Диапазонная с ручным управлением гидромеханическая передача транспортного средства
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств, преимущественно большой грузоподъемности. Цель изобретения - улучшение условий труда путем сокращения количества операций по управлению коробкой изза отсутствия разрыва силового потока на ее входе. Передача содержит комплексный гидродинамический трансформатор и непосредственно соединенную с ним механическую ступенчатую коробку передач, переключаемую вручную рычагом, инерционные синхронизаторы всех ступеней которой выполнены с дисковыми элементами трения.параметры которых определяются исходя из требуемых передаваемых моментов по приведенной зависимости. 3 ил.
СООЗ СОВЕТСНИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК ию 8 3 <ш
8 А1 (5!) 5
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
Н АВТОРСКОМ,Ф СВИДЕТЕЛЬСТВУ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕ П=НИЯМ И О ПОКРЫТИЯМ
ПРИ ННТ СССР (21) 4473587!28 (22) 11.07.88 (46) 23.05.91. Бюл. Р 19 (?1) Минский автомобильный завод (72) Б.М.Рабинович и Е,С.Лебедев (53) 621;833 (088.8) (56) Гидродинамнческие передачи типа гидротрансформатор — сцепление — коробка передач. Обзорная информация, М.: Минавтопром, 1983, с. 17, рис.7. (54) ДИАПАЗОННАя С РУЧНЫМ уПРАВЛЕНИЕМ ГИДРОМЕХАНИЧЕСКАЯ ПЕРЕДАЧА
ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к трансмиссиям транспортных средств, преимуИзобретение относится к трансмиссиям транспортных средств, преимущественно большой грузоподъемности.
Цель изобретения — улучшение условий труда путем сокращения количества операций по управлению коробкой передач из-за отсутствия разрыва силового потока на ее входе, На фиг, 1 изображена кинематическая схема варианта диапазонной с ручным управлением гидромеханической передачи, на фиг.2 — узел l на фиг.! (инерционный синхронизатор с дисковыми фрикционными элементами в увеличенном масштабе), на фиг.3 — разрез А-А на фиг.2.
Диапазонная гидромеханическая передача состоит из блокируемого комплексного одноступенчатого гидротрансформатора 1 с фрикционом 2 его щественно большой грузоподъемности, Цель изобретения — улучшение условий труда путем сокращения количества операций по управлению коробкой изза отсутствия разрыва силового потока на ее входе. Передача содержит комплексный гидродинамический трансформатор и непосредственно соединенную с ним механическую ступенчатую коробку передач, переключаемую вручную рычагом, инерционные синхронизаторы всех ступеней которой выполнены с дисковыми элементами трения> параметры которых определяются исходя из требуемых передаваемых моментов по приведенной зависимости. 3 ил. блокировки и синхронизированной пя-,тиступенчатой коробки 3 передач.
Комплексный гидротрансформатор .1 включает насосное колесо 4, связан.ное с двигателем, реакторы (реактор)
5, турбинное колесо 6, вал которого непосредственно соединен с первичным валом коробки передач, за одно целое с которым выполнена ведущая шестерня 7 пары постоянного зацепления. С шестерней 7 зацепляется ведомая шестерня 8, неподвижно закрепленная на промежуточном валу 9, на котором также закреплены шестерни
10-13 соответствующих ступеней и .- шестерня 14 заднего хода, Эти шестерни также находятся в постоянном зацеплении с шестернями 15 — 18 вторичного вала 19, установленными на нем на подшипниках. Лестерня 14 зад1650983
1 1 а (-- --) +
1К Н-1 и нТ Х
М
С 20(I< +I )
mg кх Ig
2. 5 о (1+Ig) б э, I2
+ 10 ф D< — — —-1 50 частота вращения двигателя на режиме максимальной мощ«4 нос ти, мин моменты инерции масс ведущей и ведомой систем синхронизатора, кг- м, передаточные числа включаемой и выключаемой передач, где nMI иТ к к- него хода постоянно сцеплена с блоком шестерен 20, который в свою очередь находится в зацеплении с шестерней 21, На валу 19 на шлицах с возможностью осевого перемещения установлены зубчатые муфты 22 — 24 ., включения передач, оснащенные инер-! ционными синхронизаторами 25 — 30 с дисковыми фрикционными элементами трения. Перемещение зубчатых муфт при включении ступени осуществляется с помощью ручного рычага 31 переклю- чения.
Каждый иэ инерционных синхронизаторов 25-26, 27-28 и 29-30 состоит из трех блокирующих полых пальцев
32 с двумя конусными фасками, установленных в отверстиях зубчатых муфт
22-24, также .имеющих конусные фаски с двух сторои, Блокирующие пальцы
32 поджимаются в радиальном направлении установленными в расточках муфт фиксаторами 33, подпружиненными пружинами 34, По .три фиксирующих 25 пальца 35 синхронизатора каждой передачи жестко соединены с нажимными дисками 36, в пазы которых входят своими внутренними выступами ведомые диски 37 тренин, которые могут свободно перемещаться в этих пазах в . осевом направлении, но имеют с дисками 36 одинаковую окружную скорость.
Ведушие диски 38.трения своими наружными выступами соединяются с пазамн обоймы 39, связанной с шестерней каждой иэ передач,и свободно перемещаются относительно обоймы в осевом направлении, имея одинаковую с ней угловую скорость. Каждый фрикци- 40 онный элемент заперт пружинным стопарным кольцом 40.
Параметры фрикционных элементов синхронизаторов определены из выражения 45
m. — полная масса автомобиdl ля, кг, — передаточное число от ведоо мой системы синхронизатора до колеса, $ — коэффициент момента насосного колеса гидротрансформатора на режиме гидромуфты с
i = 0,8-0,9,в с М ;
i — передаточное число гидротрансформатора, 9 — активный диаметр гидротрансформатора, м, г к — радиус качения колеса, м, Мс — момент трения.
Диапазонная гидромеханическая передача работает следующим образом.
Включение первой передачи на стоящем автомобиле осуществляется при частоте вращения холостого хода двигателя путем перемещения зубчатой муфты 24 вправо посредством ручного рычага 31. Выравнивание частот вра-, щения шестерни 13 и вторичного вала
19 происходит с помощью момента в элементах трения инерционного синхронизатора 30. При "нейтральном" положении муфты, т.е. до начала включения, блокирующие фаски пальцев 32 и блокирующие фаски в отверстиях муфты 24 соприкасаются вследствие разности, частот вращения вторичного вала 19 и шестерни 18 включаемой передачи, а также имеющегося "остаточного" момента трения в пакете фрикционных дисков ввиду их неизбежной
;неплоскостности (фиг. 3). При дви жении зубчатой муфты 24 в сторону шестерни 18 усилие водителя передается через сомкнутые блокирующие фаски этой муфты и пальца (фиг. 2) к нажимному диску 36„ которьй, перемещаясь, сжимает ведомые 37 и ведущие 38 диски трения, между поверхностями которых возникает трение. Однако дальше зубчатая муфта 24 в осевом направлении не перемещается, вследствие надежной ее блокировки по блокирующим фаскам в результате ействия окружной силы трения, как этот имеет места в любом инерционном синхрониэаторе. После выравнивания частот вращения шестерни 18 и вторичного вала 19, когда процесс трения в пакете дискон прекращается, происходит раэблокировка блокирующих
1 фасок муфты 24 и пальца 32 под воздействием усилия разблокнровки (т.е.
5 16 тангенциальной составляющей от усилия включения, как это имеет место в обычном инерционном синхрониэаторе), и освобожденная зубчатая муфта
24, утапливая фиксаторы 33 в своих расточках, продвигается до полного зацепления ее внутренних шлиц с наружным шлицевым венцом включаемой шестерни 18, Включение второй передачи в движении осуществляется при уменьшенной подаче топлива в двигатель путем перемещения зубчатой муфты 23 в сторону шестерни 17, Выравнивание частот вращения шестерни 17 и вторичного вала 19 .посредством момента в элементах трения инерционного синхронизатора 28 происходит аналогично описанному выше. Только после полного выравнивания их частот вращения, что обеспечивается инерционным принципом, заложенным в конструкции синхронизатора, муфта 23 получает воэможность передвижения и включает вторую передачу, Подобным же образом происходит. переключение на третью, четвертую, пятую и заднего хода передачи и обратно.
Диапазон с ручным управлением гидромеханическая передача может быть выполнена с любым числом ступеней, а также с дополнительной коробкой передач.
Формула изобретения
Диапазонная с ручным управлением гидромеханическая передача транспортного средства, содержащая комплексный гидродинамический трансформатор, ступенчатую механическую коробку передач с рычагом переключения, первичным, промежуточным и вторичным валами, шестернями постоянного зацепле50983
ngIt I2 1 1
20 Ис (— — — — ) +
20(It +I<) 1к 1к
Ig Ig.
+10 94 D it, ---,-У
1 2.) к (I +I ) шо гк к
1в частота вращения двигателя на режиме максимальной мощHocTH MHtt моменты инерции масс ведущей и ведомой систем синхронизатора, кг- м, передаточные числа включаемой и выключаемой передач, полная масса автомобиля,кг, радиус качения колеса, м, передаточное число от ведомой системы синхронизатора до колеса, коэффициент момента насосного колеса гидротрансформатора на режиме гидромуфты с
iг = 0,8-0,9, в с м, передаточное число гидротрансформатора, активный диаметр гидротрансформатора, и, момент трения, 25 й
Т,ита30
1k и 1М <
or
r к
1 о
40
1 г
D ния, установленными на упомянутых
Iâàëàõ, скользящими зубчатыми муфтами включения передач, размещенными на
5 вторичном валу и оснащенными инерционными синхронизаторами с фрикционными элементами, о т л и ч а ю щ а яс я тем, что, с целью улучшения условий труда путем сокращения количества операций по управлению короб-, кой передач из-за отсутствия разрыва силового потока на ее входе, турбинный вал гидродинамического трансформатора соединен с первичным валом коробки передач, фрикционные элементы инерционных синхронизаторов выполнены дисковыми и их параметры определены из выражения
1650983
1650983
Я
Х1
А-А
Составитель А.Першин
Редактор С.Патрушева Техред A.Êðàâ÷óê
Корректор И.Эрдейи
Заказ 1596 Тираж 397 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета но изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/S
Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул. Гагарина, 101