Способ определения одностороннего магнитного тяжения при ускоренных испытаниях электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электротехнике . Цель изобретения - упрощение измерений одностороннего магнитного тяжения в злектирической машине при проведении ускоренных ресурсных испытаний. Предварительно смещают в радиальном направлении ротор в расточке статора для увеличения радиальной нагрузки на подшипники. Подключают машину к сети и при достижении номинальных параметров режимы работы задают тарированное смещение одного конца вала в направлении, противоположном предварительному смещению ротора относительно статора. При этом измеряют уровень вибрации на корпусе, а при достижении максимального значения вибрации измеряют значение подъемной силы, действующей на конец вала. По измеренному значению подъемной силы рассчитывают силу одностороннего магнитного натяжения. 3 ил. 7 Ё
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ. И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4623239/07 (22) 20.12.88 (461 07.04.91, Бюл, М 13 (71) Филиал Всесоюзного научно-исследовательского института электромеханики (72) M.M.Êàìøà (53) 621.313 (088.8) (56) Чо Хон Эль. Исследование работы асинхронных машин при неравномерном воздушном зазоре. Автореф. канд. дис. М.: МЭИ, 1957.
Авторское свидетельство СССР
ЬЬ 780103, кл. Н 02 К 15/00, 1980. (54) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОДНОСТОРОННЕГО МАГНИТНОГО ТЯЖЕНИЯ ПРИ
УСКОРЕННЫХ ИСПЫТАНИЯХ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электротехнике; Цель изобретения — упрощение измереИзобретение относится к электротехнике,. а именно к способам определения одностороннего магнитного тяжения в электрической машине при ускоренных испытаниях, когда тяжение направлено в сторону действия силы тяжести.
Целью изобретения является упрощеwe измерений одностроннего магнитного тяжения в электрической машине при проведении ускоренных ресурсных испытаний.
На фиг, 1 изображена электическая машина, реализующая предложенный способ; на.фиг. 2 — технологический подшипник, установленный на выходном конце вала машины и встроенный в подшипниковый щит с рымболтом; на фиг. 3 — схема ротора и действующих на него сил.
Вал 1 ротора 2 установлен на подшипниках 3 и 4 в щитах 5, размещенных в кор„„ Ж„„1640661 А1 (si>s G 01 R 31/34, Н 02-.К .1.5/16 ний одностороннего магнитного тяжения в злектирической машине при проведении ускоренных ресурсных испытаний. Предвари- . тельно смещают в радиальном направлении ротор в расточке статора для увеличения радиальной нагрузки на подшипники. Подключают машину к сети и при достижении номинальных параметров режимы работы задают тарированное смещение одного конца вала в направ-:опии, противоположном предварительному смещению ротора относительно статора. При этом измеряют уровень вибрации на корпусе, а при достижении максимального значения вибрации измеряют значение подъемной силы, действующей на конец вала. По измеренному значению подъемной силы рассчитывают силу одностороннего магнитного натяжения. 3 ил. пусе 6. Ось ротора 2 при этом смещена относительно оси расточки статора 7 на эксцентриситет . в направлении действия силы тяжести (веса ротора 2), в результате чего возникает магнитное тяжение ротора к статору, которое действует в том же направле. нии.
Такое смещение оси ротора 2 относительно оси.расточки статора 7 осуществляют на практике для дополнительного нагружения подшипников 3 и 4 машины силой одностороннего магнитного тяжения с целью создания форсированных радиальных нагрузок на подшипники при их ускоренных испытаниях. Его можно обеспечить, например, посредством обработки посадочных поверхностей щитов 5 в корпусе 6 с эксцентриситетом е относительно расточек щитов под подшипники 3 и 4.
1640661
Для расчета достоверного значения коэффициента ускорения испытаний подшипников необходимо в этом случае определить значение усилия от одностороннего магнитного тяжения.
Для подъема вращающегося вала 1 используют технологическое устройство, состоящее из технологического подшипника
8, встроенного в щит 9 с рымболтом 10.
Способ предназнчен только для определения одностороннего магнитного тяжения в электрической машине со специально созданным в ней эксцентричным расположением ротора в расточке статора с целью создания форсированной радиальной нагрузки на подшипники при ускоренных ресурсных испытаниях.
Способ реализуется следующим образом.
Закрепляют корпус 6 машины, на выходной конец вала 1 устанавливают устройство для подъема вращающегося вала, например технологический подшипник 8 (фиг. 2), встроенный в специальный щит 9 с рымболтом 10, который через динамометр соединяют с подъемником, например тальфером..
На корпус 6 машины, например, вблизи щита 5 со стороны выходного конца вала 1 устанавливают вибродатчик и подключают к виброизмерительному прибору, Включают машину и по достижении номинальных параметров режима постепенно поднимают ротор 2 за технологический подшипник 8, фиксируя по динамометру значение подьемной силы, а по виброиэмерительному прибору — значение уровня корпусной виб рации.
