Устройство для управления фрикционными элементами гидроподжимных муфт ступенчатой коробки передач транспортной машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления ступенчатыми коробками передач с переключением передач без разрыва потока мощности в трансмиссии Цель изобретения - повышение долговечности фрикционных муфт путем повышения надежности их полного включения и выключения . Устройство состоит из источника рабочей жидкости и следящей системы управления фрикционными элементами муфт включения и переключения передач. На кулачковом механизме 19 дополнительно установлен второй кулачок 21 со стороны, противоположной первому, при этом шток 18 гидрораспределителя кинематически связан с золотником 8 с возможностью свободного хода. При передвижении кулачкового механизма, кинематически связанного с рычагом переключения передач, происходит плавное воздействие на золотник 8 гидрораспределителя. Давление рабочей жидкости в гидроцилиндре 1 муфты увеличивается или уменьшается. Муфта 1 соответственно плавно включается или выключается. В случае зависания золотника устройство гарантирует полное включение или выключения передач, что обеспечивает надежность и долговечность фрикционных элементов гидроподжимных муфт. 3 ил. С/
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ :.;К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (61) 1521619 (21) 4658881/11 (22) 03.03.89 (46) 15.04,91. Бюл. hh 14 (75) В,С, Красовских, М.П. Солоненко, Н.Ф. Карпов и В.А, Румянцев (53) 629,113-585.2(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
М 1521619, кл. В 60 К 41/10, 22.02.88. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ УПРАВЛЕНИЯ
ФРИКЦИОННЫМИ ЭЛЕМЕНТАМИ ГИДРОПОДЖИМНЫХ МУФТ СТУПЕНЧАТОЙ
КОРО6КИ ПЕРЕДАЧ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления ступенчатыми коробками передач с переключением передач без разрыва потока мощности в трансмиссии, Цель изобретения — повышение долговечности фрикционных муфт путем повышения надежности их полного включения и выклю, Ы„„1641664 А2 (5 ) В 60 К 41/10, F 16 Н 59/00 (. чения. Устройство состоит из источника рабочей жидкости и следящей системы управления фрикционными элементами муфт включения и переключения передач, На кулачковом механизме 19 дополнительно установлен второй кулачок 21 со стороны, противоположной первому, при этом шток
18 гидрораспределителя кинематически связан с золотником 8 с возможностью свободного хода. При передвижении кулачкового механизма, кинематически связанного с рычагом переключения передач, происходит плавное воздействие на золотник 8 гидрораспределителя. Давление рабочей жидкости в гидроцилиндре 1 муфты увеличивается или уменьшается, Муфта 1 соответственно плавно включается или выключается. В случае зависания золотника устройство гарантирует полное включение или выключения передач, что обеспечивает надежность и долговечность фрикционных элементов гидроподжимных муфт. 3 ил.
1641664
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам для управления ступенчатыми коробками передач с переключением передач без разрыва потока мощности в трансмиссии. 5
Цель изобретения — повышение долговечности фрикционных муфт путем повышения надежности их полного включения и выключения.
На фиг. 1 представлено предлагаемое 10 устройство для управления фрикционными элементами при выключенной гидроподжимной муфте; на фиг. 2 — то же, при включенной гидроподжимной муфте; на фиг. 3— разрез А — А на фиг, 2. 15
Устройство содержит гидроцилиндр 1 фрикционной муфты включения соответствующий передачи, соединенный маслопроводом 2 с гидрораспределителем 3., Гидрораспределитель выполнен в виде ци- 20 линдра, на внутренних стенках которого проточены кольцевые канавки 4 и 5, Кольцевая канавка 4 подключена маслопроводом 6 к маслянному насосу. а кольцевая канавка 5 присоединена маслопроводом 7 к сливной 25 магистрали.
