Способ безразборной дефектации рабочих поверхностей подшипников качения
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для диагностики подшипников качения (ПК). Цель - повышение достоверности дефектации подшипников с оценкой их работоспособности. Измеряют частоту импульсов контактной разности потенциалов тк.р.п., возникающих между кольцами вращающегося с постоянной скоростью ПК и превышающих по амплитуде заданный уровень дискриминации. Измерения fn.p.n. проводят на контролируемом и эталонном ПК без нагрузки Р, и с рядом дискретно возрастающих нагрузок Р|. Для обоих ПК строят зависимости fic.p.n.f(P). По величине отклонения между полученными зависимостями судят о запасе работоспособности контролируемого ПК. Для контролируемого и эталонного ПК строят зависимости от Р отношения Тк.р.п контролируемого и эталонного ПК и отношения К.р.п при к fx.p.n. при . По характеру и взаимному расположению этих зависимостей для контролируемого и эталонного ПК принимают решение о работоспособности контролируемого ПК, а по величине отклонений между этими зависимостями судят о запасе работоспособности пригодного к эксплуатации ПК, 3 з. п. ф-лы, 1 ил,
союз советских
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (н)ю 6 01 М 13/04
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
flO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21} 4605385/27 (22) 15,11,88 (46) 07.04,91. Бюл, М 13 (72} Э. А. Кочаров (53) 658.562.012.7(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N996900,,кл. 6 01 М 1133//0044, 1983. (54) СПОСОБ БЕЗРАЗБОРНОЙ ДЕФЕКТАЦИИ РАБОЧИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ПОДLUVlllHNKOB КАЧЕНИЯ (57) Изобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для диагностики подшипников качения (ПК). Цель — повышение достоверности дефектации подшипников с оценкой их работоспособности.
Измеряют частоту импульсов контактной разности потенциалов f<.p,n., возникающих между кольцами вращающегося с постоянИзобретение относится к подшипниковой промышленности и может быть преимущественно использовано для диагностики подшипников качения.
Цель изобретения — повышение достоверности дефектации подшипников с оценкой их работоспособности.
На чертеже представлена блок-схема устройства для осуществления способа.
Устройство содержит подключенные. к контролируемому подшипнику 1, контактный 2 и бесконтактный 3 токосъемники, амплитудный дискриминатор-компаратор (АДК} 4 и частотомер 5, При этом токосъемник 2 жестко закреплен на торце наружного кольца подшипника, а токосъемник 3 уста„„5U 1640571 А1 ной скоростью ПК и превышающих по амплитуде заданный уровень дискриминации.
Измерения fz.p.n. проводят на контролируемом и эталонном ПК без нагрузки Р, и с рядом дискретно возрастающих нагрузок
Рь Для обоих ПК строят зависимости
fK,рл1.=f(P). По величине отклонения между полученными зависимостями судят о запасе работоспособности контролируемого ПК, Для контролируемого и эталонного ПК строят зависимости от Р отношения f .ð.п контролируемого и эталонного ПК и отношения
fK,р.п при Р=О к 4.р.п. при Р=Рь По характеру и взаимному расположению этих зависимостей для контролируемого и эталонного ПК принимают решение о работоспособности контролируемого ПК, а по величине отклонений между этими зависимостями судят о запасе работоспособности пригодного к эксплуатации ПК, 3 э. п, ф-лы, 1 ил. новлен по оси вращения подшипника 1 с зазором б, Выходы токосъемников 2 и 3 подключены к амплитудному дискриминаторукомпаратору 4, который соединен с частотомером 5.
При вращении с постоянной скоростью подшипника 1 импульсы контактной разности потенциалов (к р,п.), возникающие между его кольцами, снимаются контактным 2 и бесконтактным 3 токосьемниками при б=const и подаются на АДК 4, где сравниваются по амплитуде с заданным уровнем дискриминации (УД), который одновременно является порогом срабатывания АДК 4. Если амплитуда вошедшего импульса к.р.п, больше УД, АДК 4 формирует стандартный
1640571 прямоугольный импульс амплитудой 4В и протяженностью, равной длительности импульса к,р.п. Число импульсов к.р.п. прошедших за 1с через АДК 4, фиксируется частотомером 5 (4.р,n).
Способ осуществляется следующим образом, Контролируемый и эталонный подшипники подвергаются контролю по частоте импульсов к.р.п. (f,.р.n), генерируемых между кольцами подшипников 1 при их вращении с постоянной скоростью и превышающих по амплитуде заданный УД. Измерения 1к.р.п вначале выполняют без нагрузки на подшипники, а затем — с рядом возрастающих . осевых Ро и радиальных Рр нагрузок и строят зависимости 1к,p.п от нагрузки для нового
1н=т(Р) и контролируемого як=1(P) подшипI ников. Если f<=f (Р) аналогична (монотонно
» убывает) и близка к 1н=1(Р), то подшипник работоспособный. По величине отклонения
fx=f (P) от fH=f (Р ) судят о степени потери подшипником работоспособности.
Затем для каждой нагрузки рассчитываются коэффициенты дефектности для контролируемого подшипника (Кк=4/fH) и
cTpoMTcR заВисимость Кк=т(Р) (для НОВОГО подшипника Кн=1 (Р)=1). Если K =f(Р) моноI тонно возрастает, то подшипник работоспособный. По величине отклонения K<=f(P) от
Kn=f(P)=1 судят о степени потери работоспособности подшипником. . Для нового и контролируемого подшипников при каждой нагрузке рассчитываются, коэффициенты вторичных структур соответственно K BcH=(1н) Р=0/(н) Р» и Квск=
= (fK)P=0/(тк) Р» и строятся зависимости
Квсн= (Р) и Квск=f (Р), Если КВсН монотонно
I возрастает с ростом Р, приближаясь к К,сн, то подшипник работоспособный. По величине отклонения Квсн=т(Р) от Квсн=1(Р) судят
» р о степени потери работоспособности подшипником.
Повышение достоверности контроля работоспособности подшипников при ремонте машин позволяет повысить качество и надежность отремонтированной техники, сэкономить большое количество дефицитных и трудоемких в изготовлении подшип5 ников для высоконагруженных машин.
Формула изобретения
1. Способ безразборной дефектации ра10 бочих поверхностей подшипников качения, заключающийся в измерении частоты импульсов контактной разности потенциалов; возникающих между кольцами вращающегося с постоянной скоростью подшипника и
15 превышающих по амплитуде заданный уровень дискриминации, отличающийся тем, что, с целью повышения достоверности дефектации без установления пороговых значений диагностического параметра, из20 мерения частоты импульсов производят на контролируемом и эталонном подшипниках последовательно, при одинаковых дискретно возрастающих контрольных нагрузках находят зависимость частот импульсов от
25 нагрузки и по характеру отклонения этой зависимости от эталонной определяют запас работоспособности контролируемого подшипника.
30 2. Способ по. 1, отличающийся тем, что находят зависимость отношения частот импульсов контролируемого и эталонного подшипников от нагрузки и по характеру отклонения этой зависимости от
35 порогового значения определяют запас работоспособности контролируемого подшипника.
9.Способ по и. 1, отличающийся . тем, что находят зависимость т нагрузки
40 отклонения частот импульсов без нагрузки и нагруженного соответственно контролируемого и эталонного подшипников и запас работоспособности подшипника определяют по относительной разности
45 зависимостей.
1640571
Составитель В.Грибова
Техред M,Moðãeíòàë Корректор Л. Патай
Редактор А.Шандор
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, уи.Гагарина, 101
Заказ 1013 Тираж 358 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5