Способ измерения продольной жесткости приводных ремней преимущественно с кордом в виде металлической ленты или металлотросов и устройство для его осуществления
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к испытательной технике и может быть использовано для измерения механических свойств. На шкивы 4 и 6 одевают ремень (Р) 7 и вводят его в соприкосновение с наконечником измерителя 9 для измерения расстояния Bj между общей касательной к диаметрам шкивов 4 и 6 и серединой провисшей ветви Р 7. Последний растягивают перемещением натяжного устройства 10, Регистрируют индикатором 16 перемещение Даwподвижной опоры 3, а измерителем 9 - аналогичную упомянутой , величине R i величину В. Далее с учетом измеренных величин В, В и Аа, определяют величину продольной Р 7 из соотношения Е LW жесткости (F-I, р)/(4ЯД1 рает). гДе Е продоль- , ная жесткость ремня, МПа; F - растягивающее ремень усилие, Hj Ln - дли5 ,5 5 (Л Щиг.1
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
РЕСПУБЛИК (51)з С 01 М 3/ОО
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К. АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ
13
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
Il0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4605024/27
{22) 14.11.88
{46) 15,05,91. Бюл. Р 13 (7 l ) Белорусский политехнический институт (72) А.Н.Никончук, В.И.Шпилевский, А.Г.Бондаренко, А.Т.Скойбеда и А.И.Бобровник (53) 621.833(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
1а 1278646, кл. С 01 М 13/02, 1986. (54) СПОСОБ ИЗМЕРЕНИЯ ПРОДОЛЬНОЙ
ЖЕСТКОСТИ ПРИВОДНЫХ РЕМНЕЙ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО С КОРДОМ В ВИДЕ МЕТАЛЛИЧЕСКОЙ
- ЛЕНТЫ ИЛИ МЕТАЛЛОТРОСОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ (57) Изобретение относится к испытательной технике и может быть ис„„SU„„1649346 А 1 пользовано для измерения механических свойств. На шкивы 4 и 6 одевают ремень {P) 7 и вводят его в соприкосновение с наконечником измерителя 9 для измерения расстояния В между общей касательной к диаметрам шкивов 4 и Ь и серединой провисшей ветви Р 7. Последний растягивают перемещением натяжного устройства
l0. Регистрируют индикатором 16 перемещение а,„ подвижной опоры 3, а измерителем 9 — аналогичную упомянутой.величине В величину В . Далее с учетом измеренных величин В, В и
Аа „ определяют величину продольной жесткости. P 7 из соотношения Е (F" 1. )/(4Я1, ос ), где Е - продольная жесткость ремня, МПа; F — растягивающее ремень усилие, Н; Ь - дли56
1649346 4 на ремня, мм; 8 - площадь поперечного сечения ремня, мм ; dL - удлинение ремня, возникающее от рас,тяжения, мм. Для качественного измерения реечный механизм взаимноFo перемещения суппорта 8 и натяжного устройства )0 выполнен в виде
Изобретение относится к испытательной технике и может быть исполь-. зовано для измерения механических 15
:свойств, в частности для измерения продольной жесткости приводных ремней.
Цель изобретения " повышение дос-:, товерности получаемых результатов ис- 20 пытания путем учета распрямления изогнутой ветви ремня.
На фиг.l изображено устройство . для измерения продольной жесткости ремней, общий вид; на фиг.2-5 — схе- 25 мы растяжения ремня при неискривлениых ветвях; иа фиг.6-8 - схемы растяжения ремня при искривленных ветвях, Устройство для измерения продольной жесткости ремня содержит основание 1 с направляющими 2, sa кото- рых в шариковых опорах установлены подвижная опора Э со шкивом 4 и не,подвижная опора 5 со шкивом 6, охваченными испытываемым ремнем 7. (шки- вы 4.и 6, а также ремень 7 показаны условно). В направляющих 2 основания 1 установлен s качестве подвижной опоры суппорт 8, на котором pas- 40 мещен измеритель 9 провисания ветви ремня часового, типа таким образом, чтобы он находился постоянно в.сере дине межцеитрового .расстояния между шкивами 4 и. 6..В направляющих 2 осно- 45 ваиия 1 установлено натяжное устройство 10 которое связано с подвиж- . . ной опорой Э шкива 4 динамометром
11, Натяжное устройство 10 и суппорт
8 установлены с возможностью взаимsего перемещения посредством реечного механизма, который выполнен в виде двухвенцового рубчатого колеса
12, венцы которого выполнены одинакового модуля но с разным числом
55 зубьев, Венец с большим числом зубь"ев сопрягается:с рейкой 13, соединенной одним своим концом с натяжшым уст» ройством 10, а венец с числом зубьев, двухвенцового зубчатого колеса с вен-цами одинакового модуля, но с разным,,числом зубьев. Благодаря точному замеру перемещений подвижной опоры 3 со шкивом 4 повышается достоверность получаемых результатов испытаний. ,2 с.п. A-лы, 8 ил.
Ф вдвое меньшим числа зубьев большего венца, сопрягается с рейкой 14, соединенной одним своим концом с сунпбртом 8. Иежосевое расстояние шкивов измеряется линейкой 15.
Способ осуществляется следующим образом.
На шкивы 4 и 6 надевают ремень
7, который вводят в соприкосновение с наконечником измерителя 9 и снима- ют его показания (В1); Затем произво",,дят растяжение ремня 7 усилием P пу- . тем перемещения натяжного устройства
10, которое увлекает за собой через динамометр ll подвижную опору 3, Пос" ле этого фиксируют показания измерителя 9 (В ) и индикатора 16, регист-: рирующего перемещения подвижной опоры 3 (Ь аш). Далее по измеренным ве-: личинам В и В, а также 6а® определяют продольную жесткость ремйя соотношением.
P Ly
48 61,раст где Š— продольная жесткость ремня, #la; . F — растягивающее ремень уси" лие, Ц;
1. — длина ремня, мм; . 8 - площадь поперечного сечения ремня, мм ;
Й Ь ц т - удлинение ремня, возникаю щее от растяжения, определяется соотношением
2 В4 г Ва х р ст ачч 2 g р,72 g 72) ° где да - полное изменение межосе-, .% вого расстояния, мм г — радиус шкива, мм1
В и В - расстояние между об»яей касательной к диаметрам шкивов и серединой, Провисшей ветви ремня в на: чале н в конце измерения мм1
1649346
Ь ащ 6Т 1sttct+ Д1 расврпллл,=
В -r В2.-г а* Д, +2(— — — - — = — ) р,/2 r.g 1 /2
I где, и 3п - углы в начале и в конце измерения, определяются соотношением: ((ц2 3<1ц -r (15 д,Р— - - r
23 ,11ля обеспечения качественного из мерения измеритель 9 должен находиться строго посередине между шкива, ми 4 и 6 ° Такое условие достигается . благодаря реечному механизму, обеспечивающему вдвое меньшее перемещение суппорта 8 по сравнению с перемещением натяжного устройства !О за счет вдвое меньшего числа зубьев од.— .ного из венцов колеса при одинаковом . модуле этих венцов. Так, в реальном устройстве при модуле венцов колеса, равном .1 мм числах зубьев венцов равным 45 и 90, при начальном межосевом расстоянии 198 мм и конечном
604 2 мм и при Р=2600 Н перемещение
:суппорта 8 составило 3,1 мм.
Благодаря точному замеру перемещений подвижной опоры 3 со шкивом 4 повышается достоверность получаемых результатов испытаний. ,Формула изобретения
}. Способ измерения продольной жесткости приводных ремней преиму.щественно с кордом в виде металли— .ческой ленты или металлотросов, включающий установку испытуемого приводного ремня иа шкивы одинакового диаI ,метра раздвижение шкивов с после дующим измерением величины межосево го расстояния шкивов перед раздвижением шкивов и после раздвижения шкивов и дальнейшим измерением изме,нения межосевого расстояния, а также
;измерение величины растягивавщего ремень усилия, о т л и ч а ю щ и й,с я тем, что, с целью новьппения.
;достоверности получаемых результатов испытания путем учета распрямления и изогнутой ветви ремня, измеряют рас5 стояние. между общей касательной к ди» аметрам шкивов и серединой провисшей ветви ремня перед раздвижением шкивов и аналогичную величину расстояния после раздвижения шкивов, после чего величину продольной жесткости ремня определяют из соотношения
Е 1. е
4ч Д 1-апет продольная жесткость ремня, YPà; растягивающее ремень усилие, Н; длина ремня, мм, площадь поперечного сечения ремня, мм ; удлинение ремня, возникающее от растяжения, мм.
15 где Е
20 с l
25 2. Устройство для измерения продольной жесткости ремней преимущественно с кордом в виде металлической ленты или металлотросов, содержащее основание с направляющими, установЗ(ленные на нем подвижную и неподвижную опоры с размещенными на них шкивами для испытуемых ремней, натяжное устройство, связанное с подвижной опорой, динамометр и датчики перемещения подвижной опоры, о т л и, ч а ю щ е е с я тем, что.оно снабжено дополнительной опорой, выполненной подвижной в направлении от неподвижной опоры с установленным на
40 нем измерителем провисания ветви рем ия часового типа в середине межцеитрового расстояния между шкивами, механизмом взаимного перемещения дополнительной опоры и натяжного устройст4$:ва, выполненным в виде двухвенцового зубчатого колеса с венцамн одинакового модуля и разным количеством зубьев и двух реек, одна из которых соеди, нена с дополнительной подвижной опо.5Q рой и выполнена сопряженной с венцом с меньшим числом зубьев, а другая рейка соединена с натяжным устройством и выполнена сопряженной с венцом с числом зубьев, вдвое превышающим
55 число- зубьев меньшего венца, ttpa
- этом натяжное устройство выцолнеяо подвижным и соединено с подвюкной опорой шкива посредством динамометра.
1649346
Фиг.4. (f)ug„2
Составитель Ж. Головей
Редактор М.Келемеш Техред Л.Олийнык Корректор А Обру ар
Заказ 1515 Тираж 363 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101