Шахтная подъемная установка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к горному делу, в частности к шахтным подъемным установкам. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей . Установка содержит подъемную машину 1, расположенную между двумя копрами 5, установленными над сдвоенными стволами 4, а направляющие шкипы 6 разных копров 5 расположены в одной плоскости. При этом набегающая и сбегающая ветви каната 3 переброшены через направляющие шкивы 6 разных копров 5, а ось подъемной машины 1 составляет с нормалью к плоскости направляющих икивов 6 угол, отсчитываемый от нормали в направлении канатов 3. За счет расположения двухбарабаиной подъемной машины 1 под углом к нормали к плоскости направляющих шкивов 6 уменьшаются угол девиации и длина струны каната 3. 11 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСНИХ

РЕСПУБЛИК ц91SU OI) 1

А1 (51)5 В 66 Н 15/00

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К А BTOPCKOMY СВИДЕТЕЛЬСТВУ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР (21) 4473936/11 (22) 11.08.88 (46) 23.06 .91. Бюп. Р 23 (71) Криворожский горнорудный институт (72) A È.Задорожный, О.Г.Сахно, А.A.Ãóëü и Н.Н.Лидо (53) 621.876 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР

Е - 90741, кл. E 21 D 1/00, 1950. (54) 11АХТНАЧ ПОЛЪИЯАЯ УСТАНОВКА (57) Изобретение относится к горному делу, в частности к шахтным подъемным установкам. Цель изобретения— расширение эксплуатационных возможностей. Установка содержит подъемИзобретение относится к горному делу, в частности к шахтным установкам, и может быть использовано для оборудования сдвоенных вертикальных стволов шахт и рудников.

Цель изобретения — расширение эксплуатационных возможностей.

На фиг.1 показана подъемная установка, общий вид; на фиг.2 — подъемная машина со EIKHBOM трения и отклоняющими шкивами; на фиг.3 — подъемная машина со ггкивом трения, ось Которой повернута относительно нормали к плоскости шкивов па уголoC на фиг.4 — подъемная установка при однобарабанной подъемной машине, вид в плане; на фиг.5 — то же, при дву.-.барабанной -.одъемной машине;на фиг.б

2 ную машину 1, расположенную между двумя копрами 5, установленными над сдвоенными стволами 4, а направляющие шкивы 6 разных копров 5 расположены в одной плоскости. При этом набегающая и сбегающая ветви каната 3 переброшены через направляющие шкивы

6 разных копров 5, а ось подъемной машины 1 составляет с нормалью к плоскости направляющих шкивов 6 угол, отсчитываемьп от нормали в направлении канатов 3. За счет расположения двухбарабанной подъемной машины 1 под углом к нормали к плоскости направляюг1их шкивов 6 уменьшаются угол девиации и длина струны каната 3.

11 ил. то же, при двухбарабанной подъемной машине, ось которой повернута относительно нормали к плоскости шкивов на угол ю(„ на фиг.7 — то же, при подъемной мапине со шкивом трения, ось которой повернута относительно нормали к плоскости шкивов на угол р(д на фиг.8 — вид по стрелке А на фиг.3; на фиг.9 — вид по стрелке

Б на фиг.8; ца фиг.10 — схема измерения углов отклонения канатов на двухбарабанной подъемной машине в процессе работы шахтной подъемной установки; на фиг ° 11 — общий вид макета подъемной установки с двухбара, банной подъемной машиной.

Лахтная подъемная установка содержит подъемную машину 1, связанную

1657461 с подъемными сосудами 2 посредством канатов 3, и установленные над сдвоенными стволами 4 копры 5 с направляюцими пкивами 6, череэ которые переброшены канаты 3. Направляюцие шкивы 6 каждого из копров размещены в одной плоскости, а между копрами

5 установлена подъемная машина 1.

Набегаюцая и сбегающая ветви канатов

3 при этом переброшены через направляющие шкивы 6 разных копров (см. фиг.1). шахтная подъемная установка ( с подъемной машиной со шкивом трения снабжается одним или двумя отклоняющими шкивами 7, обеспечивающими необходимый угол охвата канатом 3 шкива трения подъемной машины 1, а такие уравновешивающими канатами 8, закрепляемыми, например, 20 одними концами к закладным деталям

9, а другими — к подъеглному сосуду

2 (см. фиг.2).

