Напорные трубы
Иллюстрации
Показать всеРеферат
О П И С А Н И E I6505I
ИЗОБРЕТЕНИЯ
Е АВТОРСКОМУ СВЙДЕТЕЛЬСТВУ
Союз Советских
Социвлистиияских
Республик
Зависимое от авт. свидетельства №
Заявлено 06.Х11.1961 (Л" 754766/29-14) с присоединением заявки №вЂ”
Приоритет—
Опублпкова,о 04ЛХ.1964. Бюллетень № 17
Дата опубликования описания 2.ХП.1964
Кл. 47f, 32
МПК F 06l государственный комитет по депвм изобретений и открытий СССР
УДК (! р
1 ! (1(Автор изобретения
Н. С. Кармелюк
Заявитель
НАПОРНЫЕ ТРУБЫ
Подписная группа № 122
Напорные трубы для транспортирования различных жидкостей изготовляются из стали или из стали и бетона. Использование стальных труб малоэффективно, так как при тонких металлических листах пе обеспечивается нормальная работа на смятие от внешних нагрузок, а для работы на растягивающие усилия от внутреннего давления требуется меньшее количество металла.
Несколько эффективнее использование металла в железобетонных трубах, однако вследствие хрупкости и водопроницаемости бетона применение обычного железобетона в трубах нерационально, а изготовление предварительно напряженных железобетонных труб сопряжено с рядом осложнений.
Эффект использования металла уменьшается также в связи с потерей напряжений в металле и бетоне, вызываемых предварительным напряжением конструкции.
Предлагаются напорные трубы, отличающиеся от известных тем, что для повышения водонепроницаемости и упрощения процесса изготовления они выполнены в виде бетонного полого шарнирного сердечника, расположенного внутри стального цилиндра, с изоляционным слоем между ними. В результате бетон и сталь в них работают раздельно: бетон — на изгибающие усилия и смятие, а сталь — на растягивающие усилия.
На фиг. 1 изображена напорная труба, вид сбоку; на фиг. 2 — ее поперечный разрез.
Чтобы труба работала и на вакуум и на напор жидкости, ее стальной цилиндр 1 должен
5 быть снаружи бетонного шарнирного сердечника 2.
Для исключения работы бетонного сердечника 2 на растяжение от внутреннего давления его выполняют негерметичным, так что
10 жидкость, просачиваясь через него, давит непосредственно на стальной цилиндр 1.
При изготовлении труб с жесткими сердечниками последние должны быть перфорированы. Стальной цилиндр 1 предусматривается с
15 гидроизоляцией 8, предохраняющей от коррозии.
В трубах, предназначенных для транспортирования жидкостей, не вызывающих ржавления металла, гидроизоляция 8 стального ци20 линдра 1 должна быть только с наружной стороны, а с внутренней стороны должна быть обеспечена только смазка (масло, битум), предохраняющая от сцепления бетона с металлом при изготовлении труб.
25 В трубах для транспортирования воды и агрессивных по отношению к металлу жидкостей стальные цилиндры должны быть изолированы с обеих сторон. При этом в зависимости от степени агрессивности жидкости и требований, 30 предъявляемых к трубам в отношении долго165051
Составитель И. Кроткова
Редактор Л. В. Калашникова Техред А. А. Камышникова Корректор В. П. Фомина
Заказ 3027/5 Тираж 1100 Формат бум. 60><90i>
ЦНИИПИ Государственного комитета по делам изобретений и открытий СССР
Москва, Центр, пр. Серова, д, 4
Типография, пр. Сапунова, 2 вечности и др., может быть применена гидроизоляция из пластмассы (напылением, наклейкой или обработкой сердечника в ванне), битума, мастики, этинолевого лака — цемента и т. д.
В целях экономии металла стальные цилиндры можно выполнять из высокопрочных сталей с пределом прочности 6000 — 10000 кгlсм2.
Технология изготовления напорных труб сравнительно проста и состоит из следующих операций: заготовки и гидроизоляции стальных цилиндров; устройства внутренней бетонной трубы.
Бетонирование трубы можно производить как обычным вертикальным способом с немедленным извлечением вибросердечника, так и центрифугированием. Шарниры в трубах образуются за счет установки в бетон металлических профильных листов, вынимаемых пос5 ле незначительного схватывания бетона.
Предмет изобретения
Напорные трубы, состоящие из концентрично расположенных железобетонного и сталь10 ного цилиндра, о т л и ч а ю щ и е с я тем, что, с целью повышения водонепроницаемости и упрощения процесса изготовления, они выполнены в виде бетонного полого шарнирного сердечника, расположенного внутри стального ци15 линдра, с изоляционным слоем между ними.