Способ контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания с целью предотвращения возникновения и развития поверхностного кипения охлаждающей жидкости (ОЖ), что позволяет повысить надежность работы двигателя. В процессе работы двигателя измеряют электропроводность ОЖ в верхней части рубашки охлаждения блока цилиндров и в момент ее скачкообразного уменьшения подают сигнал на средство изменения температуры ОЖ. Изменение электропроводности ОЖ замеряют при помощи двух электродов, установленных в верхней части рубашки охлаждения блока цилиндров . При рассогласовании заданного и замеренного сигналов электропроводности включают средство изменения температуры ОЖ. 3 ил

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 G 01 М 15/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4454582/06 (22) 05.07.88 (46) 30,03.91, Бюл. М 12 (71) Вологодский политехнический институт (72) Г. И. Шаров, С. Б. Ябко и В, Е, Германов (53) 621.43-713(088.8) (56) Двигатель ЯМЗ-240БМ. Инструкция по эксплуатации. Ярославль, 1985, с, 39. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕПЛОВОГО С0СТОЯНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО

СГОРАНИЯ (57) Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано для контроля теплового состояния двигателя внутреннего сгорания с целью предотвраИзобретение относится к контролю и диагностирование технического состояния системы охлаждения двигателя внутреннего сгорания, а именно двигателей с жидкостным охлаждением, Цель изобретения — повышение точности контроля и надежности работы двигателя путем предотвращения возникновения и развития поверхностного кипения охлаждающей жидкости в системе охлаждения.

На фиг. 1 показана общая схема системы жидкостного охлаждения двигателя; на фиг, 2 — расположение электродов. фиксирующих момент поверхностного кипения охлаждающей жидкости; на фиг. 3 — зависимость изменения электропроводности охлаждающей жидкости от ее температуры.

Система охлаждения двигателя содержит (фиг. 1) водяной насос 1, термостат 2, рубашку 3 охлаждения, блок цилиндров 4, радиатор 5 и водосборный трубопровод 6.

» Ж,» 1638587 А1 щения возникновения и развития поверхностного кипения охлаждающей жидкости (ОЖ), что позволяет повысить надежность работы двигателя. В процессе работы двигателя измеряют электропроводность ОЖ в верхней части рубашки охлаждения блока цилиндров и в момент ее скачкообразного уменьшения подают сигнал на средство изменения температуры ОЖ. Изменение электропроводности ОЖ замеряют при помощи двух электродов; установленных в верхней части рубашки охлаждения блока цилиндров. При рассогласовании заданного и замеренного сигналов электропроводности включают средство изменения температуры

ОЖ. 3 ил.

Устройство для реализации способа содержит два электрода 7, установленных в изоляторах 8, размещенных в стенке блока цилиндров 4, а также источник 9 питания, омметр 10 и осциллограф 11 (может и отсутствовать), подключенные к электродам.

При работе двигателя водяной насос 1 подает охлаждающую жидкость из нижней (с) части радиатора 5 в рубашку охлаждения блока цилиндров 4, где она омывает гильзы цилиндров, Из блока цилиндров жидкость выходит в водосборные трубопроводы 6 и далее через термостаты 2 и шланги поступает в верхний бачок радиатора 5.

При температуре охлаждающей жидкости ниже 70 С клапаны термостатов 2 закрыты и охлаждающая жидкость циркулирует, минуя радиатор 5. В этом случае в верхней части рубашки охлаждения блока цилиндров 4 может возникнуть поверхностное кипение жидкости, при этом температу1638587 ра охлаждающей жидкости. может не превысить 70 С.

В процессе работы двигателя электропроводность охлаждающей жидкости с увеличением ее температуры плавно увеличивается (фиг, 3) до момента возникновения поверхностного кипения, при возникновении которого происходит скачок, т. е, резкое падение электропроводности.

Для измерения электропроводности охлаждающей жидкости в верхней части блока цилиндров 4 на расстоянии 25 — 30 мм от газового стыка установлен первый кольцевой электрод 7 (фиг, 2), а на расстоянии

30 — 40 мм от его оси — второй электрод. Кольцевые электроды 7 выполнены из проволоки диаметром 1,0 — 1,5 мм и установлены так, что расположены ближе к гильзе цилиндров, чем к стенке блока, Чтобы исключить вибрацию электродов при работе двигателя и KBK результат замыкание на корпус, они относительно гильзы и блока изолированы проставками (не показано), а в стенке блока цилиндров закреплены через изоляторы 8.

От источника 9 питания (аккумуляторной батареи) напряжение подается к электродам

7, а также на омметр 10, при помощи которого замеряется электрическое сопротивление между электродами, обратной величиной которого является электропроводность, Сигнал изменения электропроводности можно подать на осциллограф

11 (при необходимости), а также по этому сигналу включить, например, дополнительный водяной насос или увеличить производительность штатного насоса с целью уменьшения температуры охлаждающей жидкости и, как результат, устранения поверхностного кипения жидкости.

На фиг. 3 показано изменение электропроводности охлаждающей жидкости в бло5 хе цилиндров двигателя ЯМ3-238, в котором установлены два кольцевых электрода. Перед началом работы двигателя на электроды подано напряжение 2 В, и в процессе работы измерялась разность потенциалов.

10 Моменту, соответствующему началу поверхностного кипения при работе двигателя, соответствовала электропроводность (14 — 16) х10 Ом, При этом через специальное окно в блоке, установленное между

15 двумя электродами, наблюдалось поверхностное кипение жидкости.

Формула изобретения

Способ контроля теплового состояния

20 двигателя внутреннего сгорания, заключающийся в определении температуры охлаждающей жидкости в системе охлаждения блока цилиндров двигателя и подаче управляющего вигнала на средство изменения

25 температуры охлаждающей жидкости в случае ее отклонения от заданного значения, отличающийся тем, что, с целью увеличения надежности работы двигателя путем предотвращения возникновения и

30 развития поверхностного кипения охлаждающей жидкости, при работе двигателя измеряют электропроводность охлаждающей жидкости в верхней .части рубашки блока цилиндров и в момент ее скачкообразного

35 уменьшения подают сигнал на включение средства уменьшения температуры охлаждения жидкости.

1638587

1638587

20 га о to ао ао го фиг 3

Составитель В,Горбунов

Редактор Т,Парфенова Техред М.Моргентал Корректор А.Осауленко

Заказ 922 Тираж 357 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101 х10 Х о -

L С