Рабочее колесо двигателя, использующего энергию текучей среды

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к гидроэнергетике и м.б. использовано в рабочих колесах двигателей. Рабочее колесо содержит вал, ступицу и расположенные на ней лопасти (Л) 3 аэродинамического профиля. Одна из Л 3 выполнена составной из соединенных между собой пружинными пластинами (П) 4 внутренней и наружной частей 5 и 6 с поперечным разъемом, расположенным под углом к оси Л 3. Л 3 снабжены накладками 7 для крепления П 4. П 4 расположены в одной плоскости, выполнены в количестве не менее трех и прикреплены к наветренной стороне наружной части 6 и к подветренной стороне внутренней части 5 Л 3. Торцы накладок 7 снабжены дуговыми фасками, обращенными к П 4. Такое выполнение рабочего колеса позволяет увеличить его КПД за счет обеспечения оптимального угла установа наружной части 6, а также повысить его надежность и долговечность. 3 ил. Ё О сл С а 4 v|

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК ((9) (11) ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4666876/29 (22) 27.03.89 (46) 15.06.91. Бюл. hh 22 (71) Институт электродинамики АН УССР (72) В.И,Валенко (53) 621.224 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

hL 1460393,-кл. F 03 В 13/12, 1987. (54) РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ДВИГАТЕЛЯ, ИСПОЛЬЗУЮЩЕГОО Э Н Е Р ГИК) ТЕ КУЧ ЕЙ

СРЕДЫ (57) Изобретение относится к гидроэнергетике и м.б. использовано в рабочих колесах двигателей, Рабочее колесо содержит вал, ступицу и расположенные на ней лопасти (Л)

3 аэродинамического профиля. Одна из Л 3 (я)5 F 03 В 13/12, F 03 0 3/00 выполнена составной иэ соединенных между собой пружинными пластинами (П) 4 внутренней и наружной частей 5 и 6 с поперечным разъемом, расположенным под углом к оси Л 3. Л 3 снабжены накладками 7 для крепления П4. П 4 расположены в одной плоскости, выполнены в количестве не менее трех и прикреплены к наветренной стороне наружной части 6 и к подветренной

:стороне внутренней части 5 Л 3. Торцы накладок 7 снабжены дуговыми фасками, обращенными к П 4. Такое выполнение рабочего колеса позволяет увеличить его

КПД за счет обеспечения оптимального угла установа наружной части 6, а также повысить его надежность и долговечность. 3 ил.

1656147

Изобретение относится к гидроэнергетике и может быть использовано в рабочих колесах двигателей, использующих энергию текучей среды, Цель изобретения — повышение КПД, надежности и долговечности рабоче о колеса.

На фиг. 1 показано рабочее колесо, общий вид; на фиг. 2 — то же, вид сзади; на фиг.

3 — узел крепления пружинных пластин к лопастям.

Рабочее колесо двигателя содержит вал

1, ступицу 2 и расположенные на ней лопасти 3 аэродинамического профиля, наклоненные по направлению потока, по меньшей мере одна из которых выполнена составной из соединенных между собой пружинными пластинами 4 внутренней и наружной частей 5 и 6 с поперечным разьемом, расположенным под углом к оси лопасти 3. Последние снабжены накладками 7 для крепления пружинных пластин 4, которые расположены в одной плоскости, выполнены в количестве не менее трех и прикреплены к наветренной стороне наружной части 6 и подветренной стороне внутренней части 5 лопастей 3, а торцы накладок

7 со стороны разъема снабжены дуговыми фасками 8, обращенными к пластинам 4.

Рабочее колесо двигателя, использующего энергию текучей среды, работает следующим образом.

Вал 1 устанавливают параллельно вектору скорости потока рабочей среды. При этом лопасти 3 наклонены по направлению потока. Благодаря пусковому углу установа

О лопастей 3, составляющему, например 15, под действием аэродинамических или гидродинамических сил рабочее колесо начинает вращаться, При этом благодаря центробежной силе наружная часть 6 лопастей 3 отклоняется навстречу потоку, угол установа этих частей уменьшается, а угловая скорость возрастает. После выхода рабочего колеса на рабочие обороты, угол установа наоужной части 6 лопастей 3 находится в пределах 2 — 4, Благодаря тому. что количество пружинных пластин 4 не менее трех, при поломке одной из них сохраняется устойчивость пластин 4 к флаттеру, не происходит также поломки лопасти 3, а необхо5 димость замены сломанной пружины 4 можно определить по звуковым сигналам из зоны разрушения или осмотром.

Вследствие того, что пружинные пластины 4 прикреплены к наветренной сторо10 не наружной части 6 и подветренной стороне внутренней части 5 лопасти 3 с помощью накладок 7, имеющих фаски с образующей в виде дуги, при деформации пружинных пластин 4 исключаются значи15 тельные местные концентрации напряжений, так как пружинные пластины 4 копируют при изгибе образующие накладок

7. За счет этого исключаются остаточные деформации пружинных пластин 4, что при20 водит к повышению КПД, -ак как углы установа наружной части 6 во время работы находятся все время в расчетных пределах, повышаются также надежность и срок службы рабочего колеса.

Формула изобретения

Рабочее колесо двигателя, использующего энергию текучей среды, содержащее

30 вал, ступицу и расположенные на ней лопасти аэродинамического профиля, наклоненные по направлению потока, по меньшей мере одна из которых выполнена составной из соединенных между собой пружинными

35 пластинами внутренней и наружной частей с поперечным разъемом, расположенным подуглом косилопасти, отл ич а ю щеес я тем, что, с целью повышения КПД, надежности и долговечности, лопасти снабжены на40 кладками для крепления пружинных пластин, последние расположены в одной плоскости, выполнены в количестве не менее трех и прикреплены к наветренной стороне наружной и подветрен:сой стороне внутренней частей ло45 пасти, а торцы накладок и лопастей со стороны разъема снабжены дуговыми фасками, обращенными к пружинным пластинам.

1656147

Составитель В.Орехов

Редактор И.Касарда Техред М.Моргентал Корректор И.Муска

Заказ 2036 Тираж 290 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, )К-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101