Термоэлектрическая установка для кондиционирования воздуха в кузове транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к термоэлектрическим установкам для кондиционирования воздуха в кузовах транспортных средств. Цель изобретения - повышение эффективности работы термоэлектрической установки. Термоэлектрическая установка выполнена в виде двух коаксиальных труб 2 и 3, внутренняя из которых образована из соединенных в поперечном сечении последовательно полупроводниковых термоэлементов , при этом каждая из труб с передней стороны соединена с индивидуальным воздухозаборником 10 и 11, а с противоположной стороны разветвлена на две части 14,15 и 16,17, одна из которых выведена наружу кузова, а другая соединена с патрубком 20 ввода воздуха в кузов 1, причем в местах разветвления трубы имеют соединенные между собой зубчатой передачей 23 и 24 заслонки 21 и 22 для регулирования , а внутри каждой из них расположена винтообразная пластина. 2 ил. с/ с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51.)5 B 60 Н 1/32
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ юг.1
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
j (21) 4641361/11I ! (22) . 25. 01. 89 (46) 23. 04. 91 . Бюл. Р 15 (71) Грузинский политехнический институт (72) Т.Я.Мегрелидзе, А.Г.Раквиашвили, В.В. Гвачлиани, К.А.Домианидзе, У. П. Хабаидзе и Г.Л. Гугулашвили (53) 621. 362 (088. 8) (56) Авторское свидетельство СССР
В 749700, кл. В 60 H 1/32, 1972. (54) ТЕРМОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ
КОНДИЦИОНИРОВАНИЯ ВОЗДУХА В КУЗОВЕ
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
:, (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к термоэлектрическим установкам для кондиционирования воздуха в кузовах транспортных средств ° Цель изобрете„„SU„„164320 А 1
2 ния — повышение эффе ктивно сти рабо ты термоэлектрической установки. Термоэлектрическая установка выполнена в виде двух коаксиальных труб 2 и 3, внутренняя из которых образована из соединенных в поперечном сечении последов ательно полупроводниковых термоэлементов, при этом каждая из труб с передней стороны соединена с индивидуальным воздухозаборником 10 и 11, а с противоположной стороны разветвлена на две части 14,15 и 16,17, одна из ко торых выведена наружу кузов а, а другая соединена с патрубком 20 ввода воздуха в кузов 1, причем в местах разветвления трубы имеют соединенные между собой зубчатой передачей 23 и 24 заслонки 21 и 22 для регулирования, а внутри каждой из них расположена винтообразная пластина. 2 ил.
1643203
Изобретение относится к транспортному машино строению, в частно сти к термоэлектрическим устайовкам для кондиционирования воздуха в кузовах транспортных средств.
Цель изобретения — повышение эффективности работы термоэлектрической установки.
На фиг. 1 представлена принципиальная схема термо зле ктриче ской установки для кондиционирования воздуха; на фиг. 2 — сечение А-А на фиг. 1.
Внутри кузова 1 транспортного средства расположена термоэлектрическая установка, выполненная в виде 7 двух коаксиальных труб 2 и 3. Внутренняя труба 3 образована из соединенных в поперечном сечении последовательно полупроводниковых термоэлементов, содержащих полупроводники электронной 4 и дырочной 5 проводимо сти, Указанные полупроводники электронной 4 и дырочной 5 проводимости соединены последовательно внешними 6 и внутренними 7 проводниками, крайние из которых включены в электрическую сеть 8. Пространство между полупроводниками заполнено диэлектриком 9.
Полупроводники 4 и 5 и внешние 6 и внутренние 7 проводники образуют термобатарею с "горячими" и "холодными" спаями. Полупроводник 4 электронной проводимости соединен с положительной клеммой электрической сети 8, а полупроводник 5 дырочной проводимости— с отрицательной. Каждая труба 2 и 3 с передней стороны по ходу перемещения соединена с воздухозаборником 10 40 и 11. Индивидуальные воздухозаборники IO и 11 снабжены воздушными фильтрами 12 и 13. С задней стороны по ходу перемещения транспортного средства каждая труба 2 и 3 разветвлена на две 45 части. Труба 2 разветвлена на части
14 и 15 а труба 3 — на части 16 и 17.
Одни части разветвленных труб 14 и 16 выведены наружу кузова, обращены против направления движения транспортного средства и снабжены воздушными фильтрами 18 и 19. Другие части разветвленных труб 15 и 17 соединены с патрубком 20 ввода воздуха в кузов
В местах разветвления трубы 2 и 3 име55 ют заслонки 21 и 22 для регулирования.
Заслонки 21 и 22 соединены между собой зубчатой передачей 23 и ,24. В свою очередь, одна из них, например 23, соединена с приводом (не показан). Внутри каждой трубы.2 и 3 расположены винтообразные пластины 25 и 26, изготовленные из теплои электроизоляционного материала.
Устрой ство р або тае т следующим о бразом.
