Патент ссср 165389

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Союз Советских

Социалистических

Республик

ОПИСАНИЕ

ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

Зависимое от авт. свидетельства №

Заявлено 28.Х.1959 (¹ 642422/27-11) Кл. 65f: 12 с присоединением заявки №

Приоритет

Государственный комитет по делам изобретений и открытий СССР

МПК В 63h

Опубликовано 23.IX.1964. Бюллетень ¹ 18

УД1

Дата опубликования описания 1.111.1965

Конструкторское бюро по движителям

ГРЕБНОЙ ВИНТ РЕГУЛИРУЕМОГО ШАГА

Подписная группа Л 21Ü

Гребнь:е винты регулируемого шага, содержащие гидравлическую систему с масляным насосом, датчик — указатель положения лопастей, соединенный с центральной штангой, и гидравлический поршень со штоком и ползуном, расположенными внутри полого вала, известны.

Описываемый гребной винт отличается от известных тем, что на корпусе гидроцилиндра уcTBFIQBëåío два подпружиненных тарельчатых клапана — фиксатора шага, расположенных радиально и направленных в противоположные стороны. Штоки клапанов упираются в поршни, плавающие в цилиндрической камере. Подпоршневая и надпоршневая полости соединены каналами с гидроцилиндром и напорной масляной магистралью. При перекладке чопастей масло через клапан — фиксатор шага поступает в гидроцилиндр, а по окончании перекладки под давлением масла из гидроцилиндра клапан закрывается и запирает полость гидроцилиндра.

При такой конструкции гребного винта фиксация лопастей в заданном положении путем запирания масла в полостях гидро. цилиндра дает возмохкность отключать маслонасос в промежутках между перекладками, что обеспечивает экономию электроэнергии и повышает моторесурс масляного насоса.

Для уменьшения усилий, действующих на механизм поворэта лопастей, повышения надежности и точности установки лопастей в зоне рабочих передних ходов, а также для запирания лопастей на максимальном угле пе реднего хода :.ри отказе гидропривода шатун поворота лопастей может быть расположен дезаксиально и иметь длину, равную радиусу расположения пальца от центра его

10 поворота.

С целью удержания ползуна от проворачивания в описываемом гребном винте может быть применено шлицевое кольцо. Опорой для штанги при перемещении ее в полом

15 гребном валу могут быть резиновые подшипники. Для обеспечения перекладки гребного винта прп выходе пз строя масляного насоса полости гидроцилиндра могут иметь выходные каналы, снабженные штуцерами для при20 соединения ручного насоса, подающего масло в идроцилиндр.

На фиг. 1 приведена схема гребного винта; на фиг. 2 — схема гидросистемы.

Гребной вал 1 выполнен пустотелым и на кормовом торце несет фланец 2, к которому крепится корпус 8. В корпусе выполнены три цилиндрические радиально располохкенные расточки, в которых при помощи гаек 4 закреплены комлевые заделки лопастей гребно30 го винта. Комлевая заделка представляет со165389 бой плоский роликовый подшипник, включающии пальцевую шайбу 5, упорную шайбу б, нижний 7 и верхний 8 опорные подшипники, радиальный подшипник 9 и шайбу 10. Лопасти 11 крепятся к комлевым заделкам при 5 помощи шпилек 12 и гаек и штифтов 18.

В центральной части корпуса 8 смонтирован механизм поворота лопастей. Аксиально расположенный ползун 14 опирается в носовой части на подшипник 15, а в кормовой — на 10 шлицевое кольцо (фланец) Iб, препятствующее повороту ползуна вокруг продольной оси.

На ползуне с помощью пальцев 17 шарнирно закреплены три шатуна 18, которые посредством шаровых вкладышей 19 соединены с 15 пальцами 20 шайб 5 комлевых заделок лопастей. С кормовой части механизм закрыт обтекателем 21. Ползун стяжным болтом 22 соединен со штангой 28, установленной в гребном валу на упругих резиновых подшипни- 20 ках 24.

