Электрическая машина

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к электротехнике Цель изобретения - повышение надежности и расширение области применения/ Электрическая машина, например, турбогенератор , содержит статор 1 и ротор 2. в воздушном зазоре 3 между которыми устанонлен датчик 4 контроля витковых замыканий о обмотке ротора Для того в торцевой зоне 5 статора вблизи бандажного кольца 6 ротора закреплен кронштейн 7 из изоляционного материала с отверстием 8, в котором с возможностью попорота относительно оси, параллельной продольной оси машины, у:тчноплен зонд 9 Г-образной формы На его рабочей части 10 укреплен датчик 4. При этом благодаря исключению местного перекрытия вентиляционного канала в сердечнике статора 1 повышается надежность и расширяется универсальность применения для разных типов машин как с радиальной, так и с аксиальной вентиляцией. 1 ил. Ё

СОЮЗ СОВГ СКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК

ГОСУДАРСТВEHHblй КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4700264/07 (22) 05,06.89 (46) 30,05.91, Бюл. ¹ 20 (71) Научно-исследовательский, проектноконструкторский и технологический инсти-. тут тяжелого электромашиностроения

Харьковского завода "Электрптяжмаш". им. В, И. Ленина (72) В. Б. Каплунов, В. В. Кузьмин, В. Г?, Логвинов, А. К. Шофул, Б. B. Спивак и Е. Х. Глидер (53) 621.313{088,8) (56) Патент США № 4136312, кл. G 01 R 31/02, 1979.

Патент США ¹ 4377784, кл. G 01 R 31/02, 1983.

Авторское свидетельство СССР

¹ 951571, кл. Н 02 К 11/00, 1980.

Патент США N 3506914, кл. 6 01 R 31/02, 1970. (54) ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА

БИ„, 1653077 А1 (ы).; Н 02 К 11/00, G 01 R 31/02 (57) Изобретение относится к электротехнике. Цель изобретения — повышение надежности и расширение области применения:

Электрическая машина, например, турбогенератор, содержит статор 1 и ротор 2, в воздушном зазоре 3 между которыми установлен датчик 4 контроля витковых замыканий в обмотке ротора. Для того в торцевой зоне 5 статора вблизи бандажного кольца б ротора закреплен кронштейн 7 из изоляционного материала с отверстием 8, в котором с возможностью поворота относительно оси, параллельной продольной оси машины, установлен зонд 9 Г-образной формы, На его рабочей части 10 укреплен датчик 4. При этом благодаря исключению местного перекрытия вентиляционного канала в сердечнике статора 1 повышается надежность и расширяется универсальность применения для разных типов машин как с радиальной, так и с аксиальной вентиляцией. 1 ил, 1653077 туды которых резко возрастают у торца статора 1.

Порядок сборки электрической машины со встроенным датчиком 4 контроля витковых замыканий следующий.

Сначала заводят ротор 2 в статор 1. В отверстие 8 кронштейна 7 устанавливают зонд 9, разворачивают его таким образом, чтобы рабочая часть 10 была ориентирована тангенциально по отношению к поверхно10 сти ротора 2. Затем закрепляют кронштейн

7 в торцевой зоне 5 статора 1, например, с помощью стяжных шпилек, установленных внутри пазовых клиньев, поворачивают зонд 9 вокруг оси А — А так, чтобы îí был расположен симметрично относительно радиальной плоскости машины, при этом его

15 рабочая часть 10 ориентирована по нормали к поверхности ротора 2. После этого окончательно закрепляют зонд 9 в отверстии 8, Разборка производится в обратном порядке.

Таким образом, в результате исключения местного перекрытия вентиляционного канала в сердечнике статора 1 повышается надежность и расширяются функциональные возможности, поскольку обеспечивает20

Формула изобретения

Электрическая машина. содержащая датчик контроля витковых замыканий в обмотке ротора, установленный на статоре в воздушном зазоре между статором и ротором с бандажными кольцами, о т л и ч а ющ а я с я тем, что, с целью повышения надежности и расширения функциональных возможностей, снабжена кронштейном с отверстием, ось которого параллельна продольной ос«машины, и зондом Г-образной формы, при этом кронштейн закреплен в торцовой зоне статора. вблизи.бандажного кольца ротора, а зонд установлен в отверстии кронштейна с возможностью поворота вокруг оси отверстия,а датчик контроля витковых замыканий размещен .на торце Г-oGразной части зонда, которая выдвинута в направлении активной зоны бочки ротора за торец бандажного кольца в месте его посадки на ротор. оставитель В.Никаноров

Редактор Л.Пчолинская Техред М,Моогентал Корректор M.Шароши

Заказ 1777 Тираж 345 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета пп изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, óë,Гагарина, 101

Изобретение относится к электротехнике, конкретнее к контролю электрических машин, например, турбогенераторов при их испытании и эксплуатации.

Цель изобретения — повышение надежности и расширение области применения, На чертеже представлена торцевая зона статора и ротора электри (ecKGA машины со встроенным датчиком контроля витковых замыканий в обмотке ротора, продольный разрез.

Между статором 1 и ротором 2 в воздушном зазоре 3 машины установлен датчик 4 контроля витков ых замыканий в обмотке ротора 2. Для этого в торцовой зоне 5 статора

1 вблизи бандажного кольца 6 ротора 2 закреплен кронштейн 7 из изоляционного материала с отверстием 8, в котором с воэможностью повсрота вокруг оси А-А, гараллельной продольной оси О-О машиHbl, симметри.и о относительно радиальной плоскости машины установлен зонд 9, Последний выполнен Г-образным, а его рабочая часть 10 с датчиком 4 выдвинута в направлении активной зоны ",1 бочки ротора 2 за торец 12 бандажного кольца 6 в месте его посадки на ротоо 2, Зонд 9 выполнен трубчатым из немагнитной стали, внутри трубки проложена проводка 13 от датчика 4, которая далее выходит из машины, При работе электрической машины мимо неподвижного д пчика 4 поочередно проследуют все пазы ротора, причем в датчике 4 индуктивного типа наводится ЭДС, величина которой пропорциональна скорости изменения потока пазового рассеяния.

Если в пазу viMBBTGB короткозамкнутый виток, величина наведенной в датчике ЭДС существенно снижается и по картине развертки сигналов на экране осциллографа, вход которого соеди чен с выходом датчика

4, судят о появлении виткового замыкания.

При этом датчик 4 установлен в непосредственной близости (10-.12 мм1 от поверхности ротора 2 у торца 12 бандажного кольца 6 со стороны его посадки на бочку ротора 2 с учетом обеспечения необходимой интенсивности контролируемого сигнала .и ограничения уровня помех от торцового потока рассеяния, в частности, от высших гармонических магнитного поля рассеяния, амплися универсальность применения для разных типов машин как с радиальной, так и с акси30 альной вентиляцией.