При необходимости нагревания или охлаждения кузова 1 во время транспортирования включается электрическая сеть 8. Это вызывает проход электрическо го тока в соединенных по следов ательно полупроводниковых термо элементах, в результате чего внешние проводники 6 нагреваются, а внутренние проводники 7 охлаждаются.
Для охлаждения кузова 1 включается привод (не показан), который поворачивает шестерню 21. Это вызывает поворот шестерни 24. Соответственно, заслонка 21 поворачивается в направлении по часовой стрелке, а заслонка
22 — в направлении против часовой стрелки до перекрывания ими частей
15 и 16 труб 2 и 3. Поэтому при движении транспортного средства воздух поступает в воздухосборники 10 и 11.
Из воздухосборника 10 воздух попадает в трубу 2 и проходит вдоль нагретых внешних проводников 6 термоэлементов. При этом воздух охлаждает внешние проводники 6, сам нагревается и далее через разветвленную часть
14 трубы 2 выбрасывается в окружающую среду. Охлаждение нагретых проводников 7 способствует повышению эффективности работы полупроводников.
Другая часть воздуха, поступающая через воздухосборник 11, попадает внутрь трубы 3. Здесь воздух проходит вдоль охлажденных. внутренних проводников 7. Поэтому данный воздух охлаж» дается и охлажденный через разветвленную часть 17 трубы 3 подводится в патрубок 20, откуда вводится в кузов 1, охлаждая его.
Для нагрев ания кузов а 1 привод (не показан) переключается на реверс что вызывает вращение шестерни 23 в направлении, про тивоположном предыду щему. Это вызывает соответственный поворот шестерни 24. Вращение шестерен 23 и 24 вызывает поворот заслонки 21 в направлении против часовой стрелки, а заслонки 22 — в направлении по часовой стрелке. Соответственно, заслонка 21 перекрывает разветвленную часть 14, а заслонка 225 1 6432 разветвленную часть 17. При движении транспортного средства воздух вновь поступает в воздухосборники 10 и 11.
Из воздухосборника 11 воздух .попадает в трубу 3 и проходит вдоль охлажден5 ных внутренних проводников 7 термоэлементов. При этом воздух отбирает холод (частично нагревает) от внутренних проводников 7, сам охлаждается и далее через разветвленную часть
16 трубы 3 выбрасывается в окружающую среду. Отвод холода (частичное нагревание) от холодных проводников
7 способствует повышению эффективнос- 15 ти работы полупроводниковой термообработки. Другая часть воздуха, поступающая через воздухосборник 10, попадает внутрь трубы 2. Здесь воздух проходит вдоль нагретых внешних про- 20 водников 6 трубы 3. Поэтому данный воздух нагревается и нагретый через разветвленную часть 15 трубы 2 подводится в патрубок 20, откуда вводится в кузов ) транспортного средства, 25 нагревая его.
Размещенные внутри труб 2 и 3 винтообразные пластины 25 и 26 способствуют завихрению потока воздуха при прохождении вдоль горячих 6 и холод- 30 ных 7 проводников термобатарей, что обеспечивает высокую эффективность отвода тепла, т.е. максимальное нагревание и охлаждение протекающего воздуха. Размещенные в воздухосборниках 10 и 11 и воздухоотводящих трубах 14 и 16 воздушные фильтры 12, 13, 18 и 19 предотвращают все трубы и термобатарею от загрязнения и тем са03 б мым способствуют поддержанию высокой эффективности работы термоэлементов.
Для обеспечения регулирования температуры в кузове транспортного средства при стоянке, в воздухосборниках
10 и 11 могут быть установлены электровентиляторы 27, обеспечивающие, при необходимости, всасывание воздуха через воздушные фильтры 12 и 13 и нагнетание его в трубы 2 и 3.
Формула изо бре тения Термоэлектрическая установка для кондиционирования воздуха в кузове транспортного средства, содержащая блок термобатарей с "горячими" и
"холодными" спаями, заключенный в кожух, воздуховод, вентиляторы и патрубок ввода воздуха в кузов транспор ного средства, о тлич ающая с я тем, что, с целью повышения эффективности ее работы, блок термобатарей выполнен в виде полой трубы, на внутренней и внешней поверхностях которой расположены соответственно
"холодные" и "горячие" спаи, причем полая труба и кожух с передней стороны транспортного средства снабжены индив иду альными во здухоз або рник ами, а с противоположной разветвлены на два воздухоотвода, один из которых сообщен с атмосферой, а другой — с патрубком ввода воздуха в кузов транспортного средства, при этом установка снабжена заслонками, связанными между собой зубчатой передачей и установленными в местах разветвления трубы и кожуха на воздуховоды.
1643203
Составитель А. Строков
Редактор Н. Лазаренко Техред. С.Мигунова Корректор,, Т.Малец
Заказ 1201 Тираж 340 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул. Гагарина, 101