Система управления поворотом прицепного звена транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам, а точнее к управлению движением прицепного звена посредством поворота его колес. Цель изобретения - повышение надежности работы системы. Система содержит задающий датчик 1, жестко связанный с опорно-седельным устройством тягача, а также размещенные на тележке 16 прицепного звена датчик 2 ручного управления, переключатель 3 режима работы, датчик 4 обратной связи, жестко связанный со шкворнем 5 управляемой тележки, блок 6 управления, включающий сумматор и усилитель. Прицепное звено снабжено устройством обеспечения энергией. Это устройство включает две полуоси, жестко связанные с колесами прицепного звена, дифференциал, установленный на колесной оси, карданный вал, а также размещенные на раме тележки 16 прицепного звена коническую передачу с одной ведущей и двумя ведомыми шестернями , две электромагнитные муфты 12, две цепные передачи и червячный редуктор с червяком 14 и червячным колесом 15. Вал червячного колеса 15 жестко связан с платформой прицепного звена 17 через шкворень 5, вокруг которого осуществляется их взаимное вращение. Выходы блока 6 управления соединены с электромагнитными муфтами 12. Электропитание системы управления осуществляется от аккумуляторной батареи 18. При подаче напряжения на электромагнитную муфту 12 происходит ее замыкание и крутящий момент от колес транспортного средства передается на привод поворота тележки 16. 2 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)ю В 62 0 13/00

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4689884/11 .(22) 06.05.89 (46) 23.04.91. Бюл. N 15 (71) Ленинградский инженерно-строительный институт и Саратовский филиал Экспериментального проектно-конструкторского бюро Минюгстроя СССР (72) Э. Н. Ибрагимов, И. В. Жилин, И. В. Таневицкий и В. М, Анисимов (53) 629.113.014.5(088.8) (56) Атаев С. С. и др. Специализированный технологический транспорт в строительстве. М.: М., 1971, с. 118. (54) СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПОВОРОТОМ

ПРИЦЕПНОГО ЗВЕНА ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам, а точнее к управлению движением прицепного звена посредством поворота его колес. Цель изобретения — повышение надежности работы системы. Система содержит задающий датчик 1, жестко связанный с опорно-седельным устройством тягача, а также размещенные на тележке 16 прицепного звена датчик 2 ручного управления, переключа„.,5U„„1643291 А1 тель 3 режима работы, датчик 4 обратной связи, жестко связанный со шкворнем 5 управляемой тележки, блок 6 управления, включающий сумматор и усилител ь. П рицепное звено снабжено устройством обеспечения энергией. Это устройство включает две полуоси, жестко связанные с колесами прицепного звена, дифференциал, установленный на колесной оси, карданный вал, а также размещенные на раме тележки 16 прицепного звена коническую передачу с одной ведущей и двумя ведомыми шестернями, две электромагнитные муфты 12, две цепные передачи и червячный редуктор с червяком 14 и червячным колесом 15. Вал червячного колеса 15 жестко связан с платформой прицепного звена 17 через шкво- Я рень 5, вокруг которого осуществляется их взаимное вращение. Выходы блока 6 управления соединены с электромагнитными муфтами 12. Электропитание системы управления осуществляется от аккумуляторной батареи 18, При подаче напряжения на электромагнитную муфту 12 происходит ее замыкание и крутящий момент от колес транспортного средства передается на при- О вод поворота тележки 16, 2 ил. фь.

1643291

Изобретение относится к безрельсовым транспортным средствам, а точнее к управлению движением прицепного звена посредством поворота его колес, Целью изобретения является повышение надежности в работе системы.

На фиг. 1 изображена система управления прицепным звеном; на фиг, 2 — механизм поворота прицепного звена.

Конструкцию предлагаемой системы управления составляют задающий датчик 1, жестко связанный с тягачом,датчик 2 ручного управления, переключатель 3 режима работы, датчик 4 обратной связи, жестко связанный со шкворнем 5 управляющей тележки, блок 6 управления, включающий сумматор и усилитель. Механизм поворота прицепного звена состоит из полуосей 7, жестко связанных с колесами 8 и дифференциалом 9 карданного вала 10, конической передачи 11 с одной ведущей и двумя ведомыми шестернями, двух нормально разомкнутых электромагнитных муфт 12, двух цепных передач 13, червячного редуктора с червяком 14 и червячным колесом 15. Выходной вал дифференциала 9 и вал ведущей шестерни конической передачи 11 расположены соосно и соединены карданным валом

10, служащим для компенсации угловых и линейных перемещений колесной оси, Валы конической передачи 11, муфт 12, цепных передач 13 закреплены с помощью подшипников на раме тележки 16. На ней же закреплен и червячный редуктор.

Выходные валы конической передачи

11, направленные в разные стороны, валы муфт 12 и ведущие валы цепных передач 13 расположены на одной оси, параллельной поперечной оси тележки. Вал червячного колеса 15 жестко связан с платформой прицепного звена 17 через шкворень 5. Электрическая часть системы управления питается от аккумуляторной батареи 18.

В исходном положении, которым является прямолинейное движение автопоезда, система находится в следующем состоянии.

Сигнал от задающего датчика 1(или 2) равен сигналу датчика 4 обратной связи, поэтому на выходе сумматора отсутствует сигнал рассогласования. Электромагнитные муфты

12 разомкнуты и крутящий момент от колес прицепного звена не передается на червячный редуктор.

Работа системы управления осуществляется следующим образом.

Во время поворота автопоезда ползунок датчика 1 изменяет свое положение, 20 печивается тягачом, т.е. его двигателем. При

30

40 соединенный с датчиком обратной связи, 45

5

15 из-за чего на сумматоре блока 6 управления появляется сигнал рассогласования, который усиливается и подается на соответствующую муфту 12. Вследствие этого крутящий момент от колес передается на червячный редуктор и происходит относительный поворот управляемой тележки 16 и платформы

17 прицепного звена до тех пор, пока сигнал рассогласования не станет равным нулю, При отключении управляющего тока силовая цепь вновь размыкается и тележка 16 движется, не вращаясь, относительно платформы 17 прицепного звена. Вращение в обратном направлении происходит после замыкания другой муфты 12, Ручное управление прицепным звеном осуществляется аналогичным образом при переключении переключателя 3 режима работы. Энергия поворота тележки, в конечном счете, обесэтом при прямолинейном движении дополнительная энергия не потребляется, Во время поворота автопоезд движется с меньшей скоростью, т.е. имеется избыток энергии, который беэ ущерба для скоростных показателей автопоезда может быть использован для осуществления управления.

Формула изобретения

Система управления поворотом прицепного звена транспортного средства, содержащая механизм поворота платформы прицепного звена и блок управления, включающий усилитель, электрически соединенный с электромагнитами управления, и. сумматор, электрически соединенный через переключатель режима работы с задающим датчиком, механически связанным с опорно-седельным устройством тягача и датчиком ручного управления, а также механически связанным с механизмом поворота платформы, отличающаяся тем, что, с целью повышения надежности в работе системы, механизм поворота выполнен в виде двух полуосей, жестко связанных с колесами прицепного звена, и с дифференциалом, выход которого карданной передачей соединен с ведущей конической шестерней конической передачи, две ведомые шестерни которой кинематически соединены через соответствующие электромагнитные муфты с цепными передачами, соединенными с входом червячного редуктора, выходное колесо которого жестко связано с поворотным элементом прицепного звена, а упомянутые электромагниты управления установлены на электромагнитных муфтах.

1643291 авиа. 2

Составитель В. Ионова

Редактор Л. Гратилло Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор Т. Палий

Заказ 1205 Тираж 346 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва. Ж-35. Раушская наб., 4/5 роизводственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул.Гагарина, f01