С увеличением подъемной силы вибрация машины увеличивается, достигает некоторого максимального значения, а затем постепенно уменьшается. Максимальное значение вибрации соответствует значению подъемной силы, при которой посто. янная составляющая реакции опоры ротора 2 вблизи выходного конца вала 1 отсутствует (этот конец вала находится в подвешенном состоянии, поэтому его вибрация от небаланса ротора 2 имеет максимальное значение).
По значению подъемной силы, при которой значение корпусной вибрации максимально, определяют значение одностороннего магнитного тяжения иэ условия равновесия ротора 2 при воздействии на него следующих сил (фиг. 3):
P> — подъемная сила, приложенная к выходному концу вала 1, при которой вибрация машины максимальна;
G — вес ротора 2;
P — одностороннее магнитное тяжение;
Яг — реакция опоры ротора 2, расположенной со стороны, противоположной выходному концу вала l.
Из условия равновесия ротора под воздействием этих сил следует, что
Р Ро + 2
Г1 где I — расстояние между центрами подшипников 3 и 4, установленных в машине;
Л I — расстояние между центрами технологического подшипника 8 и ближайшего к нему подшипника 4 машины;
I> и Iz — расстояния от точки приложения равнодействующей сил одностороннего магнитного тяжения и центра масс ротора 2 до центра второго подшипника 3 машины.
Прежде, чем объяснить физические явления, приводящие к увеличению вибрации при увеличении подъемной силы до определенного значения, уточним, где измеряется уровень вибрации и как нагружаются подшипники по предложенному способу.
Измерять уровень вибрации предпочтительно у первоначально разгружаемого подшипника 4, где он изменяется более интенсивно. Но можно измерять также общий уровень вибрации в любой точке на корпусе
6 машины, поскольку характер измерения вибрации везде идентичен.
Нагружение подшипников 3 и 4 по предложенному способу происходит следующим образом, Вначале, один подшипник 4 (co стороны выходного конца вала 1) разгружается, вибрация растет. Нагрузка на второй подшипник 3 при этом не изменяется, поскольку не выбран радиальный зазор в первом подшипнике 4 в вертикальном направлении и вал лежит на нижних шариках подшипника 4. При полной разгрузке подшипника 4 вибрация машины максимальна, нагрузка же на подшипнике 3 еще первоначальна. При дальнейшем увеличении подьем ной силы и мгновенной выборки радиального зазора в несколько микрон в подшипнике 4 на нем снова появится нагрузка (только вектор нагрузки изменит направление на противоположное). В это же время начнет увеличиваться нггруэка q нв подшипник 3, Одновременная нагрузка обоих подшипников 3 и 4 приводит к снижению уровня вибрации машины тем значительнее, чем больше значение подъемной силы на конце вала 1, т,е. чем больше нагружаются подшипники 3 и 4.
Основой физических явлений, приводящих к такому изменению уровня вибрации
1640661 машины при изменении нагрузки на ее подшипники 3 и 4, являются особенности жесткостных характеристик подшипников качения.
Суть вопроса состоит в том, что при 5 изменении нагрузки на подшипник 4 изменяется его жесткость. А последняя является параметром колебательной системы ротор машины-подшипники-корпус. При вращении ротора 2, имеющего остаточный дис- 10 баланс, в этой системе происходит установившиеся вынужденные колебания.
Изменение массы или жесткости любой из частей этой системы приводит к изменению амплитуды ее колебаний (к изменению виб- 15 рации машины). Ilo предложенному способу изменяется жесткость подшипников 3 и 4 сначала вследствие уменьшения нагрузки на одном из них, а затем из-за увеличения нагрузки сразу на двух подшипниках 3 и 4. 20
8 результате применения способа упрощается процесс измерения одностороннего магнитного тяжения в машине при ее ускоренных испытаниях, не возникает трудностей, связанных с изменением тарировки 25 измерителей при изменении температуры подшипниковых узлов.
Формула изобретения
Способ определения одностороннего магнитного тяжения при ускоренных испытаниях электрической машины с корпусом, ротором, установленным на валу в подшипниках, заключающийся в том, что предварительно смещают в радиальном направлении ротор в расточке статора для увеличения радиальной нагрузки на подшипники, подключают машину к сети и измеряют силы магнитного тяжения при достижении номинальных параметров режима работы, о т л ич а ю шийся тем, что, с целью упрощения измерений одностороннего магнитного тяжения в электрической машине при проведении ускоренных ресурсных испытаний, измеряют уровень вибрации на корпусе, создают тарированную нагрузку на один конец вала в направлении, противоположном предварительному смещению ротора относительно статора, измеряют значения подъемной силы, действующей на конец вала в момент достижения максимального значения уровня вибрации и по измеренному значению подъемной силы рассчитывают силу одностороннего магнитного тяжения.
1640661
Фиг. Я
Составитель В. Никаноров
Техред М.Моргентал Корректор А, Осауленко
Редактор Л. Гратилло
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1016 Тираж 439 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35..Раушская наб., 4/5