Гибридный привод транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение эффективности использования энергии. Это достигается тем, что в приводе транспортного средства, содержащем дифференциал , водило 4 которого через муфту 3 связано с приводным двигателем, а два других звена связаны с маховиком 10 и ведущими колесами соответственно . Маховик 10 снабжен тормозом 11 и регулируемой муфтой 12, дополнительно связывающей его с водилом 4 дифференциала , а выходной вал 7 дифференциала снабжен двусторонней муфтой 6, избирательно связывающей его с водилом 4 и колесом 5 дифференциала. 1 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4656187/11 (22) 27.02.89 (46) 30.05.91. Бюл„ 11 - 20 (71) Целиноградский инженерно-строительный институт (72) В.П.Полковников (53) 629.113-585.1(088.8) (56) Патент C11IA Р 4495836, кл. 74/75 1, 1985. (54) ГИБРИДНЫЙ ПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к транспортному машиностроению. Цель изобретения — расширение функциональных возможностей и повышение эффективИзобретение относится к транспортному машиностроению..

Цель изобретения — расширение функциональных воэможностей и повышение эффективности использования энергии.

На чертеже показана схема предлагаемого привода.

Привод состоит из двигателя 1, вал 2 которого через муфту 3 связан с водилом 4 дифференциала, эпициклическое колесо 5 которого через двустороннюю муфту 6 связано с выходным валом 7 в тяговом режиме привода и с водилом 4 в тормозном режиме привода, с другой стороны — колесо 5 через сателлит 8, сидящий на водиле 4, связано с солнечным колесом 9, которое непосредственно связано с соосным маховиком 10, снабженным тормозом 11

ÄÄSUÄÄ 1652113 А 1 (51)g В 60 К 6/08, 17/08

2 ности использования энергии. Это достигается тем, что в приводе транспортного средства, содержащем дифференциал, водило 4 которого через муфту

3 связано с приводным двигателем, а два других звена связаны. с маховиком

10 и ведущими колесами соответственно. Маховик 10 снабжен тормозом 11 и регулируемой муфтой 12, дополнительно связывающей его с водилом 4 дифференциала, а выходной вал 7 дифференциала снабжен двусторонней муфтой

6, избирательно связывающей его с водилом 4 и колесом 5 дифференциала.

1 HEI . и регулируемой муфтой 12, связывающей его с водилом 4. Кроме того, колесо

5 снабжено тормозом 13.

Привод работает следующим образом.

В первой фазе разгона энергия от двигателя 1 через вал 2 передается на водило 4, от которого через сателлит 8 энергия одним потоком передается на эпициклическое колесо 5 и выходной вал 7, а другим потоком через солнечное колесо 9 маховику 10. Муфта 3 в . САР это время включена, муфта б соединяет

1 колесо 5 с валом 7, а муфта 12 и тормоза 11 и 13 выключены. Передача - ВЭ энергии от двигателя 1 к выходному валу 7 в этом случае возможна только при ускоренном вращении маховика 10.

Во второй фазе разгона включается муфта 12 и энергия на выходной вал 7 передается двумя потоками — от двигате1652113 ля 1 и от маховика 10. После прекращения буксования в муфте 12 маховик и дифференциал вращаются как одно целое. Во время разгона транспортного средства маховик 10 может притормажи5 ваться тормозом ii> что обеспечивает передачу части энергии двигателя 1 выходному валу 7 и при отсутствии углового ускорения маховика 10. .10 . При торможении муфта 6 отсоединяет вал 7 от эпициклического колеса 5 и соединяет его с водилом 4, а муфта

3 отсоединяет последнее от вала 2 двигателя 1, муфта 12 в это время

15 выключена. Интенсивность торможения регулируется тормозом 13, затормаживающим колесо 5. 1(инетическая энергия транспортного средства в это время через вал 7, муфту 6, водило 4, сател- 0 литы 8 передается одним потоком колесу 5 и рассеивает в тормозе 13, а другим потоком передается солнечному колесу 9 и связанному с ним маховику 10, разгоняя последний, причем направ- 5 ление вращения маховика 10 совпадает с направлением вращения вала 2 двигателя 1, Прн прекращении буксования в тормозе 13 переход кинетической энергии от поступательно движущихся масс транспортного средства к махови30 ку 10 прекращается, Дальнейшее торможение транспортного средства производится при помощи колесных тормозов, при этом муфта 6 отсоединяет планетарный механизм от вала 7, а маховик

10 вместе с солнечньнч колесом 9, сателлитами 8, водилом 5 продолжает вращение по инерции. В дальнейшем кинетическая энергия маховика 10 может быть использована для запуска двигателя 1, если он был выключен при торможении, или для последующего разгона транспортного средства.

Так как в первой фазе торможения ведущие колеса соединяются с вращающимся маховиком 10, то они не могут заблокироваться, что улучшает устойчивость транспортного средства.

Таким образом, привод обладает свойствами инерционного и гибридного приводов, обеспечивая меньшие потери на трение при разгоне и торможении, позволяет накапливать энергию в начальной фазе разгона и торможения

У обладает свойствами антиблокировочной системы в начальной фазе торможения, позволяет кратковременно отключать двигатель и запускать его от кинетической энергии маховика.

Формула изобретения

Гибридный привод транспортного средства, содержащий дифференциальный механизм, первое звено которого через муфту подключено к двигателю, а второе и третье кинематически связаны с маховиком и ведущими колесами соответственно, о т л и ч а ю щ и йс я тем, что, с целью расширения функциональных возможностей и повышения эффективности использования энергии, маховик снабжен тормозом и регулируемой муфтой, дополнительно связывающей его с первым звеном дифференциала, а выходной вал привода снабжен двусторонней муфтой для связи его с третьим и первым звеньями дифференциала, причем третье звено дифференциала оборудовано тормозом.