Устройство для ограничения угла поворота и торможения вращающихся масс

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах управления, в частности в устройствах для ограничения угла поворота и торможения вращающихся масс. Цель изобретения - повышение надежности работы устройства. В устройстве на обоих торцах храпового колеса 10 установлены блокировочные кольца 27 и 28 с идентичным зубчатым профилем . Кольца поджаты шайбами 31 и 32. Кольца 27 и 28 имеют ограничители. Контур профиля зубьев блокировочных колец образует с контуром профиля зубьев храпового колеса 10 угол перекрытия впадин храпового колеса 10, определяемый соотношением С & {( ) где ХС - угол подъема собачки; СО к - угловая скорость храпового колеса; й)с - угловая скорость собачки. Устройство позволяет автоматически регулировать западание собачки во впадину храпового колеса. 4 ил. (/

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (51) 5 G 05 С 5/04

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А ВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ ь

19.1

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТНРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (61) 1487015 (21) 4703198/24 (22) 08. 06 .89 (46) 07.06.91. Бюл. 9 21 (72) Н.П. Бухарин и Л.М. Суетин (53) 621.327 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N - 1487015, кл. С 05 G 5/04, 1988.. (54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ

УГЛА ПОВОРОТА И ТОРМОЖЕНИЯ ВРАЩАЮЩИХСЯ МАСС (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в системах управления, в частности в устройствах для ограничения угла поворота и торможения вращающихся масс.

Цель изобретения — повышение надеж„„SUÄÄ 1654803 А 2

2 ности работы устройства. В устройстве на обоих торцах храпового колеса

10 установлены блокировочные кольца

27 и 28 с идентичным зубчатым профилем. Кольца поджаты шайбами 31 и 32.

Кольца 27 и 28 имеют ограничители.

Контур профиля зубьев блокировочных колец образует с контуром профиля зубьев храпового колеса 10 угол перекрытия впадин храпового колеса 10, определяемый соотношением g Î < (Q„(Q ) с к Д1 где О(С вЂ” угол подъема собачки; Q3 угловая скорость храпового колеса, (Dс — угловая скорость собачки. Устройство позволяет автоматически регулировать западание собачки во впади@ ну храпового колеса. 4 ил.

I 654803

Изобретение относится к машиностроению, может быть использовано в системах управления и является усовершенствованием устройства по 5 авт.св. и 1487015.

Цель изобретения — повышение надежности работы устройства.

На Фиг.1 приведена кинематичес- кая схема устройства, на Фиг.2-4 — 10 взаимодействие собачек с блокировоч ными кольцами и храповым колесом.

Устройство содержит параллельно установленные в корпусе валы 1 и 2.

На валу 1 жестко установлены упор 3 с шариковыми фиксаторами 4 — стопорные элементы и счетчик.1 5 оборотов, кинематически связанный с валом 1 и жестко связанный с зубчатым колесом

6. На валу 2 жестко установлены зубчатое колесо 7, кинематически связанное с вращающейся массой, зубчатое колесо 8 и опора 9, на которой установлено храповое колесо 10 с поглотителями энергии — фрикционными диска- 25 ми 11, зажатое между опорой 9 и шайбой 12 стержнями 13 и пружиной 14.

Опора 9 соединена с шайбой 12 втулками 15. На опору 9 через подшипник

16 установлен упор 17, на который свободно установлены собачки, 18.1 и

18.2, поджатые в радиальном направлении пружинами 19.1 и 19.2. На собачках 18.1 и 18.2 выполнены выступы

20.1 и 20.2, которые сопрягаются с кулачком 21, на внутренней поверхности которого выпслнен зубчатый венец. Кулачок 21 через редуктор, состоящий из зубчатых колес 22-24 и 8, кинематически связан с валом.

Зубчатые колеса 22-24 свободно установлены в корпусе 25, жестко соединенном с упором 17, на котором также жестко установлено зубчатое коле- 45 со 26, кинематически связанное с зубчатым, колесом 6. На обоих торцах храпового колеса 10 установлены блокировочные кольца 27 и 28 с идентичHblM зубчатым профилем. Они подпрукинены в окружном направлении в сторону собачки 18.1 и 18.2 пружинами 29 и

30, а с торцов поджаты шайбами 31 и 32. Блокировочные кольца 27 и 28 установлены так, что контур профиля

5S их зубьев образует с контуром профиля зубьев храпового колеса 10 угол перекрытия впадины храпового колеса, определяемый соотношением (") к с (0 с где Осс — угол подъема собачки; (дк — угловая скорость храпового колеса, 0)с — угловая скорость собачки, фиксируемой ограничителями

33 и 34, Устройство работает следующим образом.

В исходном положении собачки 18 ° 1 и 18.2 находятся во впадинах храпового колеса 10, и выступы кулачка 21 не контактируют с выступами 20.1 и

20.2 собачек 18 .1 и 18 .2,. При вращении ведущего вала (например, против часовой стрелки) вращается опора 9 шайба 12 и храповое колесо 1О, зажа" тое между опорой 9 и шайбой 12. Храповое колесо 10 толкает собачку 18.1> установленную на упоре 17. Последний вращается, вращается и жестко с ним связанное зубчатое колесо 26 (собачка 18.2 находится во впадине храпового колеса) . После определенного числа оборотов вала 2 упоры 3 и 17 сходятся и .останавливаются . Начинается период торможения, т.е. проскальзывание храпового колеса 10 относитель.но опоры 9 и шайбы 12. При остановке упора 17 собачка 18.1, поджатая в радиальном направлении пружиной 19.1, останавливает храповое колесо 10, а опора 9 и шайба 12 продолжают вращения вместе с валом 2, вращается зубчатое колесо 8, приводя в движение зубчатые колеса 24, 23 и 22 и сопрягаемый с последним по внутренней поверхности с зубчатым венцом кулачок 21. На наружной поверхности кулачка 21 выполнены два выступа, одним из которых он наезжает на выступ 20.2 (например, штырь) собачки 18.2 и поднимает ее из впадины храпового колеса 10 над его зубом.

Второй выступ кулачка 21 отходит от выступа 20,1 собачки 18.1, которая стоит во впадине храпового колеса

10 и удерживает его. После гашения всей кинематической энергии происходит остановка механизма

При реверсировании вала 2 опора 9, шайба 12 и храповое колесо 10, зажатое между опорой 9 и шайбой 12, возвращаются в исходное положение, т.е. положение, с которого началось торможение. При этом упоры 3 и" 17 стоят неподвижно и соединены между собой

1654803 о ния в зону свободного хода. При схождении упоров с другой стороны и вхождении механизма ограничения в зону торможения взаимодействие элементов повторяется (кроме собачек) . В этом случае собачка 18.1 кулачком 21 поднята над храповым колесом 10, а собачка 18.2 останавливает его. Соответственно, при реверсе блокировку собачки 18.1 осуществляет блокиравочное кольцо 27.

Таким образом, применение предложенного устройства для ограничения угла поворота и торможения вращающихся масс по сравнению с известным позволяет автоматически регулировать эападание собачки во впадину храпового колеса в зависимости 8т заранее

20 известных параметровО(—,Это исклюк

С1 у с чает возможные поломки механизма при реверсировании.

5 шариковыми Фиксаторами 4. Собачка

18.2 остается поднятой кулачком 2.1 над храповым колесом 10, а собачка

18.1, поджатая в радиальном направлении пружиной 19,1, отслеживает про филь храпового колеса 10 (т.е. про щелкивает) . При реверсе вала 2 и неподвижном упоре 17 механизм управления собачками, состоящий иэ зубчатых колес 8, 24, 23 и 22, реверсирует кулачок 21. При возвращении его в исходное состояние выступ 20.2 со бачки 18.2 скатывается по профилю (выступу) кулачка 21 под действием пружины 19.2, так как блокировочное кольцо 28 установлено со смещением на угол ((угол перекрытия впадиК ны зуба храпового колеса) и подпружинено в сторону собачки, то последняя, попадая на блокировочное кольцо, скатывается по нему в следующую впадину и, отжимая блокировочное кольцо 28 утыкается в зуб храпового колеса 10. Попадая во впадину храпового колеса 10 и впадину блокировочного кольца 28, собачка 18 .2 отжимает последнее и упирается в зуб храпового колеса 10, а на упоре 17 появляется момент от вала 2.

Под воздействием этого момента упор 17 срывается с шариковых фиксаторов 4. С упора 17 через зубчатые колеса 26 и 6 и счетчик 5 оборотов вращение передается на вал 1, и упоры 3 и 17 расходятся. Механизм ограничения выходит из зоны торможеформула изобретения

Устройство для ограничения угла поворота и торможения вращающихся масс по авт.св. 1487015, о т л ич а ю щ е е с я тем, что, с целью повьппения надежности, в устройство введены два блокировочных кольца с ограничителями,, подпружиненные по окружности в сторону. собачек и установленные на обоих торцах храпового

35 колеса так, что зубчатые контуры их профилей идентичны.

16 54803

_#_1 ф1

Составитель И. Яковенко

Редактор В. Данко .Техред А.Кравчук Корректор ° P р

А. Об а

Заказ 1951 Тираж 461 Подлисное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб ., д. 4/5

ПроИзводственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101