Электропроводное изделие

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к области электротехники, в частности к изделиям, предназначенным для работы в датчиках контроля сжигания топлива в автомобильных двигателях. Цель изобретения - снижение электросопротивления и скорости старения, повышение плотности. Электропроводное изделие преимущественно для датчиков контроля сжигания топлива в автомобильных двигателях выполнено в виде полого тела вращения из керамики на основе диоксида циркония, частично стабилизированного оксидом иттрия, имеет керамическое покрытие, включающее, мас.%: оксид иттрия 15,1 - 16,8, оксид меди 2,0 - 2,3, оксид лития 0,5 - 1,1, диоксид циркония остальное. Изделие имеет электросопротивление 49,6 - 60,0 Ом<SP POS="POST">.</SP>см при 800°С, прирост электросопротивления после 72 ч работы при 900°С 15,0 - 27,3%, плотность 5,79 - 5,85 г/см<SP POS="POST">3</SP>. 1 табл.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (я)5 С 04 В 35/48

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

М .Ф ..: ..ю °

1 н) 14) 1:

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4467421/33 (22) 29.07.88 (46) 07.07.91. Бюл. М 25 (71) Восточный научно-исследовательский и проектный институт огнеупорной промышленности (72) Н.А. Лихоманова и Ю,С, Торопов (53) 663,762.52(088,8) (56) Патент США М 4525464, кл. С 04 В 35/48, 1985. (54) ЭЛЕКТРОПРОВОДНОЕ ИЗДЕЛИЕ (57) Изобретение относится к области электротехники, в частности к изделиям, предназначенным для работы в датчиках контроля сжигания топлива в автомобильных двигателях. Цель изобретения — снижеИзобретение относится к электротехнике, а именно к электропроводным керамическим изделиям на основе диоксида циркония, предназначенным для работы в датчиках контроля сжигания топлива в автомобильных двигателях.

Цель изобретения — снижение электросопротивления и скорости старения, повышение плотности., Электропроводное керамическое изделие для датчика контроля сжигания, топлива в автомобильных ддвигателях„ вы пол нен нсе в виде тела вращения — цилиндрической пробирки, содержит твердый электролит из диоксида циркония, частично стабилизированного оксидом иттрия, и покрытие, нанесенное на поверхность твердого электролита толщиной 0,1-0,2 мм.

Материал твердого электролита содержит, мас. : диоксид циркония 96,4; оксид иттрия

3,6. Диоксид циркония в структуре твердого

„„Я2„, 1661164 А1 ние электросопротивления и скорости старения, повышение плотности. Элеткропроводное изделие преимущественно для датчиков контроля сжигания топлива в автомобильных двигателях выполнено в виде полого тела вращения из керамики на основе диоксида циркония, частично стабилизированного оксидом иттрия, имеет керамическое покрытие, включающее, мас. : оксид иттрия 15,1 — 16,8, оксид меди

2,0 — 2,3, оксид лития 0,5 — 1,1, диоксид циркония остальное, Изделие имеет электросопротивление 49,6 — 60,0 Ом.см при 800 С, прирост электросопротивления после 72 ч работы при 900 С 15,0 — 27,3, плотность

5,79 — 5,85 г/см, 1 табл.

< электролита представлен тремя модификациями: тетрагональной, кубической ;и моноклинной. . аювЪ

Материал покрытия содержит диоксид циркония, стабилизированный оксид иттрия до кубической модификации, оксид меди и оксид лития.

Состав материала покрытия приведен в таблице. (:

Керамическое изделие изготовля ют сле- фь дующим образом.

I.

Твердый электролит, полученный методом литья под давлением из термопла«а стифицированного шликера, подвергают утильному обжигу для придания ему механической прочности, необходимой для осуществления последующих технологических операций. На полученный твердый электролит наносят покрытие методом обмазки или окунания в шликер на основе раствора поливинилового спирта, содержащего порошки

1661164 оксидов иттрия, меди, циркония и карбоната лития (составы 3, 4), или s шликер на основе раствора поливинилового спирта, содержащего порошок диоксида циркония и раствор хлоридов иттрия, лития и меди 5 (составы 5 — 6), при этом соотношение компонентов в шликерах обеспечивает получение покрытий предлагаемого состава. Твердый электролит с нанесеннь.м íà его поверхность покрытием подвергают сушке с по- 10 следующим обжигом при 1500 — 1550 С.

