Оптический стенд для контроля углов установки управляемых колес и расположения осей транспортного средства

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к гаражному оборудованию, а именно к измерительной технике для контроля и ре ,,е гулировки углов установки колес автомобиля . Цель изобретения - повышение точности измерений. Стенд содержит проекторы 6, отражатель, дополнительней угловой зеркальный отражатель 15 с установочной цапфой 16,расположенной иод углом 45° к его зеркальной поверхности. Работы на стенде производятся сначала с установленными зеркальными отражателями. Производят замеры углов установки передних колес (схождения, развала, наклонов осей и соотношения углов поворота ) с помощью измерительных проекторов 6. Яатем зеркальные отражатели снимают, устанавливают отражатель 15 и приступают к контролю смещения осей автомобиля. 5 ил. § k/ hbe --- оэ СП ND Do Ю fftf &г /

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

° Ф

РЕСПУБЛИК

А1 (5))5 <т 01 М 1 7/06

Ei - p (ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

N IL 5 TOP CHOM V СВИДВТВЪСТВ У гулировки углов установки колес автомобиля. Цель изобретения — повышение точности измерений. Стенд содержит проекторы 6, отражатель, дополнительный угловой зеркальный отражатель 15 с установочной цаповой 16,расположенной под углом 45 к его зеркальной поверхности. Работы на стенде производятся сначала с установленными зеркальными отражателями. Производят замеры углов установки перед-. них колес (схождения, развала, наклонов осей и соотношения углов поворота) с помощью измерительных проекторов 6. Затем зеркальные отражатели снимают устанавливают отражатель 15

У е

-и приступают к контролю смещения осеи автомобиля. 5 ил. и с ь

C=c<+57

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

IlO ИЗОБРЕТЕНИЯМ И 07НРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4686986/11 (22) 04 ° 05.89 (46) 30.05.91. Еюл. Р- 20 (71) Центральное проектно-конструкторское технологическое бюро "Автаспецоборудование" (72) В.С.Матюхин, В.Г.Мочалов, В.П.Цыпнятов и .В.С.Федоров (53) 629. 113.014.5(088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

327378, кл. О 01 М 17/06, 1972, (54) ОПТИЧЕСКИЙ СТЕНД ДЛЯ КОНТРОЛЯ

УГЛОВ УСТАНОВКИ УПРАВЛЯВМИХ КОЛЕС

И РАСПОЛОЛЕНИЯ ОСЕЙ ТРАНСПОРТНОГО

СРЕДСТВА (57) Изобретение относится к гаражному оборудованию, а именно к измерит ительной технике для контроля и реФ

„„Я0„„1652869 .

1652869

Изобретение относится к гаражному оборудованию, я именно к измерительной технике для контроля и регулировки углов установки колес автомобилей.

Цель изобретения — повышение точности измерений.

На фиг.1 изображен общий вид стенда с колесами автомобиля, установленными на трапах подъемника, канавы или 10 эстакады, и осью задних колес, сме щенной относительно оси передних копес, заранее выставленной параллель .но измерительной оси стенда (оси проекторов). С вЂ” поперечное параллельное смещение осей задних колес относительно передних; на фиг.2— узел I на фнг. 1 (с зеркальным отражателем, перпендикулярным к поворотной цапфе); ня фиг.3 — узел II на фиг.1 (при положении линейки у заднего правого колеса); на фиг.4 вид А на фиг.3 (условно повернутый); ня фиг.5 — разрез Б-Л на фиг.4.

Стенд содержит трапы 1 с ребордами ? для установки автомобиля. В передней части трапов 1 установлены опорные поворотные круги 3 для передних колес 4 янтомобиля. С внешней стороны передних колес 4 установлены по общей измерительной оптической оси

5 двя оптических измерительных проектора 6, проецирующих световые лучи 7 с изображением сетки в виде

"креста" 8. Проекторы 6 оптически взаимодействуют с зеркальными отра35 жателями 9, установленными на передних колесах 4 параллельно плоскости их вращения, с помощью треножных штативов 10 с регулируемыми установочными втулками 11, сопрягаемыми с поворотными цапфами 12 отражателей 9.

Ось 13 задних колес 14 параллельна измерительной оптической оси 5. В установочные втулки 1 1, отрегулиро- ванные на каждом колесе, перпендикулярно плоскости вращения колес устанавливается поочередно, на одинаковом расстоянии 1 от дисков колес, дополнительный угловой зеркальный отражатель 15. Установочная цапфа 16 углояого зеркального отражателя 15 сопрягается с регулируемой втулкой

11, расположенной под углом О, =

=- const, например, 45>1 о, к зеркальной поверхности 17 отражателя 15, on- 55 тически взаимодействующей с проектором 6 и горизонтальной линейкой 18 для контроля смещения осей, устанавливяемой поочередно с внешней стороны каждого заднего колеса 14 в вертикальной плоскости, параллельной оси 13. Линейка 18 снабжена взаимно перпендикулярными, горизонтальным

19 и вертикальным ?О выдвижными стержнями,с возможностью перемещения и фиксации их в соединительной каретке 21. фиксация стержней осуществляется с помощью зажимов 22 для горизонтального стержня и 23 - для вертикального.

Икала 24 линейки 18 снабжена кареткой 25 с возможностью перемещения ее по горизонтальному стержню 19 и фиксации с помощью зажима 26. Икала

24 градуированя делениями, расположенными в одинаковом количестве справа и слева от .нулевой отметки и обозначенными цифровыми значениями, равными 1/2 фактического размера делений, с нормальным в верхней части шкалы и перевернутым в нижней части шкалы изображениями пифр. Линейка

1É, кроме того, выполнена переставной. Она установлена на подставке

27, в установочной втулке 28, сопрягаемой с вертикальным стержнем 20.

Подставка 27 закреплена на реборде ? посредством зажима 29, установочная втулка 28 закреплена на вертикальном стержне 20 посредством зажима 30.

Стержень 20 имеет лыски 31-33, соответственно сопряженные с установочной втулкой 28 или с соединительной кареткой 21 закрепленными зажимами

30 или 23.. Для вывешивания передних колес предусмотрен пневмодомкрат 34.

Работа на стенде происходит следующим образом.

Автомобиль наезжает на трапы 1 до и тех пор, пока передние колеса 4 не оказываются на поворотных кругах 3, Задние колеса 14 с помощью соответствующих устройств заранее выставляются перпендикулярно к измерительной оптической оси 5. При этом задряя ось 13 параллельна оси 5.

На правом и левом передних колесах 4 автомобиля устанавливаются трехстворчатые зеркальные отражатели 9.

C помощью пневмодомкрата 34 передние колеса вывешиваются, и отражатели 9 выставляются параллельно плоскости вращения колес 4 с помощью регулируемой установочной втулки 11 штатива 10.

Установочные втулки 11 штативов

10 выставляются перпендикулярно к плоскости вращения колес 4. Затем колеса 4 с зеркальными отражателями 9 опускаются на поворотные круги 3., Производятся замеры углов установки передних колес (схождения, развала, наклона осей и соотношения углов поворота) с помощью, измерительных проекторов 6, После окончания замеров колеса поворачиваются рулем и устанавливаются в положение "Прямо", т.е. на

1/2 угла схождения ио шкалам проекторов,. а развал ио шкале каждого проектора устанавливается равным "0" с помощью регулировки положения установочной втулки 11 штатива 10 в вертикальной плоскости.

После этого зеркальные отражатели 9 снимают со штатйвов 10 и приступают к контролю смещения осей автомобиля. Для этого в установочную втулку 28 вставляется и Аиксируется зажимом 30 вертикальный стержень 20 с соединительной кареткой 21, горизонтальным дистанционным стержнем

19 и линейкой 18. Каретка 21 перемещается ио стержню 20 и фиксируется зажимом 23 и положении, когда горизонтальные стержень 19 будет находиться на уровне центра колеса. Сам стержень 19 придвигается к колесу и

Аиксируется зажимом 2? колеса. В установочную втулку 11 штатива 10 переднего колеса 4 с той же стороны автомобиля, где находится заднее колесо с приставленной к нему линейкой 18, устанавливается своей цаиАой 16 угловой зеркальный отражатель

15. Луч 7 проектора с изображением сетки в виде "креста" 8 проецируется на зеркальную поверхность 17 отража.— теля 15 и от нее . — на линейку 18. Поворотом отражателя 15 вокруг оси цаиАы 16 "зайчик" "креста" 8 направляется на горизонтальную .och шкалы 24 линейки 18, которая устанавливается по лучу в нулевое положение (перемещением каретки 25 по стержню 19), после чего закрепляется зажимом 26.

Затем угловой зеркалЬный отражатель 15, линейка 18 с кареткой 21, стержнями 19 и ?0 и подставкой 27 устанавливаются соответственно на переднем и заднем колесах с другой стороны автомобиля. При переносе линейки 18 на другое колесо она вместе с

1652869 6 кареткой 21 и стержнями 19 и 20 переворачивается на 180 так, чтобы лицевая поверхность линейки 18 оставалась обращенной в сторону передне5 го колеса 4. В этом положении вертикальные стержень 20 линейки вставляется в установочную втулку 28 своим другим концом и Аиксируется на лыске 31 зажимом 30.

После этого каретка 21 вместе со стержнем 19 и линейкой 18 снова перемещается по нужного положения по вертикальному стержню 20 и фиксируется на нее зажимом 23, а горизонтальный стержень 19 вместе с линейкой 18 перемещается в каретке 21 до момента упора в колесо и Аиксируется зажимом 22. В этом положении линейки, по

20 »оложению зайчика в виде креста на ней производится отсчет Аактической величины (: поперечного смещения осей автомобиля.

Формула из о бр е т ения

25 1. Оптический стенд для контроля углов установки управляемых колес и расположения осей транспортного средства, содержащий трапы для установки транспортного средства с по3р воротными кругами для передних колес, оптические измерительные проекторы, расположенные с внешней стороны передних колес на одной оптической измерительной оси, иериендику35 лярной к продольной оси стенда, зеркальные отражатели с расположенными под углом 90 к ним установочо ными поворотными цапфами, треножные штативы с регулируемыми втулками, 4( соирягаемыми с поворотными цаифами отражателей, и линейку с делениями для контроля поперечного смещения осей транспортного средства, о т л и ч а ю шийся тем, что, с целью повы45 щения точности измерений, он снабжен дополнительным угловым зеркальным отражателем с установочной цапАой, расположенной под углом 45 к нему, а линейка установлена на горизонтально

5О расположенном и подвижном относительно нее стержне, расположенном в каретке, установленной с возможностью перемещения на опорном вертикальном стержне, закре»ленном в установочной Втулке закрепленной на TpQlle

2. (. тенд ио п.1, о т л и ч а ю— шийся тем, что каретка выполне а с возможностью перемещения no горизонтальному стержню и фиксации на нем.

16ыяг

11

Фиг. У

Вид A

1652869

Составитель В.Ионова

Текр ед Л. Олийнык Корректор H. Ренская

Реда кт ор И. Ка с арда

Заказ 1768 Тираж 362 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

1!3035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 10 1