Способ создания предварительного натяга в подшипниковых узлах при сборке редукторов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 F 16 С ЗЗ 10 43 04
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К ABTOPCHOMV СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯ Л
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4424310/27 (21) 12.05.88 (46) 15.04.91. Бюл. ¹ 14 (72) А. Л. Карлов (53) 621.882.6 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ !318745, кл. F 16 С 33/10, F 16 С 43/04, 1986. (54) СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАТЯГА В ПОДШИПНИКОВЫХ УЗЛАХ ПРИ СБОРКЕ РЕДУКТОРОВ (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для автомаИзобретение относится к машиностроению, а именно к автоматизации сборочных процессов с использованием вибрационного воздействия.
Цель изобретения — повышение точности сборки, качества и долговечности подшипникового узла, а также автоматизация и интенсификация процесса приработки подшипников.
На фиг. 1 показана установка, реализующая предложенный способ; на фиг. 2 и 3— виды А и Б на фиг. 1; на фиг. 4 — графики зависимости М р от угла поворота; P от угла поворота и (Р) от и.
Установка содержит основание 1, на котором установлен поворотный стол 2, имеющий привод его вращения в виде регулируемого по оборотам электродвигателя 3 (фиг. 2) и червячной передачи 4.
Установка оснащена устройством для создания переменной осевой нагрузки F, выполненной в виде силового цилиндра 5, поршень 6 которого связан с опорным стаканом 7. Для контроля величины осевой нагрузки имеется манометр 8 и датчик 9 давления, связанные с рабочей полостью силового цилиндра 5. Собираемый подшипниковый
„„SU„„1642127 д 1 тизации сборочных процессов с использованием вибрационного воздействия. Цель изобретения — повышение точности сборки, качества и долговечности подшипникового узла, а также автоматизация. При сборке на подшипниковый узел устанавливается устройство для создания переменной осевой нагрузки в подшипниках с управлением осевым усилием по величине момента сопротивления вращению. Цель изобретения достигается за счет контролируемого процесса прикатки подшипников непосредственно в собранном узле. 4 ил. узел в общем случае состоит из корпуса 10, вала 11, кольца 12, втулки 13 и гайки 14.
Корпус силового цилиндра 5 установлен на валу 11 подшипникового узла, а поршень 6 через опорный стакан 7 опирается на внутреннее кольцо подшипника 15. Фиксация корпуса силового цилиндра на валу 11 подшипникового узла осуществляется гайкой 16.
Установка также содержит устройство для определения удлинения вала 11 подшипникового узла, выполненное в виде индикатора 17 часового типа. Для измерения момента трения в подшипниках предусмотрен узел измерения, включающий кроме поворотного стола 2 рычаг 18 (фиг. 3), закрепленный на корпусе гидроцилиндра 5, т. е. неподвижного относительно вала 11 подшипникового узла, и опирающийся свободным концом на чувствительный элемент датчика 19 усилия (фиг. 3), установленного на расстоянии l от оси вращения поворотного стола 2 на стойке 20, закрепленной на основании 1. Устройство 21 служит для завинчивания стяжной гайки 14.
Способ реализуется следующим образом.
1642127
Формула изобретения
В рабочую полость силового цилиндра 5 подается от насоса рабочая среда (например, масло) до определенной величины давления, P кг/см, соответствующей требуемой величине осевой нагрузки F. Усилие F через стакан 7, внутреннее кольцо подшипника 15, компенсационное кольцо 12, внутреннюю втулку 13 и внутреннее кольцо подшипника 12 через тела качения подшипника, наружное кольцо подшипника 22, корпус 10, наружное кольцо и тела качения подшипника 15 создает предварительный натяг в паре подшипников. Под действием усилия F происходит удлинение вала ll, подшипникового узла, которое измеряется по индикатору 17. Включается привод поворотного стола 2, скорость вращения которого фиксируется через датчик 23 оборотов и управляется электронным анализатором 24 посредством системы (тиристорной) 25 управления
iëåêTð0äâHãàòåëåM. При вращении поворот,ого стола 2 и в результате притормажи«ания вала 11 через датчик 19 фиксируется величина момента сопротивления вращению, равная
Мv = 7X/ где 1 — усилие, Н;
l — плечо, м.
Величина М.р. сопротивления вращению в каждом значении угла сс поворота стола 2 относительно вала 11 имеет свое значение, обусловленное разноразмерностью тел качения и отклонениями в геометрии беговых дорожек самих подшипников 22 и 15.
Сигнал от датчика 19, пропорциональный
М Р, проходит на электронный анализатор 24, где сравнивается с заданным значением (или средним значением М за несколько оборотов). В моменты, когда величина превосходит заданную, электронный анализатор 24 включает генератор 26 давления, который генерирует давление — AP в устройстве для создания осевой нагрузки с частотой f (P) .
Процесс прикатки идет до момента стабилизации величины М.р. у подшипникового узла. Для создания условия нескольких пуль5
20 саций давления — ЬР в устройстве осевой нагрузки установка имеет два канала регуляции процессом, управление которым осуществляется с электронного анализатора 24; первый канал — это управление частотой генерации давления f(P); второй — управление угловой скоростью вращения а поворотного стола 2.
Таким образом, использование предлагаемого способа обеспечивает возможность повысить точность в определении основной характеристикии подшипникового узла — величины М р сопротивления вращению; осуществить прикатку подшипников в окончательно собранном узле и стабилизировать величину М.p .
Регистрация, сравнение и запись самого процесса сборки по данному способу представляют полную и достоверную информацию о подшипниковых узлах, что позволяет определить их качество и надежность. Кроме того, возможна интенсификация процесса прикатки, а также автоматизация сборки подшипниковых узлов с предварительным натягом.
Способ создания предварительного натяга в подшипниковых узлах при сборке редукторов, заключающийся в том, что подшипники полностью собранного узла нагружают осевым усилием, вращают корпус или вал и заменяют величину момента сопротивления вращению, отличающийся тем, что, с целью повышения точности сборки, качества, долговечности подшипникового узла, а также автоматизации и интенсификации процесса приработки подшипников, при сборке на подшипниковый узел устанавливается устройство для создания переменной осевой нагрузки, создающее при относительном вращении соответствующих элементов переменное осевое усилие в подшипниках с управлением осевым усилием по величине момента сопротивления вращению на принципе стабилизации величины момента у среднего допустимого значения.
1642127
1642127
1642127
Жр
@mlle
Мn7in тр
Pq ,ф
/ р 9
1 еО
f(p)
Составитель Н. Бухарев
Редактор М. Келемеш Техред А. Кравчук Корректор А. Обручар
Заказ 1134 Тираж 439 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям прн ГКНТ СССР
113035, Москва, >K — 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101