Макет пахтной подъемной установки состоит из двух подшкивных площадок 25

10 и 11 каждая из которых закрепляется с возможностью перемещения вверх и вниз на трех вертикальных 1рубчатых стойках 12-14 и 15-17.

Наиболее удаленные от подъемной маши- 30 ны стойки 14 и 17 расположены соосно с отвесами канатов макета подъемной установки, а остальные стойки

12-, 13 и 15, 16 установлены попарно-симметрично относительно плоскости, проходяпей через оси стоек 14 и 17. На подшкивных площадках 10 и

11 установлены полукруглые сегменты шкивов 18 и 19, жестко соединенные с втулками 20 и 21, посаженными 40 с возможностью поворота относительно оси отвеса каната на стойки 14 и 17.

На подшкивных площадках 10 и 11 имеются координатные сетки 22 и 23, поэволяюцие определять угловые и ли- 45 нейные координаты положения крайней перемещающейся точки сегментов шкивов 18 и 19 относительно первоначального-положения, при котором плоскости сегментов пкивов 18 и 19 совпа- 0 дают с плоскостью, проходящей через ртвесы канатов.

На уровне нулевой отметки центра па<ива размещается .перемещающаяся

55 вдоль плоскости, проходящей через оси стоек 14 и 17, горизонтальная платформа 24, на которой установлена верхняя половина макета двухбарабанной подъемной машины. Макет барабана 25 подъемной иаыишг имеет возможность поворачиваться на платформе относительно вертикапьной оси, проходящей через центр симметрии барабанов и находяпейсл в проходяцей через оси стоек 14 и 17 плоскости. Угол поворота барабана 25 подъемной машины и положение крайних точек оси вращения подъемной машины определяются по координатной сетке 26. Положение центра симметрии барабанов подъемной машины относительно отвесов канатов определяется по линейной шкале 27.

На сегментах шкивов 18 и 19 закрепляются по две струны 28 и 29.из топкой круглой резины, другие концы которых после натяжения закрепляются у противоположных реборд соответствующих барабанов 25 макета подъемной машины. Струны 28 и 29 имитируют крайние положения канатов на барабане.

Подъемная установка работает следуюцим образом.

Дпя подъема и опускания сосудов вращают барабан подъемной маыины 1.

При этом канат 3, переброшенный через шкив 6 одного копра 5, сматывается с барабана подъемной машины 1, а канат 3, переброшенный через шкив 6 другого копра 5, наматывается на барабан. Происходят опускание сосуда 2 в одном стволе 4 и подъем в другого.

При работе в аварийном режиме обрыв каната 3 может произойти, когда подпиглаеггый на полной скорости сосуд 2 внезапно затормаживается каким-либо препятствием, а барабан подъемной машины 1 продолжает натягивать канат 3. Такой случай может произойти, когда сосуд 2, не остановившись при подъеме на приемной плоцадке, ударяетсл о направляюций шкив 6. В оборвавшейся набегаюцей ветви каната 3 возникает усилие, соответстиуиггее разрывному усилию каната 3 и равное 6-9 рабочим нагрузками в канате 3. Нагрузка в набегающей ветви каната 3 от разрывного усилия будет приложена к направляющим шкивам 6 одного из копров 5.

При тормог<епии поднимаемого сосуда

2, сопровождаггг емся обрывом каната

3, барабан подъемной машины 1 также резко эатормаг<нвается, что вызывает аналогичное торможение спускающегося сосуда 2. При этом ветвь каната

3, сбегаи»»ая с барабана подъемной машины 1, исп»»тывает динамическое натяжение, а возникающее в сбегающей ветви каната 3 усилие равно двойному рабочему усилию. Нагрузка от натяжения

5 сбегаюцей ветви каната 3 прикладывается к напрапляюцему шкиву 6 другого копра 5, поскольку набегающая и сбегающая ветви каната 3 переброшены через направляюг»ие шкивы 6 разных копров 5. При двухподъемной установке в канатах 3 другой подъемной машины, набегаюцая и сбегаюцая ветви каната

3 которой также переброшены через направляющие пкивы 6 разных копров

5, в этот же момент действуют усилия, равные по величине рабочим усилиям в канатах 3 и приложенные к направляюцим шкивам 6 разных копров 5. 2С

Угол метду осью подъемной машины и нормалью к плоскости шкивов 6 определяется из выражений в +F

arcsin ††--, если

211

1657461

ВС ВАС =- arc s in

В 1в + 0 53 (ls + 1эг) arc»n = Зо

1-д15) 1-) 15 если

ВС=»l +Я, где d — диаметр каната;

35 E, — допусти>»ьв» зазор между ветвями каната.

Подставляя значения ЛВ и ВС в выражение для определения jRAC, нахо40 дят

1»В

52 1 В + (1 1 )

45 Поскольку стороны ЛВ и ЛС этого угла соответственно перпендикулярны оси подъемной машины и нормали к плоскости шкивов, то ВАС = М .

Сл ед ов ат ель но, где В »

11) 1

1 (1 1)B

1,В + (1 -1,) >

5Z В 12 5) агсзи --- †вЂ, если

212

В (21а-1 ) + ((1 -1 )

2 В 1

2 ! шири»»а навивочной поверхности барабана подъемной машины; расстояние между внутренними ребордами барабанов; меньшее и большее расстояния между осью подъем»»о»» машины и отвесами канатов разных копров;

1, 1<2- Лли»»ы с тру»» ка»»атов ме% у

I барабанами подъемной машины и направляющими шкивами, расположенными соответственпо на бли>»нем и дальнем от подъемной машины копрах.

В результате экспериментов установлено, что расстояние между точками Л и В схода канатов со шкива трения подъемной маш»»ны мало изменяется от угла OC между осью подъемной машины и »»ормалью к плоскости шкивов и с точностью до ЗЕ может быть определено выра>»ением

АВ = D<, . ° sin (О» /2), где D — диаметр шкива трения

М.т, подъемной машины;

0(о угол обхвата канатом шкива трения подъемной машины.

Иэ прямоугольного треугольника

ЛВС (см. фиг.8) находят угол DIRAC где ВС вЂ” расстояние между осями сопря><е»»ных ветвей каната (см. фиг.8)

d + f

» ..ВАС = arcsin . (® ь|, т.

+ f

О. = arcsin . (у ) Фор»»ула иэ обретения

Иахт»»ая подъемная установка, содержащая горизонтально размещенную между копрами подъемную машину,свя1657461 р arcsin (21 -1, ) + О (1 -1, ) В 2

61 5г

20 где В

D+T.

30 занную с подъемными сосудами посредством канатов, огибаюцих смонтированные на каждом копре в одной и той же плоскостИ направляющие шкивы, причем набегающая и сбегающая ветви каната охватывают направляющие шкивы разных копров, а ось подъемной машиВ+3 агсв1п 21 если 1 16

1 I

В +1

Ь

aresin 21 если 1 >1 2. 1 2 а при подъемной манине со шкивом трения — иэ выражения а+ Р

К = arcsin. — — — т- — - —

D sing 72

Ь,т — нирина навивочпой поверхности барабана подъемной машины; — расстояние между внутренними ребордами барабанов; — меньшее и большее расстояния между осью подьемной манины и отвесами канатов разных копров; ны составляет угол 4 с нормалью к плоскости направляюг их шкивов в направлении каната, о т л и ч а ю щ а я с я тем, что, с целью расширения эксплуатационных воэможностей, угол

04 при двухбарабанной подъемной машине определяют иэ выражения

В(21 -1 )+g(1- 1 )

В1

ы струн канатов между барабанами подъемной ма-. шины и направляющими шкивами, расположенными соответственно на ближнем и дальнем от подъемной машины копрах; диаметр каната, м; допустимый зазор между ветвями каната, мм; диаметр шкива трения подьемной машины, мм; угол обхвата .канатом шкива трения подъемной манины.! 7 E (i j

1b574h !

165 7461

Фиг. б

1657461 био А

1657461

0(.

Составитель !. l < nèñoâà

Редактор T.ÈDàíîâà Техрел М .. 1оргентал Корректор А.Обручар

Тираж 308

Закав 2426 Подл ис ное

ВНИИПИ Государственного комитета ло изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., д. 4/5

Производственно †издательск комбинат "Патент", г. Ужгород, ул. Гагарина, 101