Для работы в электрохимическом уст;ройстве на покрытие готового электропроводного керамического изделия наносят платиновый электродный слой, который по- 15 средством выводов соединяют с регулирующим устройством, -.

Свойства предлагаемого электропроводного керамического изделия определяют на образцах-балочках размерами 5х5х60 мм, 20

Изготовленных по указанной технологии, Для измерения электрических характеритик торцы (контакты) образцов покрывают латиной. Кажущуюся плотность определя от путем гидростатического взвешивания в 25 керосине.

Измерения электросопротивления выполняют двухэлектродным методом при помощи мостовой схемы на переменном токе с использованием установки, снаб- 30 женной автоматическим программным регулятором. температуры. Определение лектросопротивления производят при температурах 700 и 800oС, характерных для работы электропроводного керамического 35 изделия в датчике контроля сжигания Toll лина в автомобильных двигателях, /

Скорость "старения" оценивают по приросту электросопротивления образцов после 72 ч работы при 900 С.

Для получения сравнительных данных изготавливают и исследуют образцы известного электропроводного керамического изделия. Они имеют ту же форму, что и предлагаемые образцы, и включают в себя твердый электролит, содержащий, мас, . диоксид циркония, 95,4; оксид иттрия 3,6, с нанесенным на его поверхность покрытием, составы которых приведены в таблице, причем покрытие состава 1 наносят из шликера на основе раствора поливинилового спирта, содержащего порошки оксидов циркония и иттрия, а состава 2 — из шликера на основе раствора поливинилового спирта, содержащего порошок диоксида циркония и раствор хлорида иттрия, Формула изобретения

Электропроводное изделие преимущественно для датчиков контроля сжигания топлива в автомобильных двигателях, выполненное в виде полого тела вращения из керамики на основе диоксида циркония, частично стабилизированного оксидом иттрия, с керамическим покрытием на основе диоксида циркония, стабилизированного оксидом иттрия до кубической модификации, отличающееся тем,что,сцелью снижения электросопротивления и скорости старения, повышения плотности, покрытие дополнительно содержит оксид меди и оксид лития при следующем соотношении

1компонентов покрытия, мас. ь:

Оксид иттрия 15,1 — 16,8

Оксид меди 2,0-2,3

Оксид лития 0,5 — 1,1

Диоксид циркония Остальное )661364

С С к

Ь О т сч О аЕ ор et

Ф I à аос ЗО зQ ос»

e I» oLDO

-O c L0Cn

Фа а.

OI Ct

ОЪ QI о о

I0 а cu

О -0 о е

c - а оС> m а а (- 0»Ф

zsc с *Е

Я со ло

СО ОЪ

CD CD

С)

Ю

Ю л

A с о

ОРЭ о Е

> *- N

g од с

О о о

ЭЗ

З

Ж

Ь о

L

С Ф о 3 с о

О X

<- о х е о

r c

y)

Ф X

s z

x e в с

)(Ф

X то

О а ж о

Е

6I о

i о

Е о х е

i

3( О.

Ff о о

<о О

С= В

З

Х - С0 о

О О

3icc. ФЕ

С Ь

С0 а цр С о

t СЧ С"Э

LA lA lA lA сэ л- m o

Л О СЧ О

NNN »

-Ч Ф00 сч в в со

С ЪNN on nctI tv

lA Ct Lf N Ч

В ОСЧСЪ

to воав

CD t Л СО 00

lA lA lA lA lA lA

СО С ) Ф 0) С Ъ РЪ О СЧ ОО

OO 00 СО С0 00 00 в о со оо

ООЕ СЧ

N СЧ СЧ СЧ

СЧ.Л » CO Ф

LA О> LA LA cD <О

° Ф;, ° %» Ф

З и

N I0 С .) Ч LA LD

О.

С: