 1.1 — контакты реле максимального тока, KP 1, KP 1. 1 — реле и контакты переключения нулевой на линейную цепь; КЛ 1 — реле включения силовой линии; КВ 1, КВ 2, КВ 1,4, КВ 2. 1 — реле и контакты включения пусковых ступеней для движения "вперед КН 1, KH 2, КН 1.4, KH 2. 1

1638259 6 реле и контакты включения пусковых ступеней для движения "назад"; КУ 1 реле управления, контакты К 2,1, К2 21 К 5 1, К 6.1Э К 7 1, К 8 1, К 9.1 — содержит контакты КРТГ в системе управления привода поворота и аналогичнь е в системе привода ротора

|от реле РТГ, которое электрически связано с блоком сравнения, суммирую-. щим информацию от тахогенераторов 22.

Роторный экскаватор работает слецующим образом.

При вращении вала 10 вращаются ведущие барабаны 13 и втулка 16, связанная шпицами с валом. Втулка 16 соединена фрикционным колодочным тормозом 15, который с помощью кулачка 20 и пружины клинорычажной системы 19 замкнут через колодки тормоза 15 на обойму 14. Обойма 14, вращаясь вместе с валом 10, передает вращение через ,упругое звено 17 на фланцы 9 и, следовательно, на роторное колесо 12.

При возникновении нагрузки на роторном колесе происходит дополнительная деформация упругого звена 17 (его закручивание), в результате чего ere внутренний диаметр уменьшается, что приводит к "захвату" (сжатию) ведущих барабанов ° Наиболее сильное сжатие в таком устройстве возникает на участке ведущих барабанов 13, где размещены кольца 18. Витки упругого звена 17, которые удалены от кольца 18 будут менее нагружены, так как усилие натяжения (сжатия) витков уменьшается пропорционально е, где е— натуральный логарифм, (— угол охвата, радиан; f — коэффициент трения.

Сжатие ведущего барабана 13 передается цанговым зажимом на разрезное упругое кольцо 18, вызывая его деформацию. Деформация кольца 18 вызывает уменьшение размера клинового выреза (см. фиг. 4), что в свою очередь вызывает перемещение клинорычажной системы 19 которая выполнена несамотормозящей, Жесткость кольца 18 и ход клинорычажной системы выбраны так, чтобы при номинальной нагрузке не происходило растормаживание обоймы 14, Лля этого в рычажной системе создается, например, зазор в соеди!

О

Формула

50 нениях клин-рычаг (см, фиг, 4), исключающий при номинальной нагрузке поворот кулачка 20 и, следовательно, растормаживание обоймы, При гревышении допускаемой нагрузки на ковше ротора, клинорычажная система 19 поворачивает кулачок 20 и растормаживает обойму 14, Связь ведущих барабанов 13 и обоймы 14 с валом 10 нарушается и вал 10 прокручивается в подшипниках 11 на роторном колесе

12 ° При возникновении относительного вращения вала 10 в роторном колесе 12, тахогенераторы 22 покажут различное напряжение (частоту), которое в блоке сравнения обеспечит выработку сигнала на срабатывание реле

РТГ и, следовательно, на отключение привода роторного колеса и поворотной платформы. изобретения

Роторный экскаватор, включающий .ходовую и опорно-поворотную части с приводами, верхнее строение с присоединенной к нему роторной стрелой с установленным на валу роторным колесом и механизмом привода роторного колеса с муфтой, упругими звеньями и системой управления двигателями, отличающийся тем, что с целью повышения надежности и производительности при защите экскаватора и его рабочего органа от статических и динамических перегрузок, вал роторного колеса выполнен с жесчко связанными с ним ведущими барабанами и обоймой, при этом обойма имеет внешнее кольцо, фрикционный тормоз с рычажным приводом и внутреннюю втулку, причем роторное колесо снабжено фланцами и установлено на валу с возможностью свободного вращения, при этом фланцы упругими звеньями присоединены к внешнему кольцу обоймы, причем наружные части ведущих барабанов выполнены с цангами, которые снабжены разрезными кольцами с подвижными клиновыми элементами для .взаимодействия с рычажным при-. водом фрикционных тормозов.

1б38259

1638259

1638259

Составитель В,Бритарев

Техред М.Дндык Корректор Н,Ревская

Редактор А,Долинич

Заказ 906 Тираж 392 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета .по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101