Привод стопорного клапана
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к турбостроению и может быть использовано в системах автоматического управления и защиты паровых турбин. Цель изобретения - повышение надежности стопорного клапана паровой турбины в работе. Привод содержит поршень (II), включающий блокировочный канал, управляющий золотник , снабженный каналом, сообщающим внутреннюю полость П с линией подвода управляющей среды п перекрываемым при крайнем верхнем положении золотника , ограничительным буртом и окном, сообщающим внутреннюю полость II при верхнем положении золотника и наружную полость П при нижнем положении золотника с линией слива. Клапан привода снабжен буртом, перекрывающим соединение блокировочного канала с линией олива при контакте уплотнптель- rinix пояскол Л и клапана. Привод позволяет повысить надежность стопорного клапана паровой турбины в работе за счет предотвращения открытия клапана при ошибочной подаче управляющей среды , 1 ил. (Л с
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК
1 Р: 1 0 I D 21/18
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н ASTOPCI40MV СВИДИТЮЪСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ
ll0 ИЗОБРЕТЕНИЯМ И OTHPHTHRM
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4612900/06 (22) 05.12 ° 88 (46) 23.05.91. Вюп. № 19 (71) Производственное объединение
"Калужский турбинный завод" (72) Е.И. Жеманов (53) 621. 1I65(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
¹ 144ч543, кл. F 01 0 17/20, 1987. (54) ПРИВОД СТОПОРНОГО КЛАПАНА (57) Изобретение относится к турбостроению и может оыть использовано в системах автоматического управления и защиты паровых турбин. Цель изобретения — повышение надежности стопорного клапана паровой турбины в работе. Привод содержит поршень (П), включающий олокировочный канал, управляющий зоИзобретение относится к турбостроению и может оыть использовано в системах автоматического управле ия и защиты паровых турбин.
Цель изобретения — повышение на дежности работы стопорного клапана паровой турбины.
На чертеже представлена схема конструкции привода стопорного клапана.
Привод стопорного клапана содержит корпус 1, н котором размещены валик
2 с шестерней 3, выполненной с внутренней .резьбой, управляющий золотник ч и шпонку 5. В управляющем золотнике 4, имеющем шпоночный паз и резьбу, выполнены окно 6 и ограничительный бурт 7 с каналом 8. В корпусе 1 установлен клапан 9, снабженный бур.;отник, снабженный каналом, сооощающим внутреннюю полость П с линией подвода управляющей среды и перекрываемым при краинем верхнем положении золотник», ограничительным буртом и окном, сообщающим внутренчюю полость П при верхнем положении золотника и наружНу l0 полОсть П при н1 жнем пОлОжении золотника с линией слива. Кла IGEI привода счабжен буртом, перекрывающим c.oе;-,пнcllblе блокирот1оч 110 I 0 ка}1а ла с ли ннзй слива при контахT e устлотнитель:-.ых поясков I и клапана. Привод позволяет повысить надежность сгопорного клапана паровой турбины в работе за счет предотвращения Открытия клапана прп ошибочной подаче управляющей сре1
1О, в котором выполнень; окна 11, а также пояском 12. Клапан 9 выполнен соВМес.ÃHo со штоком 13 ° В корпу се 1 установлен также поршень 14, ,снабженный каналом. 15 и блокировочным каналом 16, а также пояском 17 и кромкой 18. Между клапаном 9 и порш нем 1ч установлена пружина 19. Поршень 1ч и корпус образуют внутреннюю полость 20. Поршень 14 и клапан
9 закрыты крышкой 21, образующей наружную полость 22. Подводы управляющей среды во внутреннюю 20 и наружную 22 полости из линии 23 системы управления выполнены по линип 24 через диаярагму 25, канал 26 и паз 27, а также через диач-*рагму 23 и окно 29.
Корп с 1 снабжен неподвижноп втулкой
1650918
30, в которой выполнен канал 31, сообщающий полость 32 со сливом 33.
Корпус 1 снабжен упором 34. Канал
15 выходит в кольцевую камеру 35.
Привод работает следующим образом.
I управляющий золотник 4 при закрытом паровом стопорном клапане (не показан) находится в крайнем нижнем по- 10 ложении. Поршень 14 упирается пояском 17 в поясок 12 клапана 9, Клапан
9 находится в нижнем положении. Бло кировочный канал 16 перекрыт буртом
; 10. Нижняя кромка окна 6 управляющего 15 золотника 4 находится на уровне нижней кромки канала 15. поршня 14, и„ таким образом, наружная полость 22
1 через канал 15 окна 6 и канал 31 сообщается са сливом 33. При подаче уп- 20 равляющей среды из системы управления в линию 23 управляющая среда по линии 24 через диафрагму 25, канал
26, паз 27 и канал 8 пос-.упает во внутреннюю полость 20. Пад действием 25 давления управляющей среды поршень
14 плотно прижимается к клапану 9.
Одновременно управляющая среда через диафрагму 28 и окно 29 поступает в наружную полость и далее дросселируег- 0 ся через канал 15 не создавая давления в наружной полости 22. Шпанка 5 не ! позволяет управляющему золотнику 4 проворачиваться относительно корпуса и фиксирует совмещение канала 8 с пазом 27.
При перемещении управляющего золотника 4 вверх между буртам 7 и кромкой IS поршня 14 образуется зазор.
При дальнейшем подъеме управляющего золотника 4 верхняя кромка окна 6, поднявшись над кромкой 18, сообщает внутреннюю полость 20 со сливом, в результате чего давление в полости 20 падает. Одновременно нижняя кромка окна 6, приближаясь к верхней кромке канала 15, прикрывает слив из наружной полос и 22, при этом давление в .полости 22 возрастает. Нод действием разности давлений в наружной 22 и внутренней 20 полостях клапан 9, поршень 14 и шток 13 перемещаются вверх и паровой клапан открывает доступ пара к турбине. Подъем управляющего зо-лотника 4 осуществляется путем вращения валика 3. При прекращении вращения валика 2 прекращается и подъем управляющего золотника 4. При этом прекращается также дальнейшее перемещение клапана 9 и поршня 14. При вращении валика 2 в обратную сторону уп„ :авляющий золотник 4 начинает перемещаться вниз. При совпадении верхней кромки окна 6 с кромкой 18 поршня
14 слив из внутренней полости 20 прекращается и давление в лей возрастает.
Одновременно давление в наружной полости 22 снижается, так как нижняя кромка окна 6 открывает слив иэ наружной полости 22, и клапан 9совместно с поршнем 14 перемещается вниз до тех пор, пока не прекращается вращение валика 2, При положении полного открытия парового клапана управляющий эолотжк 4 находится в крайнем верхнем положении, при этом канал 8 устанавливается выше верхней кромки паза 27, перекрыва.-: подвод управляющей среды во внутреннюю полость 20. Поршень 14 в этом слу гае находится на упоре 34, канал 15 полностью перекрыт, внутренняя полость 20 сообщается со сливом, а зазор между буртом 7 управляющего золотника 4 и кромкой 18 достигает максимальной величины. Тяким образом, давление управляющей среды в наружной полости 22 достигает номинального значения, а давление во внутренней полости 20 — минимального.При срабатывании защиты давление в линии 23, а следовательно, и в наружной полости 22 падает иклапан 9 под действием пружины
19 перемещается вниз, закрывая паровой клапан. Одновременно бурт 10 открьгвает блокировочный канал 16 и внутренняя полость 20 дополнительно сообщается со сливом. При этом, в случае ошибочной подачи управляющей среды ь линию 23, происходит ее дросселирование из вн треннеи 20 и наружной 22 полостей ч- „ез открытые пояски 12 и
17, блокировочный канал 16 и окно 6, в результате чего исключается возможность ошибочного пуска турбины. В случае, если срабатывание защиты происходит при промежуточном положении парового клапана, то, кроме движения клапана "=- вниз, под действием пружины 19 происходит движение поршня 14 вверх до упора кромкой IS в бурт 7.
В этом случае внутренняя полость 20 сообщается со сливом через открытый блокировочный канал 16, размеры которого выбираютея из расчета дросселирования среды иэ внутренней полости
20 до величины давления, не позволя16509 ющеи преодолеть усилие пружины для перемещения поршня 14 вниз. Для возможности начала открытия привода необходимо переместить управляющий золотник 4 вниз, при этом пружина
19 сжимается до тех пор, пока не будет перекрыт блокировочный канал 16 буртом 1О.
Предлагаемый привод позволяет повы-1р сить надежность работы стопориого клапана паровой турбины за счет пре-. дотвращения открытия клапана при ошибочной подаче управляющей среды.
Формула изобретения
Привод стопорного клапана, содержащий поршень, имеющий внутреннюю и наружную полости, управлякщий золотник, подпружиненный клапан, линии
18 подвода и слива управляющей среды, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, поршень привода выполнен с двумя каналами, сообщающими соответственно внутреннюю и наружную полости поршня с линией слива управляющей среды, золотник выполнен с каналом, сообщающим внутреннюю полость поршня с линией подвода управляющей среды, и имеет ограничительный бурт и окно, связывающие внутреннюю полость поршня с линией слива управляющей среды, причем окно расположено ниже ограничительного бурта на ширину первого канала поршня и выполнено до нижней кромки второго канала поршня, а клапан снабжен буртом, с возможностью разобщения первого канала поршня с линией слива управляющей среды.
1650918
Составитель В. Кириллов
Техред Д,Сердюкова Корректор Т. Палий
Редактор И. Шмакова
Заказ 1594
Тираж 331
Подписное
ВНИИПИ Гое.ударетвенного кпмитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ ССС1
113035, И скво, Л-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", . Ужгород, ул. Гагарина, 101