Способ эхо-импульспого ультразвукового контроляизделий

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

165000

ОП И САН И Е

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВЙДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 26.III.1963 (№ 827166/25-8) Союз Советских

Социалистических

Республик

Кл. 42k, 46об

МПК G 01п

С присоединением заявки №

Государственный комитет ло делам изобретений и открытий СССР

Приоритет

Опубликовано 04.IX.1964 r. Бюллетень № 17

Дата опубликования описания 8.Х.1964

УДК

А вторы изобретения

Ю. Н. Штремер, И. Н. Фроленков и А, В. Кузнецов

Заявитель

Всесоюзный научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта МПС

СПОСОБ ЭХО-ИМПУЛЬСНОГО УЛЬТРАЗВУКОВОГО КОНТРОЛЯ

ИЗДЕЛИЙ

Подпискпя груггггп № 11б

Известны способы контроля осей вагонных колесных пар, основанные на использовании излучателей продольных и поперечных волн.

Располагаемые на торце и шейке оси излучатели акустически контактируют с изделием через слой жидкости. Результаты контроля автоматически записываются на непрерывно движущейся ленте.

Предлагаемый способ отличается от известных тем, что одновременно используют излучатели поверхностных волн для обнаружения дефектов в шейках и средней части оси, а также излучатели продольных и поперечных волн, которые располагают на торцах оси, для контроля других элементов оси. Излучатели синхронно и поочередно с вращением кслесной пары включают к ультразвуковому дефектоскопу с одновременным переключением режима блока временной селекции отраженных импульсов.

Предлагаемый способ позволяет автоматизировать процесс отбраковки колесных пар при контроле основных элементов.

Способ контроля осей колесных пар заключается в том, что вращаемая колесная пара поочередно контролируется несколькими излучателями в зонах возможного возникновения дефектов. При этом контролируются подступичные части оси, ее средняя часть, шейки, а также бандажи или ободы колесной пары. Выявление дефектов в перечисленных частях колесной пары основано на эхоимпульсном и теневом методах ультразвукового контроля. Для устранения помех от напрессованной ступицы колеса излучатели продольных волн, состоящие из прямого и наклонного щупов, располагают на торцовых частях шеек оси таким образом, чтобы прямой щуп излучателя, создавая сквозное рас10 г.ростр анение ультр азвуковых волн по оси колесной пары, имел максимум направленности в зоне внутренней части дальней от него ступицы, а наклонный — в зоне внешней кромки ближней к нему ступицы.

15 Соответствующая настройка блока временной селекции дефектоскопа обеспечивает прием сигналов, отраженных только из контролируемых участков оси. Излучатели поверхностных волн для контроля шеек уста20 навливают вблизи торцов оси колесной пары, а излучение ультразвука создается вдоль оси в сторону ступицы.

Средняя часть оси контролируется излучателями, расположенными вблизи середины оси

25 так, чтобы левым излучателем контролировалась правая сторона оси до ступицы, а правым левая — с некоторым перекрытием контролируемых зон.

Бандажи контролируются прямыми и

30 призматическими излучателями, каждый

165000

Предмет изобретения

Составитель Г. Ф. Корчагина

Редактор Б. С. Нанни»а Тсхрсд А. А. Кудрявицкая Корректор О. Б. Тюрина

Зак. 232913 Тираж 1050 Формат бум. 60X90>/8 Ооьем 0,13 иад. л. Цена 5 коп.

ЦНИИГ1И Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР

Москва, Центр, пр. Серова, д. 4

Типография, пр. Сапунова, 2. которых создает колебания, направленные со стороны плоской внутренней части колеса цилиндрической поверхности катания в направлении образующей бандажа внутри металла. Коммутация излучателей, рехкима селекции сигнального блока, краскоотметчиков и сигнальных ламп достигается с помощью шагового искателя, получающего команду на переключение синхронно с вращением колесной пары. Сигналы о дефекте отмечаются на ленте самописца.

Способ эхо-импульсного ультразвукового контроля изделий, например вагонных колесных пар, основанный на использовании излучателей продольных и поперечных волн, кон 1актирующих с изделием через слой жидкости с применением автоматической записи результатов контроля, отличающийся тем, 5 что, с целью автоматизации отбраковки колесных пар при контроле основных элементов, используют одновременно излучатели поверхностных волн, которые располагают на цилиндрических поверхностях шеек и средней

10 части оси, а также излучатели продольных и поперечных волн, которые располагают на торцах оси, на бандажах или ободах колесной пары и включают к ультразвуковому дефектоскопу поочередно и синхронно с враще15 нием колесной пары с одновременным переключением режима блока временной селекции отраженных импульсов.