Способ вскрытия карьерного поля

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к горной пром-сти и позволяет повысить интенсивность ввода железнодорожного транспорта при вскрытии карьерного поля на рабочие горизонты глубоких мощных карьеров (К) при сокращении расстояния транспортирования . Месторождение разрабатывается поэтапно до проектного контура. Сначала в торцовой зоне К по конечному контуру К проходят первую выездную траншею (ВТ) на нерабочем борту К. Ее местонахождение определяют по критерию минимального значения текущего коэффициента вскрытия. Затем по конечному контуру К по мере формирования нерабочего борта К проходят следующую ВТ с приближением ее устья к пунктам разгрузки. Пересекают ВТ на одном уровне с созданием узловых станций (УС) Расстояние L между осями ВТ, вскрывающих противоположный торец К, составляет L-h/i-0,5- (/,-(-/,+), где h - разность высотных отметок смежных УС (м), / - величина руководящего уклона ВТ. /, и /,+ - соответственно протяженность горизонтальных площадок под каждой смежной УС. Количество ВТ определяют по зависимости (Z.t,)(/1 + /,+,)l, где Lk - протяженность карьерного поля. Вскрытую горную массу транспортируют к пунктам разгрузки 3 ил. SS ел

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

„„SU„„1642014 А 1 (51)5 Е 21 С 41 26

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Способ вскрытия осуществляют следующим образом.

Мощное протяженное крутопадающее месторождение 1 с рельефом местности, представленным топографической поверхностью 2, с уклоном местности в сторону карьера от пунктов разгрузки горной массы 3 разрабатывается поэтапно до проектного контура 4.

Вскрытие рабочих горизонтов карьера 5 на первоначальном этапе разработки месторождения (фиг. 1) осуществляется общей выездной траншеей 6 (первой траншеей из первой группы общих траншей). Заложение выездной траншеи 6 определено исходя из положения промежуточных границ карьера 5 первого этапа развития горных работ, устаГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4474004/03 (22) 15.08.88 (46) 15.04.91. Бюл. № 14 (71) Лебединский горно-обогатительный комбинат (72) А. Т. Калашников, В. Я. Бабай, В. Л. Копылов и Ю. С. Алферьев (53) 622.271 (088.8) (56) Мельников Н. В. Краткий справочник по открытым горным работам. М,; Недра, 1982, с. 14.

Авторское свидетельство СССР № 1204720, кл. E 21 С 41/00, 1982. (54) СПОСОБ ВСКРЫТИЯ КАРЬЕРНОГО

ПОЛЯ (57) Изобретение относится к горной пром-сти и позволяет повысить интенсивность ввода железнодорожного транспорта при вскрытии карьерного поля на рабочие горизонты глубоких мощных карьеров (К) при сокращении расстояния транспортирования. Месторождение разрабатывается поИзобретение относится к горной промышленности и может быть использовано для вскрытия с использованием карьерного железнодорожного транспорта, глубокозалегающих, мощных и неоднородных по геологическому строению месторождений полезных ископаемых.

Цель изобретения — повышение интенсивности ввода железнодорожного транспорта на рабочие горизонты глубоких мощных карьеров при сокращении расстоянии транспортирования.

На фиг. 1 — 3 изображены положения вскрывающих выработок и границ карьерного поля на первом, втором и третьем этапе развития горных работ соответственно. этапно до проектного контура. Сначала в торцовой зоне К по конечному контуру К проходят первую выездную траншею (ВТ) на нерабочем борту К. Ее местонахождение определяют по критерию минимального значения текущего коэффициента вскрытия. Затем по конечному контуру К по мере формирования нерабочего борта К проходят следующую ВТ с приближением ее устья к пунктам разгрузки. Пересекают ВТ на одном уровне с созданием узловых станций (УС).

Расстояние L между осями ВТ, вскрывающих противоположный торец К, составляет

L=h 0,5 ° (1;+1;+1), где h — разность высотных отметок смежных УС (м ); r — вел и чина руководящего уклона ВТ: l, и l,+ соответственно протяженность горизонтальных площадок под каждой смежной УС.

