Способ контроля качества приработки двигателя внутреннего сгорания
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при производстве и ремонте двигателей внутреннего сгорания с целью сокращения трудоемкости в оценке качества приработки двигателя. Оценку качества приработки осуществляют путем измерения общего времени приработки и числа циклов нагружения разгон-выбег, которые принимают за показатели качества, вычисляют по ним средние значения механического КПД и момента сопротивления и сравнивают их с эталонными значениями. 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4670415/06 (22) 03.04.89 (46) 30.03.91. Бюл. N 12 (71) Ленинградский инженерно-строительный институт (72) А.В.Рябов (53) 621;43.001,5 (088.8) (56) Данин И.Е, Повышение эффективности ремонта автомобильных двигателей, М.:
Транспорт, 1987, с. 124. (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ПРИРАБОТКИ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО
СГОРАНИЯ
Изобретение относится к двигателестроению, а именно к способам отгонки и испытания двигателей внутреннего сгорания (ДВС), и может быть использовано на предприятиях, занятых производством и ремонтом ДВС.
Цель изобретения — сокращение трудоемкости в оценке качества приработки ДВС, На фиг.1 показана зависимость среднего механического КПД(g< ) от времени приработки (t»); на фиг.2 — зависимость среднего момента сопротивления (М р) от количества циклов (К) разгон — выбег.
Способ осуществляется следующим образом.
Двигатель после капитального или текущего ремонта прирабатывают на режимах разгон-выбег, Увеличение нагрузки при этом производят во время выбега пропорционально его.продолжительности и таким образом. чтобы суммарное время выбегов
„„5U„„1638594 А1 (я)з G 01 M 15/00, F 02 В 29/00 (57) Изобретение относится к двигателестроению и может быть использовано при производстве и ремонте двигателей внутреннего сгорания с целью сокращения трудоемкости в оценке качества приработки двигателя, Оценку качества приработки осуществляют путем измерения общего времени приработки и числа циклов нагружения разгон — выбег, которые принимают за показатели качества, вычисляют по ним средние значения механического КПД и момента сопротивления и сравнивают их с эталонными значениями. 2 ил. для всех испытываемых двигателейоставалось постоянным, т.е. C< = const.
Во время приработки измеряют общее время приработки; например, включая секундомер, и общее число циклов разгон— выбег, например, счетчиком импульсов. По окончании приработки определяют средний механический КПД и средний момент сопротивления и сравнивают их величины с эталонными, полученными на полностью приработанном двигателе, и по мере их совпадения судят о качестве приработки. Зону допустимых значений определяют по необходимой степени приработанности двигателя, Обычно считается допустимым получение после стендовой приработки 75-80ф, уровня от полностью приработанного двигателя.
В качестве оценки приработки служат время приработки (t„ ) и число циклов(К) разгон-выбег, определяемые из уравнения динамического равновесия двигателя в слу1638594 чае приработки его на режиме разгон — выбег. Уравнение имеет вид
d®
I =Mi — Мс=Ме, dt (1) где — приведенный момент инерции вращающихся масс; д й) — — угловое ускорение:
dt
М! — индикаторный момент; Мс — момент внутреннего сопротивления;
Ме — эффективный момент на валу двигателя.
Из уравнения (1) время единичного разгона-выбега равно
Atp =—
1AN
Ме
« I A®
Ate =—
Mc (2) ! ЛсО
Мсср С К= С2
С
Так как и Ь м постоянные величины, то средний момент сопротивления двигателя прямо пропорционален числу циклов нагружен ия.
Общее время приработки (t») равно сумме времени разгонов и времени выбегов, т.е.
К К
1пр =, Atp + Ate (4)
1=1 I=i или
I ACO ЛЙЛ ЬШ Ме +Мс .тпр = K(+
Ме Мс Мс Ме
Так как
I Ac0
К =, „Л te = С1 = const, Мс
Ме+Мс М! 1
Ме Ме Юмср то где Лж= аа —. cot — диапазон угловой скорости разгона †выбе.
Если эа все время приработки произошло К циклов разгон-выбег, то
Ме
Для адаптивного режима приработки
ДВС для всех двигателей характерно, что
C> = К Лte = const.
Тогда средний момент сопротивления равен
С1
tnp = а (5) С>
5 lMcp
Таким образом, общее время приработки может быть принято в качестве показателя механического КПД двигателя, т,е. в качестве объективной оценки его технического состояния.
Пример реализации способа оценки качества приработки двигателя ЗИЛ вЂ” 130 представлен на фиг.1 и 2, Экспериментально были определены допустимые границы показателей тпр и К, при которых выходные параметры приработанных двигателей семейства ЗИЛ вЂ” 130 составили 75 — 80 от эксплуатационных. Эти показатели равны
t
Формула изобретения
Способ контроля качества приработки двигателя внутреннего сгорания на адаптивных безтормозных режимах разгон — выбег, заключающийся в измерении показателей качества и сравнении их с эталонными, полученными измерением их у эталонного двигателя, отл ич à ю щи и с я тем, что, с целью сокращения трудоемкости, в качестве показателя качества измеряют время приработки и количество циклов разгон-выбег, определяют средний механический КПД дм, и средний момент сопротивления Мс, за время приработки
С1 мср Mccð С2
40 " tnP ,где C> — суммарное время выбегов;
I AN
С2 =
С1
I — приведенный момент инерции вра45 щающихся масс;
Лв — диапазон изменения угловой скорости;
t
К вЂ” количество циклов разгон-выбег, и сравнивают их со значениями эталонного двигателя.
1638594 о,а
0,7
И ЬП 7О ЮП а т лр W<.
4щГ. 1
I4f,3
125,б
f09,9
94,2
78,5
УОО 5_#_
4ЮГ. 2
Составитель В.Горбунов
Редактор T.Ïàðôåíoâà Техред M.Moðãåíòàë Корректор С.Шекмар
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 923 Тираж 35б Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5