Золотник 8 гидрораспределителя 3 имеет кольцевую канавку 9, которая через радиальный канал 10 и осевой канал 11 сообщается с полостью 12. Золотник снабжен 30 выступом 13 с пазом 14 и размещен между пружинами 15 и 16. Конец пружины 15 упирается в стенку гидрораспределителя 3, а конец пружины 16 упирается в кольцевой выступ 17 штока 18. Шток 18 кинематически 35 связан с кулачковым механизмом 19, который снабжен кулачками 20 и 21, расположенными с разных сторон кулачкового механизма 19. Кулачки 20 и 21 кинематически связаны соответственно с выступами 22 40 и 23 штока 18. Шток 18 имеет выступ 24.
Кулачковый механизм 19 кинематически связан с рычагом переключения передач (не показан), Устройство работает следующим обра- 45 зом.
В исходном состоянии (фиг, 1) кулачкового механизма 19 шток 18 находится в крайнем правом положении, а золотник 8 пружинами 15 и 16 и кулачком 21 установ- 50 лен в нейтральное положение. Рабочая по..лость гидроподжимной муфты 1 соединена с маслопроводом 7 сливной магистрали {не показана), При трогании с места кулачковый меха- 55 низм 19 перемещают вверх (фиг. 1), и его кулачок 20 наползает на выступ 22 штока 18, сдвигает его влево, сжимает пружину 16, которая передвигает золотник 8 в сторону пружины 15 и дополнительно сжимает ее, Передвижение золотника 8 приводит к совмещению кольцевой проточки 4 гидрораспределителя 3 с кольцевой проточкой 9 золотника 8. Рабочая жидкость по напорной магистрали 6, кольцевым проточкам 4 и 9, радиальному 10 и осевому 11 каналам поступает в полость 12, затем по маслопроводу 2 в гидроцилиндр 1 фрикционной муфты включаемой передачи.
Давление рабочей жидкости в полости
12. а следовательно, и усиление сжатия фрикционных элементов муфты постепенно возрастает. В крайнем левом положении штока 18 (фиг. 2) зазор а {фиг. 1) между выступом 13 золотника 8 и выступом 24 штока 18 равен нулю. Это дает возможность в случае поломки пружины 16 или зависания золотника при наличии механических примесей в рабочей жидкости принудительно переместить золотник 8 в крайнее левое положение, т,е. включить передачу, При выключении передачи кулачковый механизм 19 двигается вниз(фиг. 2). Кулачок
21 воздействует на выступ 23 штока 18 и сдвигает шток 18 вправо. Зазор б между выступом 13 золотника 8 и выступом 17 штока 18 уменьшается, и под воздействием пружины 15 золотник 8 сдвигается вправо.
В случае зависания золотника 8 шток 18 под воздействием кулачка 21 двигается вправо. своим выступом 17 воздействует на выступ 13 золотника 8. Золотник 8 передвигается в крайнее правое положение (фиг, 1). обеспечивая выключения передачи.
Следящий эффект сохраняется в таком положении штока 18, когда ни один из зазоров Б и В не равен О.
Таким образом, предлагаемое устройство при сохранении следящей системы управления гарантирует включение и выключение муфты сцепления, что обеспечивает надежность и долговечность ее фрикционных элементов, Формула изобретения
Устройство для управления фрикционными элементами гидроподжимных муфт ступенчатой коробки передач транспортной машины по авт.св. N 11552211661199, о т л и ч а ющ е е с я тем, что, с целью повышения долговечности фрикционных муфт путем повышения надежности их полного включения и выключения, кулачковый механизм снабжен дополнительным вторым кулачком, размещенным противоположно первому и смещенным относительно его, при этом шток гидрораспределителя кинематически связан с золотником с возможностью свободного хода.
1641664
У 15 10 Яо !б17
Т iq
Составитель А.Барыков
Редактор Т.Парфенова Техред M.Ìoðãåíòàë Корректор И.Муска
Заказ 1116 Тираж 341 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул,Гагарина, 101