Сплав на основе никеля
Реферат
Изобретение относится к металлургии, в частности к производству литейных жаропрочных сплавов на никелевой основе, и может быть использовано при изготовлении колес турбин турбокомпрессоров дизельных двигателей, работающих при температурах 800-900°С. Цель - повышение надежности колес турбин турбокомпрессоров при 800-900°С и снижение их массы за счет повышения характеристик жаропрочности. Сплав содержит, мас.%: хром 12,0-18,0; вольфрам 0,1-1,5; молибден 0,5-6,0; ниобий 0,1-2,0; алюминий 2,0-6,0; цирконий 0,005-0,1; РЗМ 0,001-0,15; бор 0,005-0,2; углерод 0,05-0,15; кремний 0,01-0,4; марганец 0,01-0,4; железо 0,1-7,0; азот 0,001-0,08; иттрий 0,0005-0,05; титан 0,5-3,5; никель - остальное. Сплав имеет коэффициент надежности 1,09-1,16. Масса колес турбин составляет 1,244-1,16 кг. Длительная прочность при 800°С и напряжениях 400 МПа составляет 34-110 ч, предел прочности при растяжении при 800°С 61-72 Мпа, относительное удлинение при 800°С 5,0-10,7%. 2 табл.
Изобретение относится к металлургии, в частности к производству литейных жаропрочных сплавов на никелевой основе, и может быть использовано при изготовлении колес турбин турбокомпрессоров дизельных двигателей, работающих при температурах 800-900оС. Цель изобретения - повышение надежности колес турбин турбокомпрессоров при 800-900оС и снижение их массы за счет повышения характеристик жаропрочности. Дополнительное введение азота, иттрия и титана способствует упрочнению границ зерен и их измельчению за счет образования карбидов, карбонитридов и нитридов титана, уменьшению размеров упрочняющей I-фазы, более равномерному ее распределению в основе сплава и большей ее однородности по размеру. Кроме того, после кристаллизации сплав настолько пересыщен, что его структура имеет большое количество мелкодисперсных упрочняющих выделений I-фазы и других избыточных фаз, что позволяет использовать его без дополнительной операции термической обработки. Введение иттрия и титана способствует увеличению количества основной упрочняющей I-фазы, более равномерному ее распределению, а азота - образованию термодинамических устойчивых соединений с титаном, цирконием и алюминием, измельчающих зерно и структурные составляющие сплава и приводящих к дополнительному упрочнению сплава, что способствует повышению длительной прочности и увеличению механических свойств при температурах 800 - 900оС, т. е. увеличивают надежность колес турбин турбокомпрессоров дизельных двигателей при их эксплуатации. Кроме того, одновременное введение азота, иттрия и титана способствует получению более тонких граней и межосных участков, способствует переходу хрома и ниобия с границ зерен в тело зерен, что улучшает структуру границ зерен, расчленяет грубые карбиды по границам зерен, локализует охрупчивающее действие отдельных выделений в межосных участках чистого ниобия и хрома, что приводит к повышению длительной прочности сплава и увеличению предела прочности и относительного удлинений при 800оС и способствует увеличению надежности сплава. П р и м е р. Исходную шихту переплавляли в вакуумной индукционной печи с основной футеровкой. При этом никель, хром, вольфрам, ниобий, армко-железо, электродный бой вводили непосредственно в завалку. После полного расплавления вводили молибден, титан, алюминий, ферросилиций, марганец, ферросилицирконий. При нагреве металла до 1550оС перед разливкой в металл вводили азотированный феррохром, лигатуру РЗМ и иттрий. Заливку металла проводили в горячие электрокорундовые формы, изготовленные методом литья по выплавляемым моделям, имеющие температуру 700-800оС. Длительную прочность определяли при 800оС на образцах диаметром 5 мм согласно ГОСТ 10145-62, механические свойства определяли на пятикратных образцах в соответствии с требованиями ГОСТ 1497-73 и ГОСТ 9651-73. Плотности определяли с помощью мерной мензурки для определения объема и аналитических весов. Коэффициент надежности вычисляли по формуле Kн= , где Кн - коэффициент надежности сплава; Тизв - масса колеса турбины турбокомпрессора известного сплава; Тп - масса колеса турбины турбокомпрессора предлагаемых вариантов сплава. Составы сплавов приведены в табл.1, свойства - в табл.2. Как видно из данных табл.1 и 2, предлагаемый сплав обладает в 1,09 - 1,16 раза большей величиной коэффициента надежности сплава при повышении в 2,5 - 9 раз величины длительной прочности и более чем в 1,5 раза кратковременной прочности при 800оС.
Формула изобретения
СПЛАВ НА ОСНОВЕ НИКЕЛЯ, преимущественно для колес турбин турбокомпрессоров, содержащий хром, вольфрам, молибден, ниобий, алюминий, цирконий, РЗМ, бор, углерод, кремний, марганец, железо, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности колес турбин турбокомпрессоров при 800 - 900oС и снижения их массы за счет повышения характеристик жаропрочности, он дополнительно содержит азот, иттрий, титан, при следующем соотношении компонентов, мас.%: Хром 12,0 - 18,0 Вольфрам 0,1 - 1,5 Молибден 0,5 - 6,0 Ниобий 0,1 - 2,0 Алюминий 2,0 - 6,0 Цирконий 0,005 - 0,1 РЗМ 0,001 - 0,15 Бор 0,005 - 0,2 Углерод 0,05 - 0,15 Кремний 0,01 - 0,4 Марганец 0,01 - 0,4 Железо 0,1 - 7,0 Азот 0,001 - 0,08 Иттрий 0,0005 - 0,05 Титан 0,5 - 3,5 Никель ОстальноеРИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2