Количество ВТ определяют по зависимости т=2(LI, ) / (2h+ (1,+l,+i) ), где протяженность карьерного поля. Вскрытую горную массу транспортируют к пунктам разгрузки. 3 ил.

1642014 новленных по критерию минимального значения текущего коэффициента вскрыши (отрабатывается часть месторождения с наименьшими высотными отметками рельефа местности) . В процессе развития горных работ первоначального этапа формируются первая 7 и вторая 8 внутренние траншеи второй группы вскрывающих выработок с направлением развития вскрывающих выработок, противоположном развитию первой группы вскрывающих общих траншей.

В местах пересечения внутренних и внешних траншей осуществляется строительство узловых железнодорожных станций 9 — 12.

В границах первоначального этапа разработки месторождения целенаправленно обрабатывается участок карьерного поля 13, прилегающий к конечному контуру карьера, необходимый для последующей проходки второй выездной траншеи с минимальными горно-капитальными объемами и с приближением района заложения этой траншеи к пунктам разгрузки горной массы на дневной поверхности.

На втором этапе разработки месторождения (фиг. 2) выполняется проходка второй выездной траншеи 14 из первой группы общих траншей с повышенным руководящим уклоном по сравнению с уклоном первой выездной траншеи, осуществляется углубка первой выездной траншеи, внутренних траншей второй группы вскрывающих выработок, пройденных на первом этапе разработки, проходка траншей внутренних 15 и строительство узловых железнодорожных станций 16, 17 и 18 в местах пересечения траншей. В границах горных работ этого этапа формируется район 19 размещения третьей выездной траншеи также с приближением ее устья к пунктам погашения грузопотоков.

На третьем этапе разработки месторождения выполняется проходка третьей выездной траншеи из первой группы общих траншей 20 с руководящим уклоном более высоким, чем уклон второй выездной траншеи, осуществляется углубка всех трех общих и трех внутренних траншей, позволяющих вскрывать рабочие горизонты карьера в различных направлениях, местах и уровнях, выполняется строительство самой глубокой .узловой железнодорожной станции 21.

Расстояние между осями траншей, вскрывающих противоположный торец карьера, составляет

L — — „0,5(l;+l;+i), В где h — разность высотных отметок смежных узловых станций, м;

5 i — величина руководящего уклона выездных траншей;

l;+ l; i — соответственно протяженность горизонтальных площадок под каждой смежной узловой станцией, 1ð а количество траншей определяют по зависимости

2L»

2h+ (l;+l; i) где L» — протяженность карьерного поля.

Формула изобретения

Способ вскрытия карьерного поля, включающий проходку в торцовой зоне карьера, 2р по конечному контуру карьера, первой выездной траншеи на нерабочем борту карьера, последующую проходку выездных траншей по конечному контуру карьера по мере формирования нерабочего борта карьера и транспортировку горной массы к пунктам раз25 грузки, отличающийся тем, что, с целью повышения интенсивности ввода железнодорожного транспорта на рабочие горизонты глубоких мощных карьеров при сокращении расстояния транспортирования, местоположение первой выездной траншеи определяют по критерию минимального значения текущего коэффициента вскрытия, а каждую следующую выездную траншею проходят с приближением устья траншеи к пунктам разгрузки, пересекают траншеи на одном уровне с созданием узловых станций, причем расстояние между осями траншей, вскрывающих противоположный торец карьера, составляет

L = - - 0,5(l;+l; i), 40 где h — разность высотных отметок смежных узловых станций, м;

i — величина руководящего уклона выездных траншей;

l; и l+ i — соответственно протяженность горизонтальных площадок под каж45 дой смежной узловой станцией, а количество траншей определяют по зависимости

21.» т= — — — — —, 2h+ (l;+l; i)

50 где L» — протяженность карьерного поля.

1642014

Фиг 7

79

Фиг 2

1642014

Составитель С. Агапов

Техред . равчук

А. Корректор М.Максимишинец

Реда кто р А. Дол и н и ч

309 Подписное

Заказ 1131 Тираж

P митета по изобретениям и открытиям при ГКНТ ССС

Производственно-издательский комбинат «атент», г.