Планетарный вариатор скорости
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Союз Советских
Социалистических
Республик
Зависимое от авт, свидетельства №
Кл. 47h, 13
МПК F 06h
Заявлено ЗОЛ1.1963 (№ 839264/25-8) с присоединением заявки №
Государственный комитет по делам изобретений н открытий СССР
Приоритет
Опубликогаио 19Л 111.1964. Бюллетень № 16 ДК
Дата опубликования описания I.XII.1964.
Автор изобретения
Заявитель
Л. О. Лепарский (Центральный научно-исследовательский институт строительнь (;,:;,"- .!; конструкций им. В. А. Кучеренко Госстроя СССР (ЦНИИСК =ПЛАНЕТАРНЫЙ ВАРИАТОР СКОРОСТИ
Подписнпя группа № 124
Известны планетарные жесткие вариаторы скорости, в которых сателлиты периодически затормаживаются. В таких вариаторах затормаживание и растормаживание сателлитов производится при помощи муфт свободного хода. Диапазон регулирования скорости этих вариаторов ограничен величиной эксцентриситета, изменяя который регулируют скорость вариатора.
Предложенный вариатор отличается от известного тем, что для увеличения диапазона регулирования скорости при сохранении жесткой характеристики каждый сателлит выполнен в виде зубчатого венца, связанного с осью сателлита посредством расположеншях на внутренней поверхности венца роликов, взаимодействующих с сухарями, установленными равномерно по окружности оси сателлита и повернутыми друг относительно друга на один и тот же угол. Ролики передают вращение жестко связанному с осью сателлита водилу в период заклинивания роликов сухарями и не передают вращения в период ocBQбождеиия роликов, наступающий после поворота водила»а определенный угол. Продолжительность периодов затормаживания и растормаживания регулируется изменением расстояния между ведущим валом и фрикционным колесом, соединенным при помощи скользящей шпоики с валом, установленным в опорах водила и передающим вращение сухарям через соответствую:цие зубчатые передачи.
На фиг. 1 изображена кииематическая схема вариатора; на фиг. 2 — схема располо5 жения роликов и сухарей предлагаемого вариатора.
На входном валу 1, который проходит черс3 весь картер 2 вариатора, жестко установлена ведущая шестерня 3. Часть входного
10 вала проходит сквозь полый независимо от пего вращающийся вал 4, иа котором смонтировано водило 5 и жестко закреплена шестерня 6. Последняя находится в зацеплении с шестерней 7, жестко закрепленной на вы15 ходном валу 8.
Водило 5 имеет Г-образную форму. К водилу прикреплена ось 9 зубчатого венца 10 сателлита. На этой оси свободно установлен полый вал с жестко закрепленными конической
20 11 и цилиндрической 12 шестернями. С последней может бь ть осуществлено только внутреннее зацепление. На этой же оси жестко закреплена неподвижная внутренняя гайка И сателлита, по периметру которого уста2 иовлеиы в подшипниках оси 14, несущие сухари 15. Сухари установлены один отцосительно другого с поворотом иа 60 (см. фиг.
2). На концах осей 14 жестко закреплены шестерни 16, имеющие виу.реииее зацепление с
Ç0 шестерней 12. Таким образом, при повороте
164754
3 зубчатого венца 10 через шестерню 11 получают вращение шестерни 1б, а значит и все . сухари 15.
На внутренней поверхности венца 10 установлены свободно вращающиеся ролики 17. 5
При вращении венца сателлита на оси 9 ролики взаимодействуют с сухарями 14. Конструкцией предусмотрено, что при повороте шестерни 11 на определенный угол все сухари
15 повернутся на угол 60 . При этом часть су- lo харей заклинит некоторые ролики, затормаживая вращение зубчатого венца 10 сателлита относительно его внутренней гайки 18. Ведущая шестерня 8 вместе с заторможенным сателлитом повернет на некоторый угол во- 15 дило 5, а вместе с пим полый вал 4 и через шестерни 6 и 7 выходной вал 8.
Растормаживание сателлита заключается в освобождении заклиненных сухарями роликов путем нового поворота сухарей на угол 60 и 20 осуществляется с помощью фрикционной передачи, приводящей во вращение шестерню
11. Эта передача состоит из катка 18, к которому пружинами 19 прижат неподвижный диск 20. Каток с помощью скользящей шпон- 2 ки связан с валом 21, на котором жестко закреплена коническая шестерня 22, находящаяся в зацеплении с шестерней 11. Вал 21 может свободно вращаться в подшипниках, расположенных на конце водила 5 и на полом 30 валу 28. Таким образом, он является составной частью водила 5. Каток 18 жесткими тягами 24 связан со скользящей по валу 28 обоймой 25. Последнюю можно перемещать по валу 28 с помощью винта 2б, приводимо- Ç5
ro во вращение штурвалом 27. Следовательно, с помощью штурвала можно установить каток на различном расстоянии от оси вращения водила 5, Для поворота шестерни 11 на определенный угол каток должен также повернуться на известный угол (в силу наличия некоторого передаточного отношения между коническими шестернями 11 и 22). При этом каток пробежит по неподвижному диску 20 путь, равный определенной части длины окружности определенного радиуса. Величина пути при различных значениях радиуса должна оставаться постоянной. Изменение значения радиуса вызовет при этом условии изменение угла поворота вала 21, а значит, и водила 5. Таким образом, положение катка на валу 21 определяет число оборотов полого вала 4, а следовательно, и ведомого вала 8, Предмет изобретения
Планетарный вариатор скорости с периодически затормаживаемыми сателлитами, отл ич а ю шийся тем, что, с целью увеличения диапазона регулирования скорости при сохранении жесткой характсристики вариа "opa, каждый сателлит выполнен в виде зубчатого венца, связанного с осью сателлита посредством расположенных на внутренней поверхности венца роликов, взаимодействующих с сухарями, установленными равномерно по окружности оси сателлита и повернутыми друг относительно друга на один и тот же угол, а для регулировки продолжительности периодов затормаживания и растормаживания сухари связаны через зубчатые передачи с фрикционпым колесом, соединенным при помощи скользящей шпонки с валом, установленным в опорах водила,