Сердечник ротора электрической машины

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике , в частности к охлаждению роторов электрических машин. Цель изобретения - повышение интенсивности охлаждения. Сердечник ротора состоит из листов 1 с отверстиями , образующими аксиальные вентиляционные каналы 3. Благодаря тому, что каналы 3 выполнены по винтовой линии и имеют чередующиеся участки с противоположным направлением винтовых линий, обеспечивается возможность использования динамического напора вращающегося ротора в реверсивных электрических машинах . 1 з, п. ф-лы, 8 ил. Ё О 4 5 00 о Ј

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (sl)s Н 02 К 1/32

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

По ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ и (21) 4463366/07 (22) 20.06.88 (46) 07.04 91. Бюл. М 13 (71) Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта им. С.M; Кирова и Научно-исследовательский, проектно-кон-структорский и технологический институттяжелого электромашиностроения Харьковского завода "Злектротяжмаш" им. B.È. Ленина (72) Л.Л. Добровольская и В,Б. Каплунов (53) 621.313.713 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

%477503, кл. Н 02 К 1/32, 1975, Авторское свидетельство СССР

М 955370, кл. Н 02 К 1/32, 1982, „„5U„„1640780 А1 (54) СЕРДЕЧНИК РОТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к электротехнике, в частности к охлаждению роторов электрических машин, Цель изобретения— повышение интенсивности охлаждения, Сердечник ротора состоит из листов 1 с отверстиями, образующими аксиальные вентиляционные каналы 3. Благодаря тому, что каналы 3 выполнены по винтовой линии и имеют чередующиеся участки с противоположным направлением винтовых линий, обеспечивается воэможность использования динамического напора вращающегося ротора в реверсивных электрических машинах. 1 з, и. ф — лы, 8 ил.

1.640780

Изобретение относится к электротехнике, в частности к охлаждению роторов электрических машин, Цель изобретения — повышение интенсивности охлаждения и расширение функ- 5 циональных возможностей -сердечника ротора электрической машины.

На фиг. 1 показан сердечник ротора электрйческой машины, общий вид, продольный разрез; на фиг. 2 — вид А на фиг. 1; 10 на фиг. 3 - разрез Б — Б на фиг. 1; на фиг. 4— развертка цилиндрической поверхности, проходящей через центры отверстий, образующих вентиляционные каналы; на фиг. 5 и 6- вариант развертки той же поверхности; 15 на фиг. 7 — узел I на фиг. 2; на фиг. 8 — узел

II на фиг. 6.

Сердечник ротора электрической машины состоит из листов 1 электротехнической стали с отверстиями 2, образующими акси- 20 альные вентиляционные каналы 3. Отверстия 2 в смежных листах 1 имеют смещение

4 по отношению друг к другу, Центры отверстий 2 в смежных листах расположены на винтовой линии 5, лежащей на цилиндриче- 25 ской поверхности. При этом каналы 3 также выполнены по винтовой линли. Направление вращения этой винтовой линии на всей длине сердечника для приведенной в качестве примера нереверсивной машины про- 30 тивоположно направлению вращения машины. При этом выход из канала 3 у торца

6 смещен по окружности по отношению к входу у торца 7также в направлении,,противоположном вращению машины. 35

Техническая реализация предлагаемого устройства обеспечивается, например, выбором некратного отношения числа пазов сердечника и каналов 3. Е этом случае при шихтовке сердечника каждый лист по- 40 ворачивается на заданный угол, что и приводит к выбранчому смещению вентиляционных отверстий.

С целью расширения функциональных возможностей, в частности для реверсив- 45 ных машин, предусмотрено выполнение аксиального вентиляционного канала 3 с чередованием по длине участков винтовых линий, имеющих направление вращения, совпадающее с направлением вращения машины и противоположное ему. Участки канала со стороны входа и выхода выполняются прямыми (фиг, 5). При этом обеспечиваются одинаковые параметры охлаждения, независимо.ot направления вращения, а интенсификация охлаждения обеспечивается за счет увеличения внутренней поверхности охлаждения в канале 3, а также турбулизации потока в местах изменения направления вращения канала 3 и в местах перпехода от прямого участка канала к участку канала, выполненному по винтовой линии.

Для нереверсивных машин с относительно большой длиной сердечника ротора может оказаться целесообразным выполнение вентиляционного канала 3 по прямой линии в средней части сердечника и по винтовой линии на участках вблизи торцов 6 и

7 в зоне входа и выхода из него охлаждающего газа (фиг, 6), При этом достигаетсч снижение гидравлических сопротивлений на входе в канал и выходе из него, а гидравлическое сопротивление на большей части длины канала не возрастает.

При работе машины охлаждающий воздух поступает в аксиальные вентиляционные каналы 3 со стороны торца 7, перемещается внутри каналов 3, отводя тепловыделения, и выходит со стороны торца 6, Даже при небольшом, порядка 0,5 — 1 мм, смещении отверстий в смежных листах длина винтового канала в сердечнике в 1,3-1,5 раза больше, чем длина обычного прямого канала. При этом получаем соответствующее увеличение поверхности охлаждения канала. Доля гидравлическо о сопротивления собственно канала на длине сердечника ротора составляет около 20% от общей величины гидравлического сопротивления, в которое входят следующие существенные составляющие: сопротивление входа в канал и выхода из него. При принятом направлении вращения винтовой линии - против направления вращения ротора (фиг. 1 — 4)— эквивалентные сопротивления на входе охлаждающего воздуха в канал и выходе из него снижаются примерно на 20 g, что обеспечивает уменьшение общего гидравлического сопротивления канала. Благодаря этому фактору, а также увеличению поверхности охлаждения внутри канала 3 достигается интенсификация охлаждения сердечника.

Формула изобретения

1. Сердечник ротора электрической машины, состоящий из листов электротехнической стали со смещенными по отношению друг к другу в смежных листах отверстиями, образующими по меньшей мере на части длины аксиально ориентированные винтовые вентиляционные каналы, о т л и ч а юшийся тем, что, с целью интенсификации охлаждения и расширения функциональных возможностей, вентиляционные каналы имеют чередующиеся участки с противоположным направлением винтовых линий.

2. Сердечник по и. 1, о т л и ч а ю щ и йсятем,,что на части длины со стороны торцов участки вентиляционных каналов выполнены прямолинейными.

1640780

Риг.2

1640780

1640780

Составитель А,Воинов

Редактор В.Бугренкова Техред ММоргентал Корректор Т.Колб

Заказ 1020 Тираж 342 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб„4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101