Устройство для контроля последовательности чередования импульсов
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в измерительной технике. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей - достигается путем обеспечения возможности контроля циклически повторяющейся последовательности импульсов и контроля последовательности импульсов, в которой имеются взаимосвязанные стартовые и стоповые сигналы. Устройство содержит п RS-триггеров 1, первую группу 2-1... 2-п элементов И, группу 3-1...3-п элементов ИЛИ, элемент ИЛИ 4, первую группу 5 из п входных шин, первую выходную шину 6, вторую группу 7-1... 7-п, третью группу 8-1...8-п, четвертую группу 9-1,.,9-п и пятую 10-1... 10-п элементов И, второй и третий элементы ИЛИ 11 и 12, формирователь 13 импульса, элемент 14 задержки, элемент И 15, вторую, третью, четвертую и пятую группы 16, 17, 18, 19 из п входных шин каждая, первую, вторую и третью группы 20, 21 и 22 из п выходных шин каждая, шину 23 сброса, шину 24 разрешения циклической работы и вторую выходную шину 25. 4 ил. 3 / С
СОЮЗ СОВЕТСНИХ
Ю
РЕСПУБЛИН
09) 01) (g))g Н 03 К 5/19, 5/22
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ н автсосномм саидвтвльствм г го
21
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯИ
ПРИ ГКНТ СССР (21) 4702837/21 (22) 09.06.89 (46) 23. 05, 91 . Бюл . Р 19 (72) В.Н.Фоменко (53) 621.374.4 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
11 1432757, кл. Н 03 К 5/19, 1987.
Авторское свидетельство СССР
Р 1192130, кл. Н 03 К 5/22, 1983.
1 (54} УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ЧЕРЕДОВАНИЯ ИМПУЛЬСОВ (57) Изобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в измерительной технике. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей — достигается путем обеспечения возможности контроля циклически повторяющейся последовательности импульсов и контроля последовательности импульсов, в которой имеются взаимосвязанные стартовые и стоповые сигналы. Устройство содержит и
RS-триггеров 1, первую группу 2-1...
2-и элементов И, группу 3-1...3-п элементов ИЛИ, элемент ИЛИ 4, первую группу 5 из и входных шин, первую выходную шину 6, вторую группу 2-1.. °
7-п, третью группу 8-1 ...8-п, четвертую группу 9-1...9-п и пятую 10-1...
10-п элементов И, второй и третий элементы ИЛИ 11 и 12, формирователь
13 импульса, элемент 14 задержки, элемент И 15, вторую, третью, четвертую и пятую группы 16, 17, 18, 19 из п входных шин каждая, первую, вторуго и третью группы 20, 21 и 22 из и выходных шин каждая, шину 23 сброса, шину 24 разрешения циклической работы и вторую выходную шину 25. 4 ил.
1651363
Выход каждого элемента ИЛИ первой группы 3-1...3-и элементов ИЛИ соединен с входом установки "0" соответству щего RS- риггера 1-1 ° 1-п, прямои50 выход каждого из которых соединен с первыми входами соответствующих элементов И третьей группы 8-1...8-п четвертой группы 9-1...9-п и пятой группы 10-1...10-п элементов И и со5 5 ответствующей шиной первой группы 20 выходных шин, каждая шина втор ой группы 16 входных шин соединена с первым входом соответствующего элеИзобретение относится к импульсной технике и может быть использовано в измерительной технике.
Цель изобретения — расширение фун5 кциональных возможностей за счет обеспечения возможности контроля циклически повторяющейся последовательности импульсов и контроля последовательности импульсов, в которой имеют- 10 ся взаимосвязанные.: стартовые и стоповые сигналы.
На фиг.1 показана структурная электрическая схема устройства, на фиг.2-4 — временные диаграммы, поясняющие ег о р абот у.
Устройство содержит п RS-триггеров 1-1...1-п первую группу 2-1...
2-и элементов И, группу 3-1...3-п элементов ИЛИ, элемент ИЛИ 4, первую 20 группу 5 из и входных шин, первую выходную шину б, вторую группу 7-1 ° ..
7-п, третью группу 8-1...8-п, четвертую группу 9-1...9-и и пятую группу
10-1...10-п элементов И, второй и третий элементы ИЛИ 11 и 12, формирователь 13 импульса, элемент 14 задержки, элемент И 15, вторую, третью, четвертую и пятую группы 16-19 из г. входных шин каждая, первую, вторую и ! третью группы 20-22 из п выходных шин каждая, шину 23 сброса, шину 24 раз,решения циклической работы и вторую выходную шину 25.
