Способ контроля зубчатых колес

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению , а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес. Цель изобретения - расширение функциональных возможностей путем определения передаточного отношения сопрягаемой пары колес. Это достигается тем, что определяют количество точек экстремума на замкнутой траектории точки обкатываемого колеса и количество оборотов для получения замкнутой траектории. По соотношению этих данных определяют передаточное отношение сопрягаемой пары колес. 4 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК.(я)5 6 01 В 7/28

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ

В (21) 4713951/28 (22) 21.04.89 (46) 15,06.91. Бюл. Рв 22 (72) B.А.петров и А.В.петров (53) 531.717.2:621.833 (0.88.8) (56) Авторское свидетельство СССР

N. 1583729, кл. G 01 8 5/20, 1988 (54) СПОСОБ КОНТРОЛЯ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС (57) Изобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контИзобретение относится к машиностроению, а именно к методам и средствам контроля зубчатых колес.

Цель изобретения — расширение функциональных возможностей путем определения передаточного отношения сопрягаемой пары колес.

На фиг.1 изображена конструктивная схема устройства для осуществления способа контроля зубчатых колес; на фиг.2 — пример траектории. соответствующий обкату колес с числом зубьев ZI -72 по неподвижному колесу с числом зубьев 2э 24 с образованием замкнутой .траектории при выполнении трех оборотов; на фиг.3 — пример траектории, соответствующий сопрягаемым колесам с числами зубьев 21.- 24 и 22 - 72 при выполнении одного оборота; на фиг.4— пример траектории, соответствующий сопрягаемым колесам с числами зубьев Zg 60 и 2 80 с образованием замкнутой траектории при совершении трех оборотов.

Устройство (фиг.1) содержит основание

1 с листом бумаги 2, на котором зафиксировано, например, винтом 3 неподвижное колесо 4. С ним введено в зацепление Ы 1б5б31б А1 роля зубчатых колес. Цель изобретения— расширение функциональных возможностей путем определения передаточного отношения сопрягаемой пары колес. Это достигается тем, что определяют количество точек экстремума на замкнутой траектории точки обкатываемого колеса и количество оборотов для получения замкнутой траектории. По соотношению этих данных определяют передаточное отношение сопрягаемой пары колес. 4 ил. подвижное колесо 5 с вставленным в era отверстие вблизи венца пишущим стержнем 6.

Определение или контроль передаточного отношения колес производится следующим образом.

Подвижное, например, контролируемое колесо 5 с помощью пишущего стержня (штифта) 6 обкатывают по неподвижному (эталонному) колесу 4, закрепленному вин том 3, до получения замкнутой траектории на листе бумаги 2, лежащим под колесами.4 и 5 на основании 1.

Передаточное отношение (0 колес получают как отношение количества вершин(а) полученной замкнутой траектории к числу выполненных оборотов (п) подвижного колеса A) вокруг неподвижного (21);

Для случаев, представленных на фиг.2, имеем: а) число оборотов n - 3, число вере 1 шин m = 1, тогда I - — = —, проверим: I =

22 24 1. — = — = —; б) и 1, m --3,,I -3, проверка:.21 72 3

1656316

Фиа 2

Z272 . 4 ! - — = — = 3; в) m-4, п -3,1- —, проверка:

21 24 3

80 4 мв—

60 3

Процесс передаточного отношения сводится к выполнению обката одного колеса другим до получения замкнутой траектории с подсчетом числа оборотов и {обкатов). За; тем подсчитывают количество экстремальных точек (вершин) траектории и записывают полученные величины в виде дроби

Ф

Эта величина равна передаточному отношению данной пары зубчатых колес.

Выполнение математических операций для определения передаточного отношения не требуется.

Формула изобретения

Способ контроля зубчатых колес, заключающийся в том, что производят обкат

5 зубчатого колеса по сопряженному зубчатому колесу и по характеру траектории точек обкатываемого судят о его числе зубьев, о тл и ч а ю шийся тем, что, с целью. расширения функциональных возможностей пу10 тем определения передаточного отношения сопрягаемой пары колес, определяют количество экстремумов на траектории точки обкатываемого колеса и количество оборотов последнего, необходимое для получения

15 траектории, и используют эти соотношения для определения передаточного отношения сопрягаемой пары колес.

1656316

Составитель Б.Афонский

Техред М.Моргентал Корректор М.Демчик

Редактор В.Ковтун

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101

Заказ 2044 Тираж 391 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035. Москва, Ж 35, Раушская нэб., 4/5