Подшипниковый узел электрической машины
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к электромашиностроению . Цель - улучшение виброакустических характеристик электрической машины. Подшипниковый узел содержит переходную втулку 3, расположенную между подшипниковым щитом 6 и шарикоподшипником 2, торцовые диски базирования 4 и конические пазы 7 на цилиндрической поверхности , в которых расположена коническая часть 8 составных центрирующих элементов 9, выполненных в виде пальцев, резьбовая цилиндрическая часть 10 которых сопряжена с резьбой 11 в дисках 4 базирования . Эксцентриситет, выявленный в процессе сборки электрической машины, устраняется вращением резьбовой части 10 центрирующих элементов 9, которые, перемещаясь вдоль оси конического паза 7, смещают ротор электрической машины в радиальном направлении в пределах зазора между переходной втулкой 3 и расточкой подшипникового щита 6. 3 ил. (Л О 4 со о СП
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (51)5 H 02 К 5/16
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н А ST0PCH0MY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
77
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4466553/07 (22) 03.05.88 (46) 23.04.91. Бюл. № 15 (7l) Харьковский политехнический институт им. В. И. Ленина и Специальное проектноконструкторское и технологическое бюро электродвигателей Объединения «Укрэлектромаш» (72) Ю. В. Бабин, Е. И. Малыхин, Ф. Ф. Лапцевич, С. В. Иевлев, О. Е. Ильчакова и Г. П. Харламова (53) 621.313.04 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 930504, кл. Н 02 К 5/16, 1980.
Авторское свидетельство СССР № 819888, кл. Н 02 К 5/16, 1967.
„„SU„„1644305 А 1 (54) ПОДШИПНИКОВЫЙ УЗЕЛ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ (57) Изобретение относится к злектромашиностроению. Цель — улучшение виброакустических характеристик электрической машины. Подшипниковый узел содержит переходную втулку 3, расположенную между подшипниковым щитом 6 и шарикоподшипником 2, торцовые диски базирования 4 и конические пазы 7 на цилиндрической поверхности, в которых расположена коническая часть 8 составных центрирующих элементов 9, выполненных в виде пальцев, резьбовая цилиндрическая часть 10 которых сопряжена с резьбой 1! в дисках 4 базирования. Эксцентриситет, выявленный в процессе сборки электрической машины, устраняется вращением резьбовой части 10 центрирующих элементов 9, которые, перемещаясь вдоль оси конического паза 7, смещают ротор электрической машины в радиальном направлении в пределах зазора между переходной втулкой 3 и расточкой подшипникового щита 6. 3 ил.
1644305
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к подшипниковым узлам электрических машин.
Целью изобретения является улучшение виброакустических характеристик электрической машины, На фиг. 1 представлена конструктивная схема устройства, разрез; на фиг. 2— вид А на фиг. 1; на фиг, 3 — сечение Б-Б на фиг. 1.
Узел содержит установленный на валу 1 электродвигателя шарикоподшипник 2, сопряженный своей наружной поверхностью с внутренней поверхностью переходной втулки
3 с торцовым диском 4 базирования, в котором расположены болты 5 крепления переходной втулки 3 в подшипниковом щите 6. На наружной цилиндрической поверхности втулки выполнены осевые конические пазы 7 с углом конуса, равным удвоенному углу конуса конической части 8 центрирующих элементов 9, которые размещены в конических пазах 7. Центрирующие элементы 9 выполнены в виде пальцев с резьбовой цилиндрической частью 10, предназначенной для взаимодействия с резьбой 11 в торцовых дисках 4 базирования, болт 12 соединяет винтовую цилиндрическую часть 10 центрирующих элементов 9 с конической частью
8. Коническая часть 8 центрирующих элементов 9 взаимодействует с коническим пазом 7 и внутренней расточкой подшипникового щита 6, установленного с радиальным зазором 13 относительно наружной поверхности переходной втулке 3. Подшипник 2 закрыт подшипниковой крышкой 14.
Подшипниковый узел работает следующим образом.
После сборки электрической машины и определения величины и направления эксцентриситета ослабляют болты 5 крепления к подшипниковому щиту 6 переходной втулки
3, сопряженной с подшипником 2. В зависимости от радиального направления, в котором необходимо сместить ротор, воздействуют на два центрирующих элемента 9, расположенных на этом направлении в диаметрально противоположных конических пазах 7: вращением в противоположных направлениях резьбовых частей 10 двух упомянутых центрирующих элементов 9 смещают их вдоль оси конических пазов 7 во взаимопротивоположных направлениях.
При этом поверхность конической части 8 центрирующих элементов 9, взаимодействующая с переходной втулкой 3, смещается в радиальном направлении, смещая тем самым ротор электрической машины в нужном направлении и устраняя эксцентриси5 тет. Затем затягивают болты 5 крепления, а также устанавливают подшипниковую крышку 14.
Процесс регулирования прост и технологичен, а возможность плавно смещать ротор в
10 любом радиальном направлении позволяет с достаточной точностью ликвидировать эксцентриситет ротора и, связанные с ним при работе шумы и вибрации, кроме того, благодаря большой площади поверхности
15 контактирующих поверхностей обеспечивается низкое значение удельного давления в местах контакта, что также способствует снижению виброактивности и повышению надежности. Кроме того, предлагаемая конструкция позволяет производить
20 сопрягающиеся детали подшипниковых узлов на оборудовании с невысоким требованием к точности обработки, что значительно снижает стоимость используемого оборудования и упрощает технологический процесс за счет сокращения времени обрабатывания поверхностей деталей.
Формула изобретения
Подшипниковый узел электрической маЗ0 шины, содержащий установленный в подшипниковом щите с помощью переходной втулки ш ар икоподшипни к, отличающийся тем, что, с целью улучшения виброакустических характеристик, он снабжен центрирующими элементами, каждый из которых
З5 состоит из установленных на одной оси цилиндрической части с наружной резьбой и конической части, между переходной втулкой и подшипниковым щитом имеется радиальный зазор, а переходная втулка выполнена с продольными коническими пазами
40 на наружной поверхности, имеющими угол конуса, равный удвоенному углу конуса конической части центрирующих элементов, и торцовым диском, имеющим резьбовые отверстия, соосные с коническими пазами, при
45 этом коническая часть каждого центрирующего элемента сопряжена с соответствующим коническим пазом и внутренней цилиндрической поверхностью подшипникового щита, а цилиндрическая часть с отверстием в торцовом диске.
1644305
Составитель А. Кузьмин
Редактор М. Бланар Техред А. Кравчук Корректор Л. Пилипенко
Заказ 1246 Тираж 348 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москв а, Ж вЂ” 35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат «Патент», г. Ужгород, ул. Гагарина, 101