Калибр-пробка, предельная для контроля внутренних шлицев эвольвентного профиля детали
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению , в частности к калибрам-пробкам предельным для контроля внутренних шлицев эвольвентного профиля деталей Целью изобретения является расширение номенклатуры контролируемых деталей путем обеспечения измерения шлицев, расположенных в глубине детали Калибр-пробка для контроля внутренних шлицев звольвентного профиля детали содержит направляющую ось, имеющую хвостовик и две диаметрально расположенные пыски размещенные на последних контактные поли ки, снабженные Г-образными элементами с соединенными с ними концевыми элементами крепления, и рукоятку с охватывающим буртом Направляющая ось выполнена с резьбовым наконечником размещенным в резьбовом отверстии рукоятки с двумя продольными пазами, которые расположены чз части лысок и в которых Г-образные элементы и с отверстием которо перпендикулярно лыскам и в котором пгогно установлен штифт Концевые элементы крепления выполнены в виде пластин с от верстием расположенных на расстоянии меньшем расстояния между лысками т е на лысках, предусмотренных на хвостовике и образующих направляющие поверхности для концевых элементов При этом в отвер стиях последних расположены концы штифта , который вместе с охватывающим буртом и Г-образными элементами удерживает контактные ролики 4 на лысках 9 ил ( f U ч С
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
P Е СПУБЛ.И К (5!)5 6 01 В 3/46 (ст Ъ
) »
С3
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР .
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4683962/28 (22) 24.04.89 (46) 07.04.91. Бюл, ¹ 13 (72) И,М.Никанорова и В.А.Калинина (53) 531.714 (088.8) (56) Инструмент для контроля шлицее эвольвентного профиля. ОСТ 1.52400, НИАТ, 1986, с. 17 — 19. (54) КАЛИБР-ПРОБКА ПРЕДЕЛЬНАЯ ДЛЯ
КОНТРОЛЯ ВНУТРЕННИХ ШЛИЦE8
ЭВОЛЬВЕНТНОГО ПРОФИЛЯ ДЕТАЛИ (57) Изобретение относится к машиностроению, в частности к калибрам-пробкам предельным для контроля внутренних шлицев эвольвентного профиля деталей. Целью изобретения является расширение номенклатуры контролируемых деталей путем обеспечения измерения шлицев, расположенных в глубине детали. Калибр-пробка для контроля внутренних шлицев эвальвентного профиля детали содержит направляющую ось, имеющую хвостовик и две
Изобретение относится к машиностроению, в частности к калибрам-пробкам предельным для контроля внутренних шлицее эвольвентного профиля детали.
Целью изобретения является расширение номенклатуры контролируемых деталей путем обеспечения измерения шлицев, расположенных в глубине детали.
На фиг.1 изображена описываемая калибр-пробка для контроля внутренних шлицев эвольвентного профиля детали, разрез; на фиг.2 — разрез А — А на фиг.1; на фиг.3— разрез Б — Б на фиг.1; на фиг.4 — разрез B-В на фиг,1; на фиг.5 — контактный ролик; на фиг.б — вид Г на фиг.5: на фиг.7 — вид Д на (19) ЯЦ (II) 1 О4О 1 7 A диаметрально расположенные лыски, размещенные на последних контактные ролики, снабженные Г-образными элементами и соединенными с ними концевыми элементзми крепления, и рукоятку с охватывающим буртом. Направллющал ась выполнена с резьбовым наконечником, размещенным е. резьбовом отверстии рукалтки, с двумя продольнымии пазами, которые расположены нг части лысок и е катарь х размещень, Г-образные элементы, н с отверстием, которое перпендикулярно лыскам и в катарам плотно установлен штифт. Концевые элементы крепления выполнены в виде пластин с отверстием, расположенных на расс»алнии, меньшем расстояния между лысками, T.å, на лысках, предусмотренных на хвастовике и образующих направляющие поверхности для концевых элементов. При эгам е отверстиях последних расположены концы штифта, который вместе с охватывающим буртом и Г-образными элементами удерживает контактные ролики 4 на лысках. 9 ил. фиг.5; на фиг.8 — схема замера внутренних шлицев эвольвентнога профиля детали; на фиг.9 — разрез Е-Е на фиг.8.
Калибр-пробка для контроля внутренних шлицев эеальвентного профиля (фиг.1) содержит направляющую ась 1, име.ащую хвостовик 2 и две диаметральна расположенные лыски 3, размещенные на последних контактные ролики 4, снабх<еннь(е
Г-образными элементами 5 и соединенным:» с ними концевыми элементами 6 крепления, и рукоятку 7 с охватывающим буртам 0. Направляющая ось 1 выполнена с резьбавым наконечником 9, размещенным е резьбовом отверстии 10,рукоятки, двумя продольными
1640517
10
15 пазами 11, которые расположены на части лысок 3 и в которых размещены Г-образные элементы 5, и с отверстием, которое ïåðпендикулярно лыскам 3 и в котором плотно установлен штифт 12. Концевые элементы 6 крепления выполнены в виде пластин с отверстием 13, расположенным на расстоянии, меньшем расстояния между лысками 3, т.е. на лысках 14, предусмотренных на хвостовике 2 и образующих направляющие поверхности для концевых элементов 6. При этом в отверстиях 13 последних расположены концы штифта 12, который вместе с охватывающим буртом 8 и Г-образными элементами 5 удерживает контактные ролики 4 на лысках 3, Наружный диаметр охватывающего бурта 8 выполнен меньшим расстояния между осями контактных роликов 4, а диаметр охватыва ощего бурта 8 должен быть меньшим внутреннего диаметра эвольвентных шлицев 15 детали 16 (фиг.8 и 9).
Измерение калибром-пробкой осуществляют следующим образом. Для измерения ширины впадины эвольвентных шлицев 15 детали 16 калибр-пробку за рукоятку 7 вводят в деталь так, чтобы контактные ролики 4 вошли в две противоположные впадины между шлицами 15. При этом расчетный диаметр роликов 4 определяется из условия их касания профиля впадины между шлицами 15 в зоне делител ьной окружности последних, а расстояние между роликами 4, т.е, между лысками 3, рассчитывается из условия выполнения впадины между шлицами 15 на максимально и минимально допустимый размер, поэтому вначале производят замер калибром-пробкой, выполненной с минимальным размером между контактными роликами 4, т.е, между лысками 3 г аправляющей оси 1. Эта калибрпробка (проходная) должна свободно войти на всю длину шлицевого отверстия. Затем таким же образом стараются ввести калибрпробку, выпс ненную с максимальным раз/ ",г г g
45 мером между лысками 3. Эта калибр-пробка (непроходная) не должна входить в эвольвентное шлицевое отверстие детали 16, Таким образом определяется изготовление шлицевого отверстия в пределах требуемого допуска на ширину впадины между эвольвентными шлицами 15.
Описанное выполнение калибра-пробки предельной обеспечивает возможность контроля внутренних шлицев эвольвентного профиля детали в глубине последней, что расширяет номенклатуру контролируемых деталей, Формула изобретения
Калибр-пробка предельная для контроля внутренних шлицев эвольвентного профиля детали, содержащая направляющую ось с хвостовиком и двумя диаметрально расположенными лысками, размещенные на последних контактные ролики с концевыми элементами крепления и рукоятку с охватывающим буртом для концевых элементов крепления, отличающаяся тем, что, с целью расширения номенклатуры контролируемых деталей путем обеспечения измерения шлицев, расположенных в глубине детали, она снабжена Г-образными элементами, закрепленными на контактных роликах, направляющая ось выполнена с резьбовым наконечником, отверстием на хвостовике, перпендикулярным лыскам, и двумя продольными пазами, предназначенными для установки в них Г-образных элементов, концевые элементы крепления роликов выполнены в виде пластин с отверстиями, соединенных с Г-образными элементами и расположенных на расстоянии друг от друга, меньшем расстояния между лысками, пластины и направляющая ось соединены штифтом, в рукоятке выполнено резьбовое отверстие для установки в нем резьбового наконечника направляющей оси, а наружный диаметр охватывающего бурта рукоятки меньше расстояния между осями контактных роликов.
1640517
A-А
1640517
Š— Е
Составитель Е, Родионова
Техред M.Ìîðråíòàë Корректор С. Шекмар
Редактор С. Пекарь
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1011 ° Тираж 378 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5