Клапан для обсадной колонны
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к нефтяному оборудованию и предназначено для технических средств при креплении скважин. Цель - повышение работы клапана. Он имеет диск 9 с фигурным днищем под шаровой запорный орган 8 и установленный на нем шток 10 с упругими элементами 11 на конце. Диск 9 размещен в сквозной пробке 12 и зафиксирован в последней в исходном положении срезным элементом 13. Клапан имеет основной и дополнительный каналы, соединенные радиальным каналом 14, в котором со стороны дополнительного канала выполнены пазы, а запорные элементы 4 и 5, соединенные между собой стержнем. После закачки в затрубное пространство всей порции цементного раствора и снятия давления над корпусом 1 клапана запорный элемент 5, обладающий положительной плавучестью, садится в нижнее седло основного канала, исключая -тем самым переток цементного раствора из затрубного пространства . 2 ил. Ё О ел vj О ю ю
< « З !:Ϋl ГСV<1X
С ЯЦИЛЛИ<;<И «<.КИХ
ГЛ СПУГ ЛИК
„., 5Ц «, 1657622 А1
<с<)с Е 21 В 34/10, 33/14 гос дм стмннь<и комитГI
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
Г1РИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ запорный орган 8 и установленныи на НсМ шток 10 с упругими элемен<ами 11 на конце, Диск 9 размещен в сквозной пробке 12 и зафиксирован в последней в исходном положении срезным элементом 13. Клапан имеет основной и дополнительный каналы, соединенные радиальным каналом 14, в котором со стороны дополнительного канала выполнены пазы, а эапорные элементы 4 и
5, соединенные между собой стержнем. После закачки в затрубное пространство всей порции цементного раствора и снятия давления над корпусом 1 клапана запорный элемент 5, обладающий положительной плавучестью, садится в нижнее седло основного канала, исключая .тем самым переток цементного раствора из затрубного пространства. 2 ил. (21) 4687671/03; 4687669/03 (22) 06.05.89 (46) 23.06.91.Бюл.N 23 (71) Ивано-Франковский институт нефти и газа (72) Л.Е.Е вчук, С.И.Тарае вский, А.В. Раш кевич и В.В.Малисевич (53) 622.24.05(088,8) (56) Авторское свидетельство СССР
N. 1265292, кл. Е 21 В 34/10, 1985.
Авторское свидетельство СССР
N 1493768, кл, Е 21 В 34/10, 1987. (54) КЛАПАН ДЛЯ ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ (57) Изобретение относится к нефтяному оборудованию и предназначено для технических средств при креплении скважин.
Цель — повышение работы клапана. Он имеет диск 9 с фигурным днищем под шаровой
11
12
13
8
1
1657622
Изобретение относится к нефтяному оборудованию, в частности к техническим средствам, используемым при креплении скважин, а именно к клапанам для обсадных колонн, Целью изобретения является повышение надежности его работы.
На фиг.1 представлен клапан в исходном положении при спуске в скважину, продольный разрез; на фиг.2 — клапан при закачке цементного раствора в затрубное пространство, продольный разрез.
Клапан для обсадной колонны состоит из корпуса 1, устанавливаемого внутри обсадной колонны 2, которая в нижней части содержит окна 3 для перетока жидкости.
Корпус 1 содержит основной канал с седлами под эапорные элементы 4 и 5, которые связаны между собой стержнем 6. В дополнительном канале корпуса 1 помещено седло 7 под шаровой запорный орган 8, диск 9 с фигурным днищем и штоком 10, содержащим на конце упругие элементы 11. Диск 9 зафиксирован в исходном положении в сквозной пробке 12 с помощью срезного элемента 13. Основной и дополнительный каналы соединены радиальным каналом 14, который с сторона дополнительного канала содержит пазы, выполняемые через отверстие, закрытое технологической пробкой 15.
Клапан для обсадной колонны работает следующим образом, Перед спуском в скважину по опрессовочному давлению выполняется расчет срезного элемента 13 на давление выше опрессовочного. B дополнительном канале . 4 устанавливается сквозная пробка 12 с диском 9, зафиксированным срезным элементом 13, корпус 1 закрепляется в обсадной колонне 2 и выполняют ее спуск в скважину.
При спуске обсадной колонны 2 в скважину промывочная жидкость через окна 3 поступает под корпус 1 и, приподнимая над седлом 7 шаровой эапорный орган 8, через дополнительный канал, радиальный канал
14 и основной канал поступает во внутреннюю полость обсадной колонны 2. При этом эапорный орган 5 перекрывает нижнее седло основного канала, а запорный орган 4 приподнят над его верхним седлом. Перекрытию радиального канала 14 запорным органом 8 препятствуют пазы, выполненные в радиальном канале 14 со стороны дополнительного канала.
После окончания спуска обсадной колонны 2 в скважину на устье ее соединяют с опрессовочным и цементировочным оборудованием, 5
При опрессовке в результате движения жидкости сверху вниз запорныи орган 4 прижимается к верхнему седлу ог.новного канала, открывая при этом его нижнее седло за счет того, что эапорные органы 4 и 5 соединены между собой ст .ржнем 6. Давление обсадной колонны 2 повышается до опрессовочного и выдерживается определенное время. После повышения давления выше опрессовочного срезной элемент 13 разрушается и диск 9 со штоком
10 и упругими элементами 11 смещается вниз, прижимая шаровой запорный орган 8 к седлу 7.
При прохождении отверстия сквозной пробки 12 упругие элементы 11 сжимаются, а после прохождения отверстия сквозной пробки 12 разжимаются и упираются в выступы сквозной пробки 12 (фиг.2). При этом шаровой запорный орган 8 фиксируется в седле 7, а радиальный канал 14 полностью освобождается.
В процессе цементирования раствор проходит в промежутках между упругими элементами 11 и через дополнительный канал, радиальный канал 14 и основной канал, отжимая от нижнего седла запорный орган
5, поступает под корпус 1, а затем через окна 3 в эатрубное пространство. После закачки в эатрубное пространство всей порции цементного раствора и снятия давления над корпусом 1 в запорный орган 5, обладающий положительной плавучестью, садится в нижнее седло основного канала, исключая тем самым обратный переток цементного раствора из эатрубного пространства.
Формула изобретения
Клапан для обсадной колонны, содержащий корпус, размещенные в последнем запорные элементы положительной плавучести, основной канал с седлами под эапорные элементы, дополнительный канал с размещенными в нем сквозной пробкой, шаровым запорным элементом и седлом, обращенным к последнему посадочной поверхностью, и радиальный канал, соединяющий основной и дополнительные каналы, отличающийся тем, что. с целью повышения его работы, он снабжен диском с фигурным днищем под шаровой запорный элемент и установленным на нем штоком с упругими элементами на конце, при этом диск размещен в сквозной пробке и зафиксирован s последней в исходном положении срезным элементом, в радиальном канале со стороны дополнительного канала выполнены пазы, а запорные элементы соединены между собой стержнем.
12
13
11
19 б
8
7
Фиг. 2
Составитель Е,Молчанова
Техред M.Ìoðlåíòàë
Корректор М.МаксимишинеЧ
Редактор M.Áëàíàð
Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 1694 Тираж 367 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5