С носовой части на гребной вал надета полумуфта 25, жестко связанная с цилиндром

2б механизма изменения шага гребного винта. Штанга гребного вала стяжной гайкой 27 5 связана со штангой 28, являющейся штоком поршня 29 гидроцилиндра 2б. Носовая стенка гидроцилиндра выполнена заодно с пустотелым валом 80, в середине которого проходит штанга 28, заканчивающаяся штангой 81 30 обратной связи. На вал 80 надета маслобукса 82, связанная маслопроводами с распределительным золотником 88.

Штанга 81 обратной связи соединена посредством крестовины 84 и тяги 85 с подшип- 55 ником Зб обратной связи, который тягой 87 связан с датчиком — указателем положения шага 88.

На валу 80 в противоположно-радиальных направлениях установлены два клапана — фик- 40 сатора шага 89 с пружинами 40 и поршнями

41, заключенными в корпус 42.

При включении золотника 88 открывается проход маслу через маслобуксу 82 и канал

43 к верхнему клапану фиксатора. Под давле- 45 нием масла клапан-фиксатор 39 опускается и открывает доступ масла в полость А большого шага. Одновременно по каналу 44 масло проходит в корпус 42 нижнего клапана— фиксатора и давит на поршень, который при- 50 нудительно открывает нижний клапан-фиксатор 89. При этом масло из полости Б малого шага по каналу 45 поступает на слив.

По окончании перекладки лопастей золотник 88 возвращается в исходное положение, 55 подача масла прекращается и пружины 40 закрывают клапаны — фиксаторы шага. Таким образом, масло в полостях А и Б гидроцилиндра запирается, и лопасти гребного винта фиксируются в заданном положении.

При отказе маслонасоса для перекладки лопастей может быть использован ручной маслонасос 4б, соединенный трубопроводами непосредственно с полостями А и Б гидроцилиндра 2б.

Предмет изобретения

1. Гребной винт регулируемого шага, включающий гидравлическую систему с масляным насосом, датчик — указатель положения шага, подсоединенный к центральной штанге, и гидравлический поршень со штоком и ползуном, размещенным внутри полого вала, отличающийся тем, что, с целью экономии энергии путем запирания масла в полостях гидроцилиндра и отключения маслонасоса в промежутках между перекладками лопастей, на корпусе гидроцилиндра смонтированы два подпружиненных тарельчатых, с радиальным расположением, направленных в противоположные стороны клапана — фиксатора шага, штоки которых упираются в плавающие в цилиндрической камере поршни, причем надпоршневая и подпоршневая,полости соединены каналами с гидроцилиндром и напорной масляной магистралью для подачи масла через подпоршневую полость в гидроцилиндр при перекладке лопастей и для запирания масла в гидроцилиндре клапанами — фиксаторами шага при отсутствии перекладки.

2. Гребной винт по п. 1, отличающийся тем, что, с целью уменьшения усилий, действующих на механизм поворота лопастей, увеличения надежности и точности установки лопастей в зоне рабочих передних ходов, а также для запирания лопастей на максимальном угле переднего хода при выходе из строя гидропривода, шатун поворота лопастей расположен дезаксиально и имеет длину, равную радиусу расположения пальца от центра его поворота.

3. Гребной винт по пп. 1, 2, отличающийся тем, что в нем для удержания ползуна от про ворачивания применено шлицевое кольцо.

4. Гребной винт по п. 1, отличающийся тем, что опорой для штанги в полом гребном валу являются резиновые подшипники.

5. Гребной винт по п. 1, отличающийся тем, что в нем, с целью сохранения работоспособности при выходе из строя приводного масляного насоса, полости гидроцилиндра снабжены выходными каналами со штуцерами для присоединения ручного насоса и подачи им масла в гидроцилиндр.