Стеклоочиститель

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к приводам стеклоочистителей транспортных средств. Цель - повышение эффективности очистки стекла. Стеклоочиститель содержит щетку для стекла, ползун 2, корпус 4 с направляющими 5 для ползуна 2, полый вал 6, жестко связанный с корпусом 4 и установленный с возможностью вращения в отверстии кузова транспортного средства, вал 9, размещенный соосно в полом вале 6 и жестко связанный с кривошипом 11, свободный конец которого связан с шатуном 13, соединенным с ползуном 2, а также мотор-редуктор, на выходном валу которого закреплен кривошип, на котором шарнирно закреплен шатун 17 посредством звена, выполненного в виде коромысла 19, связанный с валами 6 и 9. На концах последних установлены зубчатые колеса 15 и 16 соответственно, которые находятся в зацеплении с зубчатыми секторами 21 и 22, выполненными на коромысле 19. От шатуна 17 передается усилие на коромысло 19, которое совершает возвратное вращение вокруг оси 20, при этом зубчатый сектор 21 поворачивает корпус 4, вместе с которым поворачивается ползун 2, а зубчатый сектор 22 приводит в возвратно-поступательное перемещение ползун 2, который скользит в направляющих 5 корпуса 4. 4 з.п.ф-лы, 3 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (5п5 B 60 S 1/36

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

12 f3 2

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4190937/11 (22) 04.02.87, (46) 07.07.91.Бюл. ¹ 25 (71) Волжское объединение по производству легковых машин "АвтоВА3" (72) П.К.Бернадский (53) 629.113.011.673 (088,8) (56) Патент ФРГ № 3405131, кл. В 60 S 1/36, 1985. (54) СТЕКЛООЧИСТИТЕЛЬ (57) Изобретение относится к приводам стеклоочистителей транспортных средств.

Цель — повышение эффективности очистки стекла. Стеклоочиститель содержит щетку 1 для стекла, ползун 2, корпус 4 с направляющими 5 для полэуна 2, полый вал 6, жестко связанный с корпусом 4 и установленный с возможностью вращения в отверстии кузова транспортного средства, вал 9, размещенный соосно в полом вале 6 и жестко

5U 1661016 А1 связанный с кривошипом 11, свободный конец которого связан с шатуном 13, соединенным с ползуном 2, а также мотор-редуктор, на выходном валу которого закреплен кривошип, на котором шарнирно закреплен шатун 17 посредством звена, выполненного в виде коромысла 19, связанный с валами 6 и 9. На концах последних установлены зубчатые колеса 15 и 16 соответственно, которые находятся в зацеплении с зубчатыми секторами 21 и 22, выполненными на коромысле 19. От шатуна

17 передается усилие на коромысло 19, ко. торое совершает возвратное вращение вокруг оси 20. при этом зубчатый сектор 21 поворачивает корпус 4, вместе с которым поворачивается полэун 2, а зубчатый сектор

22 приводит в возвратно-поступательное перемещение ползун 2, который скользит в направляющих 5 корпуса 4, 4 з.п,ф-лы, 3 ил, 1661016

Изобретение относится к средствам

Очистки стекол, пре!Иелущес1 венна лаоавых стекол транспортных средс в, и, в частности, касается конструкции механизма привода таких средств.

Цель изобрете<ния — повышение эффективности очистки стекла, Ба фиг.1 изображен с еклоачиститель, общий вид; на фиг.2 — разрез А-А на фиг.":; на фиг.3 — вид Б на фиг.2, Стеклоачистител;. преимущественно стекла транспортного средства содержит щетку 1 для стекга, ползун 2, на конце которого закреплен рычаг 3. щеткодержатель, :орпус 4 с направляеан..;ими 5 для ползуна 2, полый вал 6, жестко связанный с корг1усом

4 и установленный в I o, Inпниках 7 в GTBBlt" стии несущей пластины В, жестко закрепленной на кузове автомобиля, второй вал 9, установленный саосно внутри полога вала 6 в подшипниках l0 и жес1ка связанный с кривошипам 11. СвОбадный KQIIBN каивО шипа 11 связан через крег|ежный элемент, например шип 12, с шату I<>M 1», который 8 свою очередь соединен с ползуном 2 посредством крепежного элемента, например шипа 14. На концах полого 6 In второго 9 валов жестко установлены зубчатые l

15 и 16 соответственно. На выходном валу привода стеклоочистигеля, например, мотор-редуктора закреплен кривошип (не показан), на котором шарнирно закреплен второй шатун 17. Свободный конец шатуна

17 связан посредством крепежного элемента. например шипа 18, с коромыслом 19, установленным с воэма>кнастью возвратного перемещения íà <>ciI 20, которая закреплена на несущей пластине 8. На коромысле

19 выполнены зубчатые сзкторы 21 и 22, находящиеся в зацеплении = зубчатыми колесами 15 и 16 соответственно.

Стеклоочиститель работает следуеощим образом.

Электродвигатель вращает выходной вал мотор-редуктора, с шипом которого шарнирно связан шатун 17, передающий приводное усилие на коромысла 19, которое совершает возвратное вращение вокруг оси

20, При этом зубчатый сектор 21 через зубчатое колесо 15 и вал 6 поворачивает корпус

4, вместе с которым гюворачиваются палзун

2 рычага 3 щеткодер>1<ателя со щеткой 1, Одновременно через зубчатый сектор 22 коромысло 19 вращает зубча гое колесо 16 с валом 9 и кривоылпом 11, приводящим в движение ползун 2, который скользит в на- . правляющих 5 корпуса 4, При этом рычаг щеткодержэтеля изменяет свою длину, чта совместна с поворотом!<0)" !уса 4 Обеспечивает криволинейнуеа траекторию переме5

20 5

4Q

55 щения щетки 1, захватывая расширенную зону очистки на стекле.

Коромысло 19 под действием переменного по направлению усилия, передаваемага ему шатуном 17 от кривашипа мотор-редуктора, совершает возвратное вращение вокруг оси 20. При этом зубчатый сектор 21 коромысла 19 посредством колеса 15 приводит в реверсируемое вращение полый вал 6 корпуса 4, а зубчатый сектор 22 посредством зубчатого колеса 16 приводит в реверсируемое вращение вал 9 кривошипа 11.

Предлагаемый механизм действия привода позволяет обеспечить однозначную связь длины рычага 3 щеткодержателя с его угловым положением.

На фиг,? In 3 показан пример, когда одно из зубчатых зацеплений механизма углового перемещения рычага 3 щеткадержэтеля

1 (зуб |атый сектор 21 — колесо 15) выполнено внeøíèì, а второе механизма удлинения рычага 3 щеткадержателя 1 (зубчатый сектор 22 — колесо 16) — внутренним, При этом корпус 4 и кривошип 11 ползуна 3 вращаются во встречных направлениях.

Воэмо>кно исполнение такого механизма и с другими сочетаниями видов зацеплений(внутреннее — внешнее, внешнее-внешнее, внутрен нее-внутреннее).

Основной задачей при проектировании стеклоочистителя является выбор параметров зубчатых зацеплений, Задача решается прежде всего исходя из того, какова форма контура стекла. Главным критерием при этом является угол Q, измеренный из центра вращения рычага 3 щеткодержателя между направлениями, в котарь.х длина рычага 3 щеткодержателя должна быть наибольшей, такими, например, являются верхние углы стекла. Учитывая то, что в механизме стеклоочистителя применено смешанное (внешнее-внутреннее) зацепление коромысла 19 с зубчатыми колесами 15 и 16 валов 6 и 9 соответственно. при котором обеспечивается встречное вращение рычага 3 щеткодержателя и кривошипа ",1 полэуна 2„и то, что за время поворота рычага на угол а кривошип 11.должен повернуться нэ угол (360 — а ), находят относительное передаточное отношение зубчатых зацеплений

360о (1).

tynp и где 1ур — передаточное отношение зубчатого зацепления механизма удлинения рычага, оавное

lyI = ye«yi (2) 1661016 где Кур — радиус начальной окружности зуб- корпус с нап чатого сектора 22 механизма удлинения рыус с направляющими для полз на

У чага3,г — а исн

ы- полый вал, жестко связанный с корпучага, fyp — радиус начальной окружности сом и установленный с в .н вленный с возможностью и> — пе е ат инения рычага; вращения в отверстии кузова трансупр — передаточное отношение зубчатого 5 портного сре с зацепления механизма углового перемеще- ленный соосно вн едства, второй вал, становУ ния рычага 3, равное ленный соосно внутри полого вала и же! =R / р, стко связанный с кривошипом, свободный геR улр = упрг гупр, (3) конец которого связан с шатуном, который

3 бч где у„р — радиус начальной ок жности ру соединен с упомянутым ползуном. а также зу чатого сектора 21 механизма углового 10 мото — е кто перемещения рычага 3 г мотор-редуктор, на выходном валу которого чальной окружнос 15

ычага; гупр — радиус на- закреплен вто ой к и ти колеса 5 механизма шарни но зак епл

pî кривошип, на котором углового перемеще 3. Д р р плен второй шатун, своим: ния рычага . Далее, ис- свободным кон м цом кинематически связани новочных соо ражений, зада- ный с полым и вторым валами. о т л и ч а юются углами полного поворота рычага 3 15 шийся тем что щеткодержател (3) В у р, я и коромысла 1 и по фо - э е ф р- фф ктивности очистки стекла, кинематичеM}tR8 находят Вулр и гупр, учитывая, что у о п ская связь включает в себя установленное с упрг гулр = рр" /1к, (4) в озможностью возвратного перемещения где Pp — компоновочный угол полного пово- звено и колесо, стано со, установленные на концах рота рычага 3 щеткодержателя между край- 20 полого и второго валов и лов и находящиеся в л жениями, — компоновочный зацеплении с дорожками, которые выполнеугол полного поворота коромысла 19, и что ны на упомянутом звене. (5) 2. Стеклоочиститель по и 1, о т л и ч а югде  — межосевое расстояние между осью шийся тем, что звено представляет собой коромысла 19 и осью валов 6 и 9(фиг,2), иэ 25 шарнирно закрепленное на кузове трансформулы (1) находят величину гур и, учиты- портного средства коромысло, на котором вая, что выполнены зубчатые секторы, находящиеся

Яур гур = В, (6) в зацеплении с колесами, которые также находят величины Ryp и г yp i выполнены зубчатыми, Величина В может бы быть выбрана из ус- 30 3. Стеклоочиститель по и. 2, о т л и ч а юловий компоновки или исходя из других гра- шийся тем, что одно из кОлес об аз ет с у, выполнение которых сектором внешнее, а другое — внутреннее необходимо обеспечить. зацепления.

4, Стеклоочиститель по и. 2, о т л и ч à еФормула изобретения 35 шийся тем, что оба колеса образуют с

1. Стеклоочиститель преимущественно секторами внешнее зацепление. стекла транспортного средства, содержа- 5. С теклоочиститель по и. 2, о т л и ч а юто ого з щии щетку для стекла, ползун, на конце ко- шийся тем, что OОа колеса б о разуют с р закреплен рычаг щеткодержателя, секторами внутреннее зацепление.

Зона очосгпкц ппеклоонистотеля сиеизиеияемоддтноо рычага

Зона ачисгпт стегяооииппи16б1016

2f

Составитель В.Ионова

Техред M.Ìîðãåíòàë Корректор О.Кравцова

Редактор О.Хрипта

Производственно-издательский комбинат "Патент", r. Ужгород, ул,Гагарина, 101

Заказ 2087 Тираж 347 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35. Раушская наб., 4/5