Упругоцентробежная муфта
Иллюстрации
Показать всеРеферат
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в быстроходных силовых установках для соединения валов машин и механизмов. Цель изобретения - увеличение компенсирующих возможностей при всех видах несоосностей осей соединяемых валов, повышение надежности и долговечности. На концах хвостовиков 3 и 4 с кронштейнами 8 полумуфт 1 и 2 с помощью разрезных осей 5, имеющих на взаимообращенных поверхностях сквозные пазы с выпуклым дном, шарнирно закреплены пружинные кольцевые четверти соединительного звена 7. Пары диаметрально противоположно расположенных пружинных кольцевых четвертей размещены со смещением в радиальном направлении, а их концы зафиксированы от смещения в окружном направлении в сквозных пазах разрезных осей 5 посредством замкового соединения. При расцентровке валов и угловом смещении пружинные кольцевые четверти изгибаются. Шарнирное крепление их концов в разрезных осях 5 обеспечивает их разгрузку и передачу крутящего момента с уменьшенным давлением на опоры соединяемых валов. 9 ил.
СОЮЗ СОВЕТСКИХ
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ
РЕСПУБЛИК (я) s F 16 О 43/14 гОС УДАР СТВЕ ННЫ И КОМИТЕТ
ПО ИЗОБРЕТЕНИЯМ И ОТКРЫТИЯМ
ПРИ ГКНТ СССР
ОПИСАНИЕ ИЗОБРЕТЕНИЯ
К АВТОРСКОМУ СВИДЕТЕЛЬСТВУ (21) 4717020/27 (22) 11,07.89 (46) 07.07,91. Бюл. ¹ 25 (71) Вильнюсский инженерно-строительный институт (72) Б.П.Спрусгис, K).È.Þðåâè÷, А.Ю.Шатас, Э.-А.Й,Тоторайтис и В.M.Ôðîëoâ (53) 621.825.5 (088.8) (56) Авторское свидетельство СССР
N 1383032, кл, F 16 D 43/14, 1986. (54) УПРУГО-ЦЕНТРОБЕЖНАЯ МУФТА (57) Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в быстроходных силовых установках для соединения валов машин и механизмов. Цель изобретения — увеличение компенсирующих возможностей при всех видах несоосностей осей соединяемых валов, повышение надежности и долговечности. На концах хвостовиков
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в быстроходных силовых установках для соединения валов машин и механизмов.
Цель изобретения — увеличение компенсирующих возможностей при всех видах несоосностей осей соединяемых валов, ЙОвышение надежности и долговечности.
На фиг.1 изображена упругоцентробежная муфта, общий вид; на фиг,2 — разрез А-А на фиг,1; на фиг.3 — разрез Б-Б на фиг.2; на фиг,4 — узел крепления соединительного звена, вариант выполнения; на фиг.5 — разрез В-В на фиг,4; на фиг,6 — разрез Г-Г на фиг.4(крепление соединительного звена нереверсивного типа); на фиг.7 — разрез Д-Д на фиг,4 (реверсивный тип); на фиг.8 — упру„, SU „„1661517 А1
3 и 4 с кронштейнами 8 полумуфт 1 и 2 с помощью разрезных осей 5, имеющих на взаимообращенных поверхностях сквозные пазы с выпуклым дном, шарнирно закреплены пружинные кольцевые четверти соединительного звена 7. Пары диаметрально противоположно расположенных пружинных кольцевых четвертей размещены со смещением в радиальном направлении,.а их концы зафиксированы от смещения в окружном направлении в сквозных пазах разрезных осей 5 посредством замкового соединения, При расцентровке валов и угловом смещении пружинные кольцевые четверти изгибаются. Шарнирное крепление их концов в разрезных осях 5 обеспечивает их разгрузку и пеоедачу крутящего момента с уменьшенным давлением на опоры соединяемых валов. 9 ил. гоцентробежная муфта, вариант выполнения; на фиг.9 — разрез Е-Е на фиг,8, Упругоцентробежная муфта состоит из ведущей 1 и ведомой 2 полумуфт, представляющих собой ступицы с диаметрально противоположно расположенными хвостовиками 3 и 4, Хвостовики 3 одной полумуфты расположены по отношению к хвостовикам 4 другой полумуфты под прямым углом. На концах хвостовиков 3 и 4 обеих полумуфт с помощью разрезных осей
5 с пазами, выполненными на взаимообращенных поверхностях их частей, и втулок 6 шарнирно закреплено упругое соединительное звено 7 в виде пружинных кольцевых четвертей. Концы кольцевых четвертей имеют выемки, которые входят в пазы осей
45 бг г
5 (фиг.З). Оси 5 одними концами с втулками
6 шарнирно установлены в хвоставиках 3 и
4 полумуфт, а другими — в кронштейны 8, установленные на хвостовиках. На кольцевых четвертях па центру их симметрии могут быть закреплены центробежные грузы 9, увеличивающие несущую способность муфты, При этом сквозные пазы на вэаимаобращенных поверхностях частей (раэрезных) осей 5 выполнены с выпуклым дном, 1
На фиг, 4, 5 и 8 показана расположение диаметрально противоположно расположенных пар кольцевых четвертей звена 1, смещенных в радиальном направлении одна относительно другой на расстояние значительно большее, чем толщина кольцевой четверти (фиг.1). В этом случае в каждой разрезной оси закрепл"...íî по одному концу соответствующей ей кольцевой четверти, а на хвоставиках с кронштейнами установлена по две разрезные оси 5, В данном случае передаваемый крутящий момент в разные стороны разный, Такой вариант расположения целессобоазна применять в реверсируемом оборудовании, где передаваемый крутящий момент имеет ра-ную величину при рабочем и холостом ходу.
На фиг,6 показан вариант выполнения замкового соединения концов кольцевых четвертей с осями 5, когда на концах четвертей выполнены лыски, на выступы которых упираются разрезные оси 5, В этом случае работают только две четверти соединительного звена на сжатие, На фиг.7 показан случай, когда работают Все четыре кольцевые четверти соединительного звена, так как их концы имеют выемки и упираются в пазах относительно ссей 5 с двух сторон, Муфта работает следующим образом.
В статическом положении и при вращении без нагрузки общая ось хвостовиков 2 ведущей полумуфты перпендикулярна к общей оси хвостовиков 4 ведомой полумуфты и угол а = 90О, а упругое ссединительнсе звено 7 представляет собой окружность.
При вращении в указанном направлении (фиг.1) под действием крутящего момента ведущая полумуфта повернется относительно ведомой, при этом угол а увеличивается за счет упругих. свойств звена 7, и грузы 9 приблизятся к оси вращения. При увеличении частоты вращения под действием цент робежных сил распределенной массы упругого соединительного звена 7 и грузов
9 упругое звено будет восстанавливаться в прежнее положение, удаляясь от оси I
1п
Г) ) >0 ЭЦ вращения и прибли>каясь к форме окружности. Угол ауменьшается, При радиальных и крутильных смещениях осей палумуфт Относи ельно друг друга упругое звено 7 будет деформироваться. но шарнирное ега закрепление дает вазможность провороту осей 5 и разгрузит контактные напряжения.
При соответствующей крутящей нагрузке и ссответству ощей частоте вращения усганавливается опр деленное динамическое равновесие, характеризуемое как углом деформации а, так и соответствующей деформацией упругого соединительного звена 7.
При крутильном возмущении ведущей или ведомой палумуфт центробежные грузы
9 совершают колебания в радиальном направлении и в определ" ííûõ условиях крутил ьн ь е кол еба н ия могут быть локализованы в одной иэ полумуфт (ведущей или ведомой). Муфта может обеспечить динамическое гашение крутильных колебаний со следящей настройкой в широком частотном диапазоне, При расцентравке валов в продольном и радиальном направлениях и при угловом смещении пружинные кольцевые четверти звена 7 изгибаются, а шарнирное крепление их концов в разрезнь|х Осях 5 обеспечивае — их разгрузку и передачу крутящего момента са значительным уменьшением давлений на опоры соединяемых валов.
Формула изобретения
Упругоцентробежная муфта, содержащая две палумуфты, каждая из которых выполнена в виде ступицы с диаметрально и рати наполож но расположен ными хвостовиками, соединенными упругим соединительным звеном, составленным из паужинных кольцевых четвертей, причем пэры диаметральна противоположных четвертей размещены со смещением в радиальном направл,íèè одна относительно даугсй, О тл и ч ачс щ а я с я тем, что, с целью увеличения компенсирующих воэможностей при всех видах нессоснастей осей соединяемых валов, повышения надежности и дслговечнастл, сна снабжена разрезными асями и прикрепленными к торцам хвостаников кронштейнами, на взаимоабращенных поверхностях частей осей выполнены сквозные пазь. с выпуклым дном, концы пру-. жинных кольцевых четвертей размещены s пазах и зафиксированы от смещения в окружном направлении посредством замкавоl o соединения, раэрезные Оси установлены с воз io,": ÷îñòüþ поворота одними концами в кронштейнах, а другими — в хвостовиках палумуфт, 1661517
1661517
Фиг.В
Составитель Г, Абрамова
Техред М.Моргентал Корректор Н, Король
Редактор Т. Зубкова
Производственно-издательский комбина "Патент", г. Ужгород, ул.Гагарина, 101
Заказ 2112 Тираж 419 Подписное
ВНИИПИ Государственного комитета по изобретениям и открытиям при ГКНТ СССР
113035, Москва. Ж-35, Раушская наб„4/5