Опорно-сцепное устройство сочлененного транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к составным транспортным средствам, а именно к сцепным устройствам, и может быть использовано при агрегатировании этих средств. Целью изобретения является повышение 20 Ј-±Lr H - 41 vv - f л эффективности устройства в работе и безопасности движения. Опорно-сцепное устройство сочлененного транспортного средства содержит сцепной элемент 1, установленный посредством шарнира 2 на раме 3 тягача. Ось шарнира 2 расположена горизонтально и проходит через центр масс тягача перпендикулярно его продольной оси. В средней части сцепной элемент 1 шарнионо связан с дышлом 4 полуприцепа. На дышле 4 шарнирно установлена тяга 5 регулируемой длины. Другой конец тяги 5 шарниром 19 соединен с верхним концом сцепного элемента 1. В среднем положении тяги 5 шарнир 19 размещен на одной вертикальной оси с шарнирным соединением дышла полуприцепа и тягача. 4 мл. -г Ё Os (Л о {ь 00 О
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я)5 В 60 0 1/00
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
0ь
Ql
О
Ф
СО
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4144551/63 (22) 10.11.86 (46) 23.05.91. Бюл. М 19 (71) Белорусский политЕхнический институт (72) П.В.Зеленый и Ф.Г.Цветик (53) 621.868.274 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N. 1237473, кл. В 60 0 1/00, 1984. (54) ОПОРНО-СЦЕПНОЕ УСТРОЙСТВО СОЧЛЕНЕННОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к составным транспортным средствам, а именно к сцепным устройствам, и может быть использовано при агрегатировании этих средств.
Целью изобретения является повышение
„„5U„„1650480 А1 эффективности устройства в работе и безопасности движения. Опорно-сцепное устройство сочлененного транспортного средства содержит сцепной элемент 1. установленный посредством шарнира 2 на раме
3 тягача. Ось шарнира 2 расположена горизонтально и проходит через центр масс тягача перпендикулярно его продольной оси.
В средней части сцепной элемент 1 шарнирно связан с дышлом 4 полуприцепа. На дыш-. ле 4 шарнирно. установлена тяга 5 регулируемой длины. Другой конец тяги 5 шарниром 19 соединен с верхним концом сцепного элемента 1. В среднем положении тяги 5 шарнир 19 размещен на одной верти. кальной оси с шарнирным соединением дышла полуприцепа и тягача. 4 ил.
1650480
25 возвратить трактор и полуприцеп в исход30 ное положение прямолинейного движения.
Увеличив длину тяги 5, можно наклонить ось
40 рующего момента не только по величине, но и по направлению.
Формула изобретения
Опорно-сцепное устройство сочлененного транспортного средства, содержащее установленный посредством шарнира на
50 раме тягача сцепной элемент, средней частью шарнирно связанный с дышлом полуприцепа, и тягу регулируемой длины, шарнирно соединенную одним концом с дышлом полуприцепа, а другим — c верхним
55 концом сцепногоэлемента, отл и ча ющее с я тем, что, с целью повышения эффективности работы и безопасности движения,, шарнир, соединяющий сцепной элемент с рамой тягача, выполнен с горизонтальной осью вращения, проходящей через центр
Изобретение относится K составным транспортным средствам, а именно к сцепным устройствам, и может быть использовано при агрегатировании этих средств.
Цель. изобретения — повышение эффективности работы и безопасности движения.
На фиг.1 представлено сочлененное транспортное средство, вид сбоку; на фиг.2— опорно-сцеп ное устройство, разьединенное состояние; на фиг.3- то же, продольный разрез, рабочее положение; на фиг.4 — то же, вид сзади.
Опорное-сцепное устройство сочлененного транспортного средства содержит сцепной элемент 1, установленный посред- 1 ством шарнира 2 на раме 3 тягача. В средней части сцепной элемент 1 шарнирно связан с дышлом 4 полуприцепа, на котором шарнирно установлена тяга 5 регулируемой длины, другим концом шарнирно соединенная с верхним концом сцепного элемента 1.
Сцепной элемент 1 выполнен в виде Побразной рамки 6, на концах которой закреплены проушины 7. Шарнир 2, связывающий сцепной элемент 1 с рамой 3 тягача, образован соединением проушин 7 с отверстиями 8 в раме 3 тягача пальцами 9.
Ось шарнира 2 расположена горизонтально и проходит через центр масс тягача перпендикулярно его продольной оси. В средней части сцепного элемента 1 на рамке 6 закреплены стойки 10, заканчивающиеся проушинами 11, ось отверстий которых перпендикулярна плоскости рамки 6. В середине стоек 10 выполнено отверстие 12, а в задней части рамы 3 закреплен кронштейн
13 с отверстием 14, в которое вставлен палец 15.
К поперечине рамки 6 сцепного элемента прикреплен крюк 16 с подпружиненной защелкой 17.
На дышле 4 полуприцепа установлена посредством сферического шарнира 18 тяга
5 регулируемой длины, другой конец которой снабжен сферическим шарниром 19 и соединен пальцем 20 с проушинами 11 сцепного элемента 1.. При среднем положениин тяги 5 ось пальца 20 расположена вертикально и проходит через центр шарнирного соединения дышла 4 с тягачом.
На конце дышла 4 смонтирована с возможностью вращения вокруг продольной оси буксирная петля 21. При этом оси вращения петли 21 и сферического шарнира 18 совпа.Дают.
Устройство работает следующим образом.
Дышло 4 полуприцепа посредством петли 21 соединяется с крюком 16 сцепного элемента 1 и фиксируется подпружиненной защелкой 17. Верхний конец тяги 5 регулируемой длины соединяется с проушинами
11 сцепного элемента 1 пальцем 20.
Освобождают сцеп ной элемент 1 от связи с рамой 3 тягача, удалив палец 15 из отверстий 12 и 14, При этом часть веса полуприцепа через дышло 4, сцепной элемент
1 и шарнир 2 передается на тягач, увеличивая его сцепной вес. Благодаря тому, что ось шарнира 2 проходит через, центр масс тягача, при таком догружении сохраняется неизменным первоначальное распределение нагрузки по осям тягача, увеличивая реализуемую ими силу тяги при той же управляемости. Повышается устойчивость подрессоренных масс тягача к продольным колебаниям от воздействий полуприцепа. B среднем положении тяги 5 регулируемой длины, когда ось пальца 20 вертикальна и проходит через центр шарнирного соединения дышла 4 с тягачом; между ним и полуприцепом отсутствует момент, зависящий от углового положения в плане. При этом управляемость полуприцепом максимальная. Если, изменив длину тяги 5, наклонить ось пальца 20 к полуприцепу, то при его повороте относительно тягача в сцепном устройстве возникает момент, стремящийся пальца 20 в сторону тягача. В этом случае полуприцеп создает дестабилизирующий момент, стремясь уйти с траектории прямолинейного движения, повышая чувствительность рулевого управления.
Предлагаемое опорно-сцепное устройство позволяет повысить эффективность работы и безопасность движения сочлененного транспортного средства за счет более рациональной догрузки осей тягача, улучшения управляемости и регулирования стабилизи1650480
11 масс тягача перпендикулярно его продоль-. ной оси, а шарнир соединения тяги регулируемой длины с верхним концом сцепного элемента размещен на одной вертикальной оси с шарнирным соединением дышла полуприцепа и тягача.
1650480
Составитель АЛЫзаещвв
Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор С. Шевкун
Редактор О. Головач
Производственно-издательский комбинат "Патент", г, Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1575 Тираж 348 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб,. 4/5