Передвижная опалубка

Иллюстрации

Показать все

Реферат

 

Изобретение относится к строительству и горному делу и предназначено для механизации процессов возведения монолитной бетонной крепи при проходке перегонных тоннелей. Цель изобретения - упрощение конструкции опалубки и повышение надежности ее работы. Для этого пространственный каркас (ПК) оснащен продольными 2 и поперечными 3 балками, натяжными 6, 7 и концевыми 8, 9 роликами, продольными рейками (ПР), жестко прикрепленными к поперечным рейкам. Внешние поверхности ПР образуют поверхность, аналогичную форме выработки. В продольном направлении ПК охвачен выполненными из транспортерных лент бесконечными замкнутыми формообразующими элементами (ФЭ) 12. Внешние ветви ФЭ 12 размещены на ПР с возможностью скольжения. К хвостовой части ПК прикреплены опорные домкраты 19 с роликами 18. В головной части ПК посредством выдвижных балок 33 и гидроцилиндров 34 установлена портальная опора с домкратами 38 для регулировки и установки опалубки по контуру выработки, а посредством балок 20 закреплен дугообразный копир 21 в виде желоба с тяговыми канатами, приводом 24 и установленной на копире 21 кареткой 25. К каретке 25 с возможностью поворота и наклона прикреплена направляющая труба 26. Через трубу 26 пропущен рукав 27 со смесителем 28 и соплом 29. Посредством лыж 30 ПК установлен на направляющих балках. Собранную опалубку при помощи домкратов 19, направляющих балок и домкратов 38 устанавливают в рабочее положение, предварительно включив маслостанцию 40. Сокращением домкратов 38 и распором гидроцилиндров 34 перемещают опору по ходу бетонирования и распирают домкраты 38. При этом перемещаются и выдвижные балки 33. Посредством подачи бетонной смеси и перемещением каретки 25 с трубой 26, рукавом 27 и соплом 29 по копиру 21 вдоль стенок выработки наносят слой бетона. После укладки слоя бетона опалубку подтягивают к опоре и бетонирование продолжается. Во время перемещения опалубки ФЭ 12 перемещаются одновременно с ПК. Стороны ФЭ 12, обращенные к стенкам выработки, отрываются от них у роликов 8, 9 в радиальном направлении, а внешние ветви скользят по ПР. 1 з.п.ф-лы, 5 ил.

СОЮЗ СОВЕТСКИХ

СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ

РЕСПУБЛИК (19) (11) (s1)s Е 21 D 11/10

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ

ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ

ПРИ ГКНТ СССР

ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ

795Ч 75 1 76 ЗУ М

78 Г7 16

17иг:1

К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4365951/03 (22) 15.01.88 (46) 07.07.91. Бюл. ЬЬ 25 . (71) Всесоюзный проектно-технологический институт транспортного строительства (72) В.Э.Котляревский, С.Е.Легкобыт, В.И.Нестеренко и В.Е.Янсон (53) 624.191.8 (088.8) (56) Заявка ФРГ

ЬЬ 3446804, кл. Е 21 D 11/10, 1989.

Авторское свидетельство СССР и - 1064005, кл. Е 21 0 11/10, .1980. (54) ПЕРЕДВИЖНАЯ ОПАЛУБКА (57) Изобретение относится к строительству и горному делу и предназначено для механизации процессов возведения монолитной бетонной крепи при проходке перегонных тоннелей. Цель изобретения — упрощение конструкции опалубки и повышение надежности ее работы. Для этого пространственный каркас (ПК) оснащен п1)одольными 2 и поперечными 3 балками, натяжными 6, 7 и концевыми 8,9 роликами, продольными рейками (ПР), жестко прикрепленными к поперечным рейкам. Внешние поверхности ПР образуют поверхность, аналогичную форме выработки. В продольном направлении ПК охвачен выполненными из транспортерныхлент бесконечными замкнутыми формообразующими элементами (ФЭ) 12. Внешние ветви ФЭ 12 размещены на ПР с возможностью скольжения, К хвостовой части ПК прикреплены опорные домкраты 19 с роликами

18. В головной части ПК посредством выдвижнйгх балок 33 и гидрацилиндров 34 установлена портальная опора с домкратами

38 для регулировки и установки опалубки по контуру выработки, а посредством балок 20

1661430 закреплен дугообразный копир 21 в виде желоба с тяговыми канатами, приводом 24 и установленной на копире 21 кареткой 25.

К каретке 25 с возможностью поворота и наклона прикреплена направляюшая труба

26, Через трубу 26 пропущен рукав 27 со смесителем 28 и соплом 29. Посредством лыж 30 ПК установлен на направляющих балках. Собранную опалубку при помощи домкратов 19, направляющих балок и домкратов 38 устанавливают в рабочее положение, предварительно включив маслостанцию 40. Сокращением домкратов

3S и распором гидроцилиндров 34 перемеИзобретение относится к строительству и горному делу и предназначено для механизации процессов возведения монолитной бетонной крепи при проходке перегонных тоннелей, сооружаемых в устойчивых породах, а также при строительстве подходных выработок, штолен и коротких выработок метрополитенов, Цель изобретения — упрощение конструкции опалубки и повышение надежности ее работы.

На фиг.1 показ" íà опалубка, продольный разрез; на фиг2 — разрез А — А на фиг.1; на фиг,3 — формующий элемент, продольный разрез; на фиг.4 — разрез Б — Б «а фиг.3; на фиг.5 — узел I на фиг,1.

Передвижная опалубка включает выполненный по форме выработки пространственный решетчатый каркас 1, состоящий из жестко соединенных между собой продольных 2 и поперечных 3 балок, с внешней стороны нд l1GBGpxHocTM KoTopblx размещены поперечные рейки 4 с прикрепленными к ним посредством болтовых соединений продольными рейками 5, при этом к поперечным балкам3 с головной и хвостовой сторон каркаса 1 прикреплены соответственно натяжные 6 и 7 и концевые 8 и 9 ролики с ретордами 10, В продольном направлении каркас 1 охвачен выполненными из трансформаторной ленты бесконечными замкнутыми формообразующими элементами 11 и

12, внешние ветви которых размещены на продольных рейках 5, Для обеспечения взаимного перекрытия расстояния межд j ветвями cMBHHblx формообразующих элементов 11 и 12 и расстояния между натяжными 6 и 7 и концевыми 8 и 9 роликами соответствующие формообразующие элементы 11 и 12 выполнены различными и размещены по периметру опалубки в шахматном порядке. Для щают опору по ходу бетонирования и распирают домкраты 38. При этом перемещаются и выдвижные балки 33, Посредством подачи бетонной смеси и перемещением каретки

25 с трубой 26, рукавом 27 и соплом 29 по копиру 21 вдоль стенок выработки наносят слой бетона, После укладки слоя бетона опалубку подтягивают к опоре и бетонирование продолжается. 8о время перемещения опалубки ФЭ 12 перемещаются одновременно с ПК. Стороны ФЭ 12, обращенные к стенкам выработки, отрываются от них у роликов

8,9 в радиальном направлении, а внешние ветви скользят по ПР, 1 з.п. ф-лы, 5 ил, снижения коэффициента трения продольные рейки 5 пропитывают минеральным маслом или оснащают пластмассовыми накладками, Для повышения несущей способ5 ности опалубки к торцам боковых стенок каркаса 1 прикреплены поперечные балки

13 и 14, а для перемещения опалубки по почве выработки к хвостовой части опалубки прикреплены балки 15, к которым по10 средством шарниров 16 присоединяют кронштейн 17 с опорными роликами 18 и домкраты 19.

В головной части каркаса 1 посредством балок 20 закреплен дугообразный по

15 конфигурации опалубки копир 21, выполненный в виде желоба 22, в котором размещены ветви каната 23, посредством которых и привода 24 имеет возможность перемещаться по копиру 21 установленная на нем

20 каретка 25. На каретке 25 с возможностью поворота и наклона закреплена направляющая труба 26, через которую пропущен рукав 27. Для подачи бетонной смеси в заопалубочное пространство рукав 27 осна25 щен смесителем 28 и соплом 29.

Основание каркаса снабжено лыжами

30, установленными на направляющих балках 31 с возможностью продольного перемещения. а на поперечных балках 13 и 14

30 установлен настил 32, причем лыжи 30 и настил 32 оснащены выдвижными балками

33, которые посредством гидроцилиндров

34 соединены с портальной опорой 35.

Для регулирования и установки опалуб35 ки по контуру выработки портальная опора

35 оснащена распорными 36, опорными 37 и домкратами 38, а также пультом 39 управления, соединенным с маслостанцией 40, баком 41 для добавок, площадками 42 и ле40 стницей 43.

Собранную опалубку с помощью домкратов 19, направляющих балок 31 и домкра1661430

20

30

45

55 тов 36-38 портальной опоры 35 устанавливают на продольной оси выработки в рабочее положение, предварительно включив маслостанцию 40 и настелив для уменьшения сил трения на направляющие балки 31 промасленные доски. Затем сокращают домкраты и посредством распора гидроцилиндров 34 портальную опору 35 перемещают на ход поршня гидроцилиндров 34 по направлению бетонирования, перемещая при этом выдвижные балки 33 по направляющим вдоль настила 32 и лыж 30, после чего домкраты 38 распирают.

С помощью направляющей трубы 26 сопла 29 вводят в пространство, между стенкой выработки и формообразующими элементами 11 и 12 опалубки на заданную глубину, а посредством привода 24 с тяговыми канатами 23 каретку 25 с закрепленной на ней направляющей трубой 26, в которой размещен рукав 27 с соплом 29, перемещают по дугообразному копиру 21 в исходное для бетонирования положение. . Бетонирование начинают с нижней боковой части выработки посредством перемещения каретки 25 с направляющей трубкой 26, рукавом 27 с соплом 29 к верхней части выработки. Аналогичным образом бетонируют и другую часть выработки.

После укладки слоя бетона опалубку посредством сокращения гидроцилиндров 34 подтягивают к портальной опоре 35 и наносят очередной слой бетона по периметру выработки, Затем вновь сокращают домкраты 38, посредством распора гидроцилиндров 34 перемещают портальную опору 35 на . ход штока гидроцилиндра 34 в направлении бетонирования, распирают домкраты 38 и начинают следующий цикл бетонирования.

Так как портальная опора 35 и опалубка имеют проемы в средней части, то в процессе бетонирования могут выполняться другие операции проходческого цикла, в том числе и отгрузка породы из забоя.

Кроме того, путем отсоединения одного иэ домкратов 38 от выдвижной балки 33, установкой его в горизонтальное положение и распором в одну из боковых стен выработки осуществляют разворот опалубки на криволинейных участках выработки, .

В процессе перемещения опалубки вдоль бетонируемой выработки формообразующие элементы 11 и 12 из транспортерных лент перемещаются одновременно с каркасом 1 опалубки. При этом стороны лент, обращенных к стенкам забетонированной выработки, отрываются от стенок у концевых роликов 8 и 9 в радиальном направлении, а внешние ветви формообразующих элементов при перемещении каркаса скользят по продольным рейкам 5, пропитанным минеральными маслами при малом сопротивлении трению. Лыжи скользят по укладываемым на балки 31 доскам, также пропитанным минеральными маслами.

Преимуществами предлагаемой опалубки являются: возможность формирования гладких криволинейных поверхностей при проходке тоннелей арочной формы при одновременном упрощении конструкции опалубки при ее изготовлении и эксплуатации; малое сопротивление перемещению формообразующих лент по внешним поверхностям опалубки за счет армирования их направленными вдоль опалубки брусками из дерева, пропитанными минеральными маслами; качественный отрыв транспортерных лент от забетонированных поверхностей; высокая экономическая эффективность.

Формула изобретения

1. Передвижная опалубка, включающая пространственный каркас с элементами качения и размещенными на его поддерживающих частях в чередующемся порядке бесконечные замкнутые формообразующие элементы, механизм перемещения, бетоновод с механизмом его вождения, маслобак и пуль "-управления, отличающаяся тем, что, с целью упрощения конструкции

35 опалубки и повышения надежности ее работы, пространственный каркас оснащен размещен ными в его хвостовой части опорными домкратами с роликами и продальными рейками, внешние поверхности которых образуют поверхность, аналогичную форме выработки, причем бесконечные замкнутые формообразующие элементы выполнены из транспортерной ленты, а механизм перемещения — в виде шагающей портальной опоры, при этом внешние ветви бесконечных замкнутых формообразующих элементов размещены на продольных рейках с возможностью скольжения, а шагающая портальная опора посредством выдвижных балок и домкратов соединена с каркасом опалубки.

2. Опалубка по п.1, отличающаяся тем, что механизм вождения бетоновода выполнен в виде дугообразного копира с кареткой и канатным приводом.

1661430

1661430

Составитель Ю.Зуев

Редактор А.Шандор Техред ММоргентал Корректор М.Кучерявая

Заказ 2108 Тираж 294 Подписное

ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР

113035, Москва, Ж-35, Раушская наб., 4/5

Производственно-издательский комбинат "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101