Необратимая муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи без редукции вращениях в обоих направлениях от одного вала к другому и исключения при этом обратной передачи вращения. Цель изобретения - упрощение конструкции и уменьшение металлоемкости . Ведомый 1 и ведущий 6 валы установлены в корпусе посредством подшипников и связаны между собой пальцем 4. Последний расположен с эксцентриситетом относительно оси, определяемым соотношением радиусов подшипниковых опор валов и коэффициентами трения в подшипниковых опорах . Величина эксцентриситета обеспечивает передачу вращения лишь от ведущего вала к ведомому. 2 ил.
союз советских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)з F 16 0 17/00
ГОСУДАРСТВЕН.ЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР ь Д:;,,А !. 1-../ii
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 3773530/27 (22) 18.05.84 (46) 30.03.91..Бюл. ЬЬ 12 (72) В.П. Медведев (53) 621.825.5 (088.8) (56) Пилипенко М.Н. Механизмы свободного хода. Машиностроение, М,-Л.: 1966, с. 8-9, рис. 2. (54) НЕОБРАТИМАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроеwe и может быть использовано для передачи без редукции вращениях в обоих направлениях от одного вала к другому и
„„5Q ÄÄ 1638395 А1 исключения при этом обратной передачи вращения. Цель изобретения — упрощение конструкции и уменьшение металлоемкости. Ведомый 1 и ведущий 6 валы установлены в корпусе посредством подшипников и связаны между собой пальцем 4. Последний расположен с зксцентриситетом относительно оси, определяемым соотношением радиусов подшипниковых опор валов и коэффициентами трения в подшипниковых опорах. Величина эксцентриситета обеспечивает передачу вращения лишь от ведущего вала к ведомому. 2 ил, Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для передачи без редукции вращения в обоих направлениях от одного устройства другому и исключения при этом обратной передачи вращения, например в подъемных механизмах, где вес поднимаемого груза не должен раскручивать рукоятку или двигатель, а также в транспортных средствах для удержания их в состоянии покоя при действии нагрузки и этсутствии движущего момента.
Цель изобретения — упрощение конструкции и уменьшение металлоемкости.
На фиг, 1 схематично изображена предлагаемая муфта; на фиг. 2 — сечение А — А на фиг, 1.
Муфта состоит из ведомого вала 1, установленного в.коропусе 2 посредством подшипниковых опор 3 радиусом г, В отверстии на торце вала 1 свободно расположен палец
4, установленный с эксцентриситетом С относительно его оси и имеющий призматическую головку 5. Ведущий вал 6 установлен в корпусе опоры радиусом R посредством подшипника 7. На торце вала 6 выполнеч диаметральный паз 8, а головка 5 пальца 4 расположена в этом пазу. Величина эксцентриситета определяется соотношением
R f >C>r f1, где R — радиус подшипниковой опоры ведущего вала;
r — радиус подшипниковой опоры ведоМОГО вала, f — коэффициент трения опоры ведущего вала;
f1 — коэффициент трения опоры ведомого вала, Муфта работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 6 стенки паза 8 воздействуют на палец 4. Поскольку палец
4 установлен с зксцентриситетом относительно продольной оси муфты, то вал 1 получает вращение с той же угловой скоростью, что и вал6. Расположение пальца на расстоянии от оси большем r f1, т, е, приложение силы, создающей крутящий момент, вне круга трения обеспечивает свободное вращение в обоих направлениях, При приложе,ии нагрузки к ведомому валу 1 палец 4 воздействует на стенки паза 8, Благодаря
5 эксцентричному приложению нагрузки P на плече С в подшипниковой опоре действует сила Р = Р. Сила Р = Р стремится повернуть вал в подшипников9Й Опоре, преодолев силу трения F -= Р . f, где
10 коэффициент трения в подшиниковой опоре
7. Условие торможения вала 6 определяется зависимостью
Р.C
Предлагаемая муфта Обеспечивает необратимую передачу вращения от ведущего звена ведомому, проста по конструкции и обладает небольшой металлоемкостью.
Формула изобретения
Необратимая муфта, содержагцая ведущий и ведомый валы, установленные в корпусе посредством подшипниковых опор и связанные между собой соединительным звеном, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции и уменьшения металлоемкости, соединительное звено выполнено в виде пальца, закрепленного на торце одного из валов с эксцентриситетом относительно его оси вращения и расположенного в выполненном на торце другого вала диаметральном пазу, величина С эксцентриситета определяется зависимостью
R f С r f1, где R — радиус подшипниковой опоры ведущего вала; г — радиус подшипниковой опоры ведомого вала;
f — коэффициент трения опоры ведущего вала;
f 1 — коэффициент трения опоры ведомого вала.
1638395
Составитель Т.Орлова
Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор M.Äeì÷èê
Редактор Ю.Середа
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101
Заказ. 913 Тираж 408 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб.. 4/5