Насосный агрегат
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение предназначено для повышения надежности работы нагруженных насосных агрегатов путем улучшения центрирования валов 6,7 валопровода. Это достигается за счет того, что в торцах 16 валов выполнены центрирующие отверстия 17, в которых установлены центрирующие сферы 18. Т.к. центрирование валов улучшается, возможно использование более простых и надежных компенсирующих муфт 10. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ
РЕСПУБЛИН
ÄÄSUÄÄ 1649120 (51)5 F 04 D 13 08, 13/10
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
1И ABTOPCHOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ
10
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4694245/29 (22) 22.05.89 (46) 15.05.91. Бюл. № 18 (71) Всесоюзное научно-производственное объединение турбохолодильной, газоперекачивающей и газотурбинной техники «Союзтурбогаз» (72) Я. 10. Лапицкий, И. Л. Гендпин, В. В. Погребняк, Л. Е. Рубинфайн и Г. М. Аптухер (53) 621.671 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР № 1078136, кл. F 04 D 13/!0, 1981.
2 (54) НАСОСНЫЙ АГРЕГАТ (57) Изобретение предназначено для повышения надежности работы нагруженных насосных агрегатов путем улучшения центрирования валов 6,7 валопровода. Это достигается за счет того, что в торцах 16 валов выполнены центрирующие отверстия 17, в которых установлены центрирующие сферы 18.
T.ê. центрирование валов улучшается, возможно использование более простых и надежных компенсирующих муфт 10. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
1649120
40
Формула изобретения
Изобретение относится к насосостроению, а именно к насосам нагружения агрегата, применяемым в газовой и нефтяной промышленности.
Цель изобретения — повышение надежности путем улучшения центрирования валов
На фиг. 1 изображена конструкция насосного агрегата; на фиг. 2 — участо соединения валов валопровода агрегата.
Насосный агрегат содержит корпус 1, размещенный в емкости 2 с перекачиваемой жидкостью и закрепленный на удерживающей его составной колонне 3, располо.кенное в корпусе 1 рабочее колесо 4, оединенное с двигателем 5, находящимся че емкости 2, посредством валопровода, . >стоящего из валов 6 — 8, соединенных компенсирук>шими муфтами 9 — 11 и закреп.ленных в подшипниках 12 — 14 скольжения, установленных по центрирующей цилиндрической поверхности 15 в разъемах колонны 3.
В торцах 16 валов 6 — 8 выполнены центрирующие отверстия 17, а агрегат снабжен центрирующими сферами 18, установленными без зазора в центрирующих отверстиях 17, при этом один из участков колонны
3, примыкающий к подшипнику 12, сочленен с ним по центрирующеи поверхности
15 с гарантированным зазором 19. Зазор !
9 больше или равен зазору между валом
6 и подшипником 12.
Насосный агрегат работает следующим образом.
Вращение двигателя 5 передается через муфты 9 — 1! и валы 6 — 8 рабочему колесу
4. Осевые усилия передаются через валы
6 — 8, сферы 18 на подшипники 12 — 14.
При работе агрегата возможны только угловые перемещения осей смежных валов
6 — 8, так как они соединены через центрирующие отверстия 17 и сферу 18. Этим существенно упрощается конструкция компенсирующих муфт 9 — 11. Для агрессивных сред при смазке водой оптимальной является муфта с упругими металлическими дисками. Обычно для компенсации несоосности валов эти муфты выполняют сдвоенными.
Использование центрирующих сфер 18 дает возможность использовать одинарные муфты. К преимуществам данного технического решения следует также отнести возможность передачи осевого усилия через валы
6 — 8 и сферы 18 на воспринимающие это усилие подшипники 2 — 14 независимо от типа используемой компенсирующей муфты.
Возможен также вариант использования двух таких подшипников при «замыкании» валов через шарики между этими подшипниками. Благодаря малой жесткости компенсирующих муфт нагрузки на подшипники, возникающие как следствие нессюсности валов и углового смещения их осей, дисбаланса деталей, радиальных нагрузок, свойственных центробежным насосам, зна5
25 чител ьно (в 20 — 300 раз) уменьшаются.
Соответственно повышается надежность насоса. Без использования центрирующих сфер 18 необходимо вдвое усложнить муфты (сдвоенная муфта вдвое слож нее оди нарной) и использовать дополнительные устройства для передачи осевых усилий, что снизит надежность насоса. При кажущейся сложности изобретения в сравнении с аналогами (больше деталей) в действительности предлагаемый насосный агрегат значительно проще в изготовлении, так как допускает большие поля допусков основных деталей. Так, несоосность соседних шеек валов 6 — 8 насоса фирмы «KSB» (Франция) не более 0,03 мм, а всего вала — не более
0,05 мм. При работе за счет зазоров в подшипниках, неточности изготовления корпусов и подшипников нессюсность шеек достигает 0,3 мм, что дает нагрузку на подшипники 5,5 кН. По предлагаемому изобретению при несоосности шеек 0,8 мм нагрузки на подшипники составят 0,2 кН.
Сочленение одного из участков колонны
3, примыкающей к подшипнику 12 по центрирующей поверхности 15 с гарантированным зазором 19, обеспечивает базирование подшипника при сборке по валу, что повышает его надежность, Выполнение зазора
19 больше или равным зазору между валом
6 и подшипником 12 гарантирует то, что вал
6 не будет зажат подшипником 12 из-за неточностей изготовления.
При сборке агрегата корпус соединяется с секцией колонны 3, в нем размещается колесо 4, соединенное с участком валопровода. Устанавливак>тся один подшипник, сфера 18, одна муфта. Затем устанавливаются следующая секция колонны 3, собранная с другим валом, и подшипник. Сфера
18 центрирует валы и подшипники, благодаря зазору В устанавливается без радиального натяга, чем повышается надежность
его работы. Отверстия 7 служат технологическими базами при изготовлении валов.
Установкой сфер 18 и введением зазора В обеспечивается их использование в качестве технологических баз при сборке и конструкторских баз — при работе. Этим уменьшается несоосность валов, что повышает надежность работы муфт.
1. Насосный агрегат, содержащий корпус, размещенный в емкости с перекачиваемой жидкостью и закрепленный на удерживающей его составной колонне, расположенное в корпусе рабочее колесо, соединенное с двигателем, находящимся вне емкости, посредством валопровода, состоящего из валов, соединенных компенсирующими муфтами и закрепленных в подшипниках скольжения, установленных по центрирующей цилиндрической поверхности э
1649120
Составитель В. Девисилов
Редактор A. Маковская Тскред А. Кравчук I<<)pI)<.),)<)» 11. К<)<)<).)ь
Заказ 1506 Тираж 381 11о <ни< н<)<
ВНИИПИ Государственного комитета во изобретениям и открыт; яи ири ГI< .HТ С« ..и
113035, Москва, Ж вЂ” 35. Раушская ; <).. д. 4/»
Г!роизводственно-издательский комбинат «Патент». г. Ужгород, ул Гагарин;., I<)! разъемах колонны, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности путем улучшения центрирования валов, в торцах валов выполнены центрирующие отверстия, а агрегат снабжен центрирующими сферами, установленными без зазора в центрирующих отверстиях, при этом один из участков колонны, примыкающей к подшипнику, очленен с ним по центрируюшей попер. ности с гарантированным зазором.
2. Агрегат по п. 1, отличающий< и тем, что зазор между центрирующей поверхностью подшипника и колонной больше илI! равен зазору между валом и подшипником.