Каждая шина из первой группы 5
35 входных шин соединена с входом установки "1" соответствующего RS-триггера 1-1... 1-п, инверсный выход каждого из которых соединен с первым входом соответствующего элемента И первой группы 2-1...2-п элементов И, выход каждого из которых соединен с соответствующим входом первого элемента
И 4, выход которого соединен с первой выходной шиной 6.
45 мента ИЛИ группы 3-1...3-п элементов
ИЛИ .
Каждая шина третьей группы 17 входных шин соединена с вторым входом соответствующего элемента И пятой группы 10-!...10-и элементов И, выход каждого из которых соединен с соответствующим входом второго элемента ИЛИ 11, выход которого соединен с входом формирователя 13 импульса, выход которого соединен с второй выходной шиной 25 и входом элемента 14 задержки, выход которого соединен с первым входом элемента И 15, выход которого соединен с первым входом тр етьего элемента ИЛИ 1 2, выход которого соединен с вторым входом каждого из элементов ИЛИ группы 3-1...3-п элементов ИЛИ.
Каждая шина четвертой группы 18 входных шин соединена с вторым входом соответствующего элемента И первой и четвертой групп 2-1...2-п и 9-1...9-п элементов И. Выход каждого элемента
И четвертой группы 9-1...9 — и элементов И соединен с соответствующей шиной второй группы 21 выходных шин.
Инверсный выход каждого RS-триггера соединен с первым входом соответствующего элемента И второй группы .
7-1...7-п элементов И, выход которого соединен с соответствующей шиной третьей группы 22 выходных шин. Каждая шина пятой группы 19 входных шин соединена с вторым входом соответствующих элементов И второй и третьей групп 7-1...7-п и 8-1...8-п элементов И, выход каждого элемента И третьей группы 8-1...8-п элементов И соединен с соответствукнцим входом первого элемента ИЛИ 4 с (и+1)-ro no
2п-й, второй вход третьего элемента
ИЛИ 12 соединен с шиной 23 сброса, второй вход элемента И 15 соединен с шиной 24 разрешения циклической работы.
Устройство работает следующим об разом.
В исходном состоянии на входную шину 23 сброса подается импульс длительностью го (t )э ср ), "де t сря время срабатывания и-гo триггера 1, что необходимо для надежной установки устройства в исходное состояние.
В этом .случае на все остальные входы устройства должны быть поданы сигналы "лог. 0". вочный вход четвертого триггера 1-.4, переводя его в едийичное состояние.
Для сообщения соседним устро»»ствам
5 о завершении приема импульсной последовательности перед началом работы на четвертую шину третьей группы l7 входных шин подается постоянный входной сигнал "1", разрешающий, в случае
1О появления сигнала на выходе четвертого триггера 1-4, его прохождение через четвертый элемент И 10-4 на элемент ИЛИ 11, формирователь 13 импульса и на выходную шину 25 готовности кода последовательности, формируя сигнал "Конец последовательности импульсовв". Кр оме того, сигнал с выхода формирователя 13 импульсов через элемент !4 задержки поступает на первый
20 вход элемента И 15, на второй вход этого элемента по линии 24 разрешения циклической работы перед началом работы должен быть подан сигнал "О", запрецающий циклическую работу уст25 ройства. На все остальные входные шины должен быть подан сигнал "О".
Второй режим работы — контроль чередования циклически повторяющейся последовательности импульсов.
3Q Предположим, что число импульсов
ИВДО равно k (для упрощения примем, что k равно 4), импульсная последовательность повторяется циклически, с периодом, равным Т„, временная пау35 за между приходом последнего импуль. са серии и первым импульсом в новой серии равна Т > (время восстановления последовательности) . Пример такой
ИВДО представлен на фиг.3. В рассмат4п риваемой последовательности величины временных интервалов между соседними импульсами таковы, что t, 1 >р
> cp8; -э О, à t — задержка между концом предьдущей последова45 тельности импульсов: и началом последующей последовательности импульсов (определяется величиной задержки, за« даваемой элементом 14 задержки) .
При работе во втором режиме им50 пульсные сигналы должны быть поданы на следующие входы устройства: сигнал ИС1 — на первую шину первой группы 5 входных шин, сигнал ИС2 - на первую шину четвертой группы 18 вход55 ных шин, кроме того, для передачи сигнала на установочный вход второго триггера 1-2 должна быть организована перемычка с первой шины второй группы 21 выходных шин на вторую ши5
Устройство может работать в трех режима х.
Первьп» режим работы — контроль послсдовательности чередования импульсов в случае приема неповторяющейся последовательности импульсов.
Предположим, что число импульсов в импульсной временной диаграмме обмена ИВДО равно k (для упрощения примем число k равным 4), пример такой
ИВДО представлен на фиг.2. В рассмат риваемой последовательности величины временных интервалов между соседними импульсами таковы, что а», ». qg)> и л
07, с . ->О. В этом случае первьп» импульсный сигнал (ИС1) должен быть подан на первую шину первой группы 5 входных шин: с его приходом RS-триггер 1-1 устанавливается в единичное состояние.
Импульсный сигнал ИС2 должен быть подан на первую шину четвертой группы 18 входных шин, и далее в случае наличия разрешения на первом входе элемента И 9-1 на первую шину второй группы 21 выходных шин, далее с помощью внешней перемычки на вторую шину первой группы 5 входных шин и на установочньп вход второго триггера 1-2, переводя его в единичное состояние.
Если при приеме импульса ИС2 первый триггер 1-1 окажется в нулевом состоянии (не при»»»ел сигнал ИС1), то
ИС2 по второй шине четвертой группы
18 входных шин поступает на вход первого элемента И 2-1 и далее на вход элемента ИЛИ 4, далее на выход 6 устройства, формируя сигнал "Чарушение
ИВДО". В этом случае состояние и триггеров устройства может быть считано по шинам первой группы 20 выходных шин на внешнее устройство.
Третий импульс ИСЗ должен быть подан на вторую шину четвертой группы
18 входных шин и далее на вторую шину второй группы 21 выходных шин, далее с помощью внешней перемычки на третью шину первой группы 5 входных шин и далее на S-вход третьего триггера 1-3, переводя его в единичное состояние.
Четвертый импульс ИС4 должен быть подан на четвертую шину первой груп- пы 5 входных шин (разрешающий сигнал .с выхода третьего триггера 1-3 не требуется, так как сигналы ИСЗ и ИС4 приходят почти одновременно, 6 »!- О). и
Далее сигнал ИС4 поступает на устано1363 6
1651363 ну первой группы 5 входных шин, сигнал ИСЗ -: на третью шину первой группы 5 входных шин, сигнал ИС4 — на третью шину четвертой группы 18 входных шин, кроме того, для передачи сигнала на установочный вход четвертого триггера 1-4 должна быть организована перемычка с третьей шины второй группы 21 выходных шин на четвер- 10 т шину первой группы 5 входных шин.
Кроме того, для обеспечения циклического перезапуска устройства должны быть поданы сигналы "1" на четвертую шину второй группы 17 шин и на входную шину 24 разрешения циклической работы.
При выполнении второго режима на
Всех остальных (кроме указанных выше, также занятых внешними перемычками) Zp ходных шинах должен быть подан сигЧа 1101!
Третий режим работы — контроль пос1ледовательности чередования импульсов, в которой можно выделить взаимо- 25 бвязанные стартовые и стоповые сигнаsebi. Пример такой ИВДО представлен на фиг.4. Для нормальной работы устройства необходимо, чтобы каждый сигнал (jan!...С4 был преобразован с помощью формирователей импульсов, не входящих
В состав предлагаемого устройства, в два сигнала: стартовый (СТ) и стопофый. (СП), получаемых соответственно фт переднего и заднего фронтов сиг35 напов С1...С4 °
Предположим, что величины времен.ных интервалов между соседними импульсами (фронтами) таковы, что и р 2ъ р ъ4 фз !рс8р 56 40 6т р 1 76 "cpb
В этом случае первый стартовый импульсный сигнал. СТ1 должен быть подан на первую шину первой группы 5 входных шин, сигнал СТ2 (Учитывая, 45 что Q - О) — на вторую шину первой (Я. груп ы 5 входных шин, сигнал СТЗ (учитывая, что Ь )7 t«g) — на вто° рую шину четвертой группы 18 входных шин, кроме того, для передачи сигнала
СТЗ на S-вход третьего триггера 1-3 должна быть организована перемычка с второй шины второй группы 2 выходных шин на третью шину первой группы 5 входных шин, сигнал СТ4 (5 4,W t«g)
55 должен быть подан на третью шину четвертой группы 18 входных шин, кроме того, для передачи сигнала СТ4 на устеновочнвв1 вход четвертого триггера
1-4 должна быть организована перемыч-.. ка с третьей шины второй группы 21 выходных шин на четвертую шину первой группы 5 входных шин.
Стоповые импульсные сигналы СП1...
СП4 должны быть поданы на следующие входы: сигнал СП4 - на четвертую шину четвертой группы 18 входных шин, кроме того, для передачи сигнала СП4 на R-вход четвертого триггера 1-4 должна быть организована перемычка с четвертой шины второй группы 21 выходных шин на четвертую шину второй группы 16 входных шин, сигнал СП2— на вторую шину второй группы 16 входHblx шин (учитывая р что Ling «рО) р сиг нал СПЗ - на вторую шину пятой группы входных шин (с учетом того, что второй триггер 1-2 находится после приема сигнала СП2 в исходном состоянии), кроме того, для передачи сигнала СПЗ на R-вход третьего триггера
1-3 должна быть организована перемычка с второй шины третьей группы 22 выходных шин на третью шину второй группы 16 входных шин, сигнал СП1 должен быть подан на третью шину пятой группы 19 входных шин (с учетом того, что третий триггер 1-3 находится в исходном состоянии), кроме того, должна быть организована перемычка с третьей шины третьей группы 22 выходных шин на первую шину второй группы
16 входных шин.
Нри выполнении третьего режима на всех остальных (кроме перечисленных выше) входных шинах должен быть подан сигнал "0".
Таким образом, при выполнении третьего режима работы, устройство само возвращается в исходное состояние и готово к приему следующей импульсной последовательности, в случае нарушения последовательности поступления импульсных сигналов на вход устройства на его выходе 6 появляется сигнал
"Нарушение ИВДО".
Формула изобретения
Устройство для контроля последовательности чередования импульсов, содержащее п RS-триггеров, первую группу из п элементов И, группу из и элементов ИЛИ, первый элемент ИЛИ, первую группу из и входных шин,,каждая из которых соединена с. входом установки в "1" соответствующего RS-триг1651363 гера, инверсный выход каждого из ко-1 торых соединен с первым входом соот-ветствующего элемента И первой группы элементов И выход каждого из ко1
5 торых соединен с соответствующим входом первого элемента ИЛИ, выход которого -соединен с первой выходной шиной, выход каждого элемента ИЛИ первой группы элементов ИЛИ соединен с входом установки в "О" соответствую,щего RS-триггера, о т л и ч а ю— щ е е с я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей за счет обеспечения возможности контро5 ля циклически повторяющейся последовательности импульсов и контроля последовательности импульсов, н которой имеются в заимос вя занные стартовые и стоповые сигналы, н него введены вто- рая, третья, четвертая и пятая группы из и элементов И, второй и третий элементы ИЛИ, формирователь импульса, элемент задержки, элемент И, вторая, третья, четвертая и пятая группы из 5 п входных шин, первая, вторая и третья группы из п выходных шин, каждая шина сброса, шина разрешения циклической работы и вторая выходная шина, в элемент ИЛИ введены с (и+1)-го 3р по 2п-й входы, причем прямой выход каждого из RS-триггеров соединен с первыми входами соответствующих элементов И третьей, четвертой и пятой групп элементов И и соответствующей
35 шиной первой группы выходных шин, каждая шина второй группы входных шин соединена с первым входом соответствующего элемента ИЛИ группы элементов ИЛИ, каждая шина третьей группы входных шин соединена с вторым входом соответствующего элемента И пятой группы элементов И, выход каждого из которых соединен с соответствующим входом второго элемента ИЛИ, выход которого соединен с входом формирователя импульса, выход которого соединен с второй выходной шиной и входом элемента задержки, выход которого соединен с первым входом элемента И, выход которого соединен с первым входом третьего элемента ИЛИ, выход к отор or о соединен с вт срым входом каждого из элемента ИЛИ группы элементов ИЛИ, каждая шина четвертой группы входных шин соединена с вторым входом соответствующего элемента И первой и четвертой группы элементов И, выход каждого элемента
И четвертой группы элементов И соединен с соответствующей шиной второй группы выходных шин, инверсный выход каждого RS-триггера соединен с первым входом соответствующего элемента И второй группы элементов И, выход которого соединен с соответствующей шиной третьей группы выходных шин, каждая шина пятой группы входных шин соединена с вторым входом соответствующих элементов И второй и третий групп элементов И, выход каждого элемента И третьей группы элементов И соединен с соответствующим входом из группы с (и+1)-го по 2п-й входы первого элемента ИЛИ, второй вход третьего элемента ИЛИ соединен с шиной сброса, второй вход элемента И соединен с шиной разрешения циклической работы.
1651363
Cl фи 0
Составитель О. Бадряшова
Техред Л. Сердюкова Корректор М. Самборская
° »
Редактор E.Ïàïï
Заказ 1610 Тираж 484 Подписное